ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Театральная пауза

2011
Фото: Борис Барышников

Новые директор и главный дирижер новосибирского театра оперы и балета должны будут найти правильную стратегию развития крупнейшего за Уралом объекта культуры

9 декабря 2010 года директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) Руслан Ефремов был найден мертвым в минской гостинице «Виктория» (уже в январе прокуратура Минска установила факт самоубийства). А после нового года подтвердились давно курсировавшие слухи о том, что театр покидает всемирно известный главный дирижер Теодор Курентзис. События эти, наверное, не находятся в прямой связи, но четко характеризуют состояние безвременья, в котором сейчас оказался новосибирский оперный. Кто станет новым руководителем, пока неизвестно. Но именно ему предстоит, сотрудничая с местным театральным сообществом и ориентируясь на мировые культурные тренды, выработать четкую и амбициозную стратегию развития одного из главных символов Новосибирска.

От юбилея к юбилею

В 2005 году НГАТОиБ родился, по сути, во второй раз — после масштабной реставрации, приуроченной к его 60-летнему юбилею. Это время принято считать наиболее успешным периодом в новейшей истории театра. Ставший в сентябре 2001 года директором Борис Мездрич (который до этого 12 лет возглавлял Омский государственный академический театр драмы) не только провел реконструкцию стои­мостью около 1,3 млрд рублей, выделенных по федеральной программе «Культура России», но и вернул оперный на вершину театральной России. При Мездриче театр получал главные призы национального театрального фестиваля «Золотая Маска»: балет «Коппелия» (две премии), оперы «Жизнь с идиотом» (три премии) и «Аида» (четыре премии). Наконец, именно при Мездриче в театре стал работать главным дирижером Теодор Курентзис, который к тому времени уже был широко известен в мире. Таким образом, новосибирский оперный, который в 1963 году стал первым немосковским театром, получившим звание «академического», вновь заявил о себе как о культурном объекте российского и мирового масштаба.

Однако к новому юбилею театра его успехи если не уменьшились, то точно стали гораздо скромнее. В сентябре 2008 года на место Мездрича, которого назначили директором Российского театра драмы им. Федора Волкова в Ярославле (город активно готовился к 1000-летнему юбилею, празднование которого состоялось в прошлом году), пришел Руслан Ефремов — его бывший заместитель и давний соратник. По сути, Ефремов всегда был правой рукой Мездрича, но такой же харизмой, широтой взглядов и опытом не обладал. В итоге по той же федеральной целевой программе «Культура России» в 2010 году по статье «постановка музыкаль­ных программ к юбилею НГАТОиБ» театр получил всего 1,2 млн рублей. «Сегодня в театре небольшой репертуар, и труппа от этого страдает. При этом он обладает большим творческим потенциалом, оставаясь одним из лучших театров России. В первую очередь потому, что в Новосибирске нет проблемы с обеспечением кадрами — это и Новосибирская консерватория, и хореографическое училище. Поэтому единственное, чего не хватает театру — твердого руководства», — говорит профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, бывшая солистка театра Зинаида Диденко.

То, что театр остается одним из лучших в России, пока ни у кого не вызывает сомнений. Так, в 2009 году НГАТОиБ вошел в список 14 учреждений культуры России (один из двух немосковских театров и единственный за Уралом), получающих специальные гранты Правительства РФ. На осуществление творческих проектов из федерального бюджета в 2009–2011 годах НГАТОиБ будет выделено почти 165 млн рублей (для сравнения — екатеринбургский театр оперы и балета по тому же гранту будет получать ежегодно 141 млн). Трудно не согласиться с госпожой Диденко в том, что потенциал театра сегодня существенно страдает от наступившего переходного периода, связанного с фактическим отсутствием ключевых руководителей — директора и главного дирижера.

Театр на перепутье

«Я бы не стал говорить об этом как о чрезвычайной ситуации: коллектив работает, все на месте. Когда маэстро Арнольд Кац умер, тоже говорили, что коллектив не найдет выхода из сложившейся ситуации, но замена нашлась. Театр сегодня не переживает кризис, спектакли и гастроли идут по плану», — блещет оптимизмом заместитель министра культуры Новосибирской области Владимир Миллер. Впрочем, он явно лукавит: необходимо разделять общие тенденции развития крупных культурных комплексов, расположенных в каждом российском регионе, и новосибирскую специфику. «Ни для кого не секрет, что сегодня все стремятся быть ближе к Москве, это гарантия развития для творческих людей. Однако для нас это означает, что Сибирь становится культурным захолустьем. Например, в томской филармонии едва набирается коллектив из 40 человек, а для нормального ее функционирования необходимо не менее 100. А новосибирский оперный театр — это культурный объект межрегионального значения, даже томичи ездят туда на концерты. Поэтому подобное положение в театре — это почти катастрофа», — констатирует заведующий кафедрой хорового дирижирования Института искусств и культуры Томского госуниверситета Виталий Сотников.

На это накладывается и общая тенденция сокращения количества посетителей театров. Согласно справочнику «Регионы России», ежегодно выпускаемому Федеральной службой государственной статистики, — такое сокращение присуще не только Сибири, но и центральной России. Но за Уралом в целом падение выражено гораздо слабее (см. таблицу). Это говорит о том, что население в регионах Сибири чаще культурно отдыхает, чем в центре. Заметим, что по данным 2009 года Новосибирск по этому показателю находится на третьем месте в России (после Москвы и Санкт-Петербурга), за ним следуют Омск и Красноярск. В то время как Пермь, куда теперь переехал Курентзис и где активно продвигается бренд «культурная столица Европы», стоит только на 13-м месте.

Проблема использования этого потенциала, которая в конечном счете тесно связана с эффективным стратегическим управлением, видится еще более отчетливо. Причем речь идет как об уровне непосредственно театрального менеджмента, так и о качестве управления культурой региональными правительствами. В частности, как стало известно из интервью вице-премьера правительства Пермского края (до недавнего времени — министра культуры этого региона) Бориса Мильграма, основная причина переезда того же Курентзиса из Новосибирска в Пермь — создание в местном театре полноценного симфонического оркестра на базе коллектива Musica Aeterna, которым дирижер активно занимался в Новосибирске. «У Перми нет симфонического оркестра, есть только оркестр оперного театра. Поскольку я в драматическом театре делал музыкальные спектакли и пытался там создать оркестр, я точно знаю, что в Перми очень плохо с музыкантами. Мы с Теодором быстро нашли взаимопонимание. У него было одно условие — он должен создать новый оркестр. Притом что оркестр театра остается», — сказал Мильграм в интервью порталу OpenSpace. А днем раньше сам Курентзис отметил, что его оркестр все равно бы переехал из Новосибирска — если не в Пермь, так в другой город. Здесь ему просто невозможно было развиваться…

Эффективный театральный менеджмент

Конечно, оценивать роль Курентзиса в развитии новосибирского оперного театра можно по-разному. «Курентзис скорее продвигал себя, чем театр. У него была стратегия управлять театром, как сегодня управляют футбольной командой — то есть приглашать всех и платить за это большие деньги. Но проблема в том, что для того, чтобы приглашать профессионалов экстра-класса, у нас не хватало средств. Но зачем тогда приглашать середнячков? Поэтому здесь ему всегда говорили: дайте нам постановку, а мы обеспечим ее труппой. Существовала проблема — труппа очень редко видела своего главного дирижера в театре», — говорит Зинаида Диденко. Есть и такой взгляд: известность фигуры Курентзиса в мире, его экстравагантность и необычность (грек, живущий в Сибири) сами по себе привлекали внимание как к оперному, так и в целом к Новосибирску.

Тем не менее вопрос об эффективности управления НГАТОиБ в последние годы — далеко не праздный. Предыдущие годы, когда театром руководил Борис Мездрич, доказывают, что многое зависит именно от того, кто стоит во главе труппы и театра в целом. Примеры эффективного театрального менеджмента в Новосибирске существуют — в первую очередь директор молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. Она была назначена на этот пост в августе 2001-го (до этого была заместителем директора «Глобуса», а еще раньше — заместителем директора НГАТОиБ) и за несколько лет сделала из местного ТЮЗа собственно бренд «Глобус». Сам театр стал площадкой для проведения межрегиональных фестивалей, а в декабре 2007 года здесь прошел и региональный — «Золотая Маска».

Повестка дня для академического театра оперы и балета, конечно, масштабнее. В первую очередь вопрос развития регионального репертуара. «В Сибири классические произведения должны ставиться не по мотивам оригиналов, как это распространено сегодня, а в первоначальном виде. Нужно учитывать не только элиту, но и обычного слушателя. Это специфика нашего региона», — констатирует Виталий Сотников. По мнению Зинаиды Диденко, театру необходимо больше внимания уделять произведениям русских авторов. «Во всем мире ставятся русские оперы, а у нас такие постановки единичны. Новосибирский оперный театр всегда и был славен тем, что являлся театром русской классики, а также лабораторией современного искусства. Помимо этого, новосибирский оперный знают во всем мире, потому что у нас были собственные, выращенные здесь кадры. Ягудин, Урбанович, Мясницкая, Зорина, Бибичева, Чурикова, Видеман — это фамилии, которыми сибирская опера может гордиться. Словом, у нас есть потенциал, которым можно руководить. И сегодня важно найти грамотную творческую группу — директора и главного дирижера», — заключает она.

В эффективном управлении оперным заинтересован и регион. В конечном счете НГАТОиБ, который является ярким символом Новосибирска и крупнейшим культурным комплексом в регионе, ценят не только за архитектуру, но и за внутреннее содержание.

«Эксперт Сибирь» №4-6 (288)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама