Ударная стройка

Повестка дня
Москва, 24.01.2011
«Эксперт Сибирь» №1-3 (287)

Государственная «Транснефть» заявила о том, что планирует закончить строительство линейной части второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в 2011 году и запустить его на год раньше срока. «Я уверен, что в текущем году мы закончим строитель­ство ВСТО-2, линейную часть, и в 2012-м нефтепровод с опережением примерно на один год сможем сдать в эксплуатацию», — сказал глава монополии Николай Токарев. По его словам, сейчас сварено 1 200 км из 2 046 км линейной части ВСТО-2.

Это хорошая новость для Сибири, потому как запуск второй очереди мегатрубы, которая должна увеличить годовой объем поставок восточносибирской нефти в страны АТР с 35 до 50 млн тонн в год, раньше срока принесет региональным бюджетам уже в 2013 году дополнительно 20–30 млрд рублей налогов. Связь здесь достаточно прямая. «Строительство второй очереди ВСТО ведется российским заказчиком, российскими подрядчиками, используются большей частью российские трубы. Для наполнения построенного нефтепровода потребуются разведка и разработка новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, России в целом реализация проекта ВСТО-2 явно даст серьезный мультипликативный эффект», — подчеркивал в интервью журналу «Эксперт» главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ.

Конечно, не все сибирские предприятия смогли или успели получить подряды, связанные со строительством двух очередей ВСТО, инфраструктуры и нефте­проводов-отводов от мегатрубы. Красноярский губернатор Лев Кузнецов не так давно, например, жестко пенял своим промышленникам на то, что они фактически проворонили строительство нефтепровода Ванкор–Пурпе, по которому с прошлого года нефть, добываемая на Ванкорском месторождении в крае, поступает в первую очередь ВСТО. Сейчас «Роснефть» с «Транснефтью» затеяли тянуть нефтяную трубу до ВСТО по востоку края — от Юрубчено-Тохом­ского нефтяного блока до Тайшета (Иркутская область). И Кузнецов в жесткой форме потребовал от красноярских промышленников принять максимально возможное участие в сооружении этого объекта и сопутствующей ему инфраструктуры.

Но главная связь между региональными бюджетами и ВСТО — это, конечно, увеличение налогов от добычи нефти на сибирских территориях. Уже первая очередь нефтепровода, сданная в эксплуатацию в конце 2009 года, пробудила острый интерес нефтяников к Восточной Сибири. Объем экспорта российской нефти через терминал спецморнефтепорта «Козьмино» в Приморье в 2010 году составил 15,3 млн тонн — на 340 тыс. тонн больше запланированного. По словам главы «Транснефти», только с Ванкора в нынешнем году в ВСТО будет поставлено 14 млн тонн нефти. В 2012 году «Роснефть» планирует увеличить поставки до 18 млн тонн, а к 2017 году — до 25 млн тонн нефти в год. Активно бурит скважины и «Сургутнефтегаз». Дело дошло до того, что добывать нефть в Сибирь отправились сами потребители, например японцы. «Япония планирует значительно увеличить инвестиции в поиск и освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Можно предположить, что таким образом страна планирует обеспечить увеличение объемов транспортировки нефти марки ESPO по ВСТО. Вполне логично, что Япония, вкладываясь в разработку месторождений, заранее пытается гарантировать себе рост поставок восточно­сибирской нефти», — обосновывает позицию японских инвесторов аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин.

Поэтому намерения «Транснефти» на год раньше закончить вторую очередь ВСТО вполне объяснимы и совпадают с интересами сибирских регионов. Больше труба — больше нефти — больше налогов. К тому же Николай Токарев заявил, что «Транснефть» сохраняет планы по расширению мощности ВСТО до 80 млн тонн в год. При этом он подчеркнул, что мощность нефтепровода будет увеличиваться только за счет роста добычи в регионе. «Снимать нефть с европейских направлений никто не собирается», — сказал глава «Транснефти». Этот оптимизм тоже понятен — цена на нефть на мировых биржах, к радости нефтяников и властей нефтедобывающих территорий, вновь поднялась почти до уровня 2008 года. 

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №1-3 (287) 24 января 2011
    Особые экономические зоны
    Содержание:
    В зоне непуганых инноваций

    Технико-внедренческая зона в Томске, единственная за Уралом, отметила свое пятилетие. Для региона она уже стала мощной «точкой роста», но пока важнее то, что она помогла существенно преобразить облик студенческого города и усилить его статус инновационной столицы Сибири

    Реклама