И тазики, и огурцы, и инновации

Тема недели
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Сибирь» №15-16 (293)

Импортозамещение — одно из главных направлений инвестирования. Ведь импорт — явный признак наличия платежеспособного спроса на тот или иной товар. Логично предположить, что если аналогичный импортному по качеству и стоимости товар технологически возможно  произвести в России, бизнес может смело делать соответствующие капиталовложения. В противном случае некоторые виды предпринимательской деятельности, менее рентабельные, чем добыча и экспорт сырья, просто не будут развиваться в нашей стране.

Одно из важнейших достоинств импортозамещения — снижение зависимости экономики от зарубежных технологий. Закупка за рубежом оборудования неминуемо ставит российские компании в рамки. Власти, конечно, эту ситуацию понимают. Недавно, к примеру, премьер-министр России Владимир Путин объявил о решении закрыть рынок энергомашиностроения для зарубежных компаний. Российская энергетика, в которую в ближайшие годы будут вложены триллионы рублей, должна оснащаться отечественными турбинами, сетевым оборудованием и трансформаторами (см. «Против турбин с иероглифами» в журнале «Эксперт» № 15 за 2011 год). «Если все импортировать, то мы тут скоро все деградируем», — возмутился Путин.

Но на другом уровне зависимость страны от импорта ощущается повсеместно. В Японии, например, почти все товары — от карандашей до лифтов — выпускают местные производители. Наша экономика со времен покорения Енисея способна конкурировать с импортом лишь в сфере крупных товаров, в частности, военной техники. При этом рынки повседневных продуктов почти целиком отданы на откуп иностранцам. Очевидно, что столь «простая» экономика не имеет будущего. Поэтому структуру внутреннего производства, особенно в Сибири, нужно радикально «усложнить», приблизив ее сильнее к структуре потребления.

Что мы вкладываем в понятие «усложнение экономики»? В общих словах, речь идет о развитии большого количества отраслей, ориентированных на удовлетворение внутреннего спроса. В докладе Института общественного проектирования (см. «Оппозиции нашего времени» в журнале «Эксперт» № 2 за 2011 год) констатируется: экономика страны сегодня не обладает достаточной мощью для того, чтобы решать новые политические и социальные задачи. В связи с этим России жизненно необходимо масштабное развитие производительных сил по двум взаимосвязанным направлениям: собственно индустрии и инновационных производств, причем максимально широко разбросанных по всей стране.

В последние годы стало модным говорить именно об инновациях. Государство, объявившее курс на модернизацию экономики и поддержку высокотехнологичных бизнесов, похоже, немного перегнуло палку. Дело в том, что спрос государства на инновации способен обеспечить лишь точечные прорывы, пускай и в важных отраслях. Но для широкого проникновения инноваций в экономику необходимо сформировать предпринимательский спрос на новые технологии. Ведь для бизнесмена инновации — один из инструментов конкурентной борьбы, возможность стать монополистом в своей отрасли. А потому многие будут готовы рисковать. Беда в том, что этих многих в России слишком мало — бизнес-активность в стране, особенно в глубинке, явно не высока. За счет новой индустриализации или реиндустриализации можно нарастить производственное многообразие. А значит, сформировать и спрос на инновации со стороны субъектов «новой» экономики.

Если говорить о предпринимателях, сформировавшихся в 1990-х годах, можно допустить, что их активную деятельность в инновационной сфере ограничивает инерционность мышления. Что касается «новых» предпринимателей, число которых пока невелико, то их выбор в пользу традиционных сфер обусловлен скорее объективными факторами: рисками, сроками окупаемости, конкуренцией со стороны иностранных высокотехнологичных компаний, наконец, отсутствием позитивного опыта. На деле успешные инновационные продукты создаются не ради самих продуктов, а чтобы выполнить заказ на решение определенной проблемы, то есть изначально под потребителя. Технологическая отсталость и структура российской экономики обеспечивает слишком низкий промежуточный спрос на инновации. Реальная потребность внедрения современных технологий сейчас слишком низка, а когда она возникает, предприятию оказывается легче купить зарубежную технологию, чем постоянно вкладывать средства в собственные разработки.

Стимулировать спрос на инновации может только модернизация существующих промышленных мощностей, а также масштабное развитие новых предприятий. И в этой связи импортозамещение может стать хорошим подспорьем для бизнесменов. В конце концов, способность делать хорошие тазики — не меньший показатель таланта, чем умение изобрести велосипед.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №15-16 (293) 25 апреля 2011
    Импортозамещение
    Содержание:
    Свое против завозного: пока проигрываем

    Пищепром, химия, машиностроение — основные отрасли, потенциал импортозамещения в которых может стать основой для роста новых бизнесов, ориентированных на удовлетворение существующего внутреннего спроса

    Реклама