Такса на такси

Русский бизнес
Москва, 05.09.2011
«Эксперт Сибирь» №35 (302)
Федеральная власть всерьез взялась за бизнес автоперевозок. Таксисты уверены — их разжаловали в бомбил

Фото: Виталий Волобуев

С 1 сентября вступают в силу новые правила таксомоторных перевозок. Федеральный закон № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривает возвращение системы лицензирования такси, которая действовала до 2005 года. Этот шаг власти воспринимают как демонтаж грубейшей ошибки прошлого — отмены лицензирования, которая привела к тому, что количество нелегалов увеличилось, а уровень безопасности на дорогах упал ниже плинтуса.

Согласно закону вместо лицензии легковым такси теперь будет выдаваться специальное разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Выдавать бумагу будут департаменты или министерства транспорта регионов, причем за деньги, на срок от трех лет и по принципу одна бумага на одну машину. Для того чтобы получить право «остаться на маршруте», в соответствующий орган необходимо подать определенный перечень документов, в том числе документы, подтверждающие право собственности на автомобиль или то, что машина приобретена в лизинг. Именно запрет на использование арендованных автомобилей, а также необходимость приобретать таксометры (также прописана в законе) сильнее всего напугали предпринимателей. В Новосибирске, Томске и Омске таксисты и их работодатели вышли на протестные акции с требованием пересмотреть часть поправок. По их мнению, новые правила не только увеличат таксу как минимум на 60–70%, но и выбьют с рынка достаточно большое количество участников.

Региональные чиновники разводят руками — таксистам они помочь не в состоянии. По словам начальника управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Василия Волокитина, «вернуть, как было» — убрать таксометры и позволить выходить на маршруты на арендованных автомобилях — не во власти регионалов. Все, что они могут, — установить стоимость выдачи разрешений и определить цветовую гамму, в которую будут выкрашены такси с 2013 года. В Новосибирской области цвет, к слову, уже определили — белый; в остальных регионах округа власти еще думают. За право вывести автомобиль на маршрут новосибирцы будут платить 350 рублей, а омичи — 500. Для сравнения — министерство транспорта Саратовской области установило плату за разрешение на уровне 2 600 рублей. «Плата за выдачу разрешения обоснована лишь стоимостью изготовления защищенного бланка, полиграфии и работы персонала. Никто на этих суммах не собирается делать бизнес. Я понимаю, в Москве эти разрешения вообще выдаются бесплатно, но у нас другой регион, и мы не можем себе этого позволить», — объяснил «Эксперту-Сибирь» Василий Волокитин.

Трудности легализации

«На работу нашей компании нововведения не повлияют никак. Цветографическая схема, таксометры, врачи, механики, ремонтная база, стоянка — все это у нас уже имеется. Однако большинство новосибирских компаний, предоставляющих услуги такси, не соответствуют подобным требованиям», — рассказал журналистам заместитель директора компании «Инфолайт» (такси «Мой Город») Евгений Рыдкин.

Очевидно, что рынок начнет перестраиваться. Скорее всего, в пользу укрупнения. Кстати, с 2014 года закон позволит субъектам Федерации вообще закрыть доступ к перевозкам, установив жесткое ограничение по количеству перевозчиков в своем регионе. При этом, оговаривается в документе, норматив на количество перевозчиков не будет меньше числа получивших к тому времени «лицензию». Другими словами, за два года «невидимая рука рынка» должна сама все расставить по местам.

В Ассоциации таксомоторных перево­зок Новосибирска уверены, что часть диспетчерских служб эта «рука» явно задвинет в тень. «Многие представители таких диспетчерских при кулуарном общении заявляют, что новые правила не потянут, однако из бизнеса уходить не хотят», — заявила нам директор «Алеф-Такси», руководитель Ассоциации Ирина Зарипова. Впрочем, «малыши» ищут возможности остаться в бизнесе легально. Так, по словам Зариповой, в новосибирском Академгородке, который хоть и входит в черту города, но территориально сильно обособлен, четыре таксомоторных предприятия уже решили содержать механиков и кабинет медика в складчину.

Но решить таким способом главную проблему — создание собственного таксопарка — вряд ли получится. Директор ООО «Экспресс-Авто» Константин Мейстер утверждает, что у мелких предпринимателей могут возникнуть проблемы с получением кредитных средств на авто. «На рынке после отмены лицензирования деятельности такси в 2005 году появилось огромное количество фирм-однодневок. Даже сейчас многие перевозчики не могут похвастаться стажем работы более полугода, уже по этому пункту они не привлекательны для кредитора», — говорит Мейстер. Да и крупным автопаркам придется туго. Пожалуй, сегодня никто из новосибирских перевозчиков не сможет себе позволить легализовать все свои такси. Так, Константин Мейстер признался, что пока в состоянии «узаконить» 37 автомобилей своего автопарка, хотя по старым правилам на маршрутах у него работало более 200 машин, в том числе с привлеченными водителями. Всего же, по данным областного Минтранса, с 1 сентября 2011 года получить разрешение на перевозки в Новосибирске готовы пока только три таксопарка (суммарно — 200 автомобилей). Остальные выстроились в очередь к автодилерам — срочно закупают или оформляют в лизинг машины. В ближайшем будущем получат разрешения примерно 700–800 автомобилей.

При этом даже легализованных таксопарков не хватит для того, чтобы закрыть спрос на такси в Новосибирске, который превышал предложение и ранее: 7–8 тыс. машин обслуживали среднесуточное количество заказов, которое могло доходить до 100 тысяч. Если учесть неравномерность кривой спроса в течение суток, станет понятно, что после 1 сентября в периоды пиковых нагрузок легальные перевозчики с тысячей автомобилей не справятся с большей частью заказов. По словам Константина Мейстера, чтобы устранить брешь, таксомоторным предприятиям неизбежно придется работать с отдельными водителями, которые будут приходить к ним с собственными автомобилями и уже оформленными разрешениями. Если таких «легальных» бомбил будет не хватать, часть спроса по-прежнему удовлетворят бомбилы «нелегальные». «Главное — понять вектор применения закона. Если контролирующие органы будут просто, выполняя план, несколько раз в год заходить к легальному перевозчику и штрафовать его за то, что информационный бланк о перевозчике размещен слева от водителя, а не справа — это одно. А вот если они действительно начнут работать с нелегалами — тогда ситуация, может, и сдвинется с места», — говорит Мейстер.

Серьезно ударят по мелким предпринимателям и меры принудительного характера. Например, штрафовать за окрас автомобиля начнут с 2014 года. Стоит ли говорить, что с этого момента просто выйти на официальный маршрут и потаксовать месяц или два, как это делают сейчас автолюбители, станет почти невозможно. Какое-то время придется работать только на то, чтобы «отбить» установку таксометра, кассового аппарата и покраску машины. Хотя в целом стоит признать; к бомбилам новый закон достаточно лоялен. Максимальный штраф за нарушения правил таксомоторных перевозок для физических лиц составит 5 тыс. рублей, для юридических — 200 тыс. рублей.

При всей убежденности законодателя, что укрупненные таксопарки — залог той самой безопасности перевозок и цивилизованности рынка, даже после вступления в силу всех норм закона таксист сможет выходить, что называется от забора. Никаких обязанностей со стороны предпринимателей на обустройство инфраструктуры автопарка (наличие гаражей, ремонтных боксов, обязательств по утилизации автохлама, отведение помещений для медкабинетов и т. д.), традиционных для муниципального транспорта, в законе не прописано. Таким образом, через два года таксомоторные перевозки будут по своему качеству мало отличаться от «маршрутных такси», которые работают в большинстве российских городов.

Сельская тень

По опыту работы последних можно также смело утверждать, что крупный перевозчик без соответствующих субсидий государства не пойдет из «столичного» города в область даже чтобы занять место, которое освободят там малые предприниматели. «На одну машину придется потратить около 20 тысяч рублей. Только таксометр с установкой кассового аппарата стоит тысяч 15, а еще оформление разрешения и шашечки», — сетует директор одного из перевозчиков в поселке Черепаново Новосибирской области Татьяна Голубева. По ее словам, автопарк из 20 машин в небольшом городке зарабатывает в месяц с учетом аренды помещения несколько десятков тысяч рублей. Ни один из предусмотренных законом способов легализовать свой автопарк таким предпринимателям не по карману.

«В районных центрах такси — это не бизнес, это форма объединения мужчин, зарабатывающих на жизнь баранкой. Другой работы часто просто не найти», — поддерживает водитель такси из райцентра Владимир Антипов. В месяц в своем «объединении мужчин» он зарабатывает 10–12 тыс. рублей. Владимир и его коллеги убеждены, что новые правила, призванные цивилизовать рынок, просто уничтожат легальные такси в городках численностью населения от 50 до 100 тыс. человек. «Если в Новосибирске, большом городе, еще можно будет выжить за счет объемов, то у нас, я уверена, все уйдут в тень, будут снова бомбить», — соглашается с ними Татьяна Голубева.

Короче, складывается впечатление, что единственным плюсом нововведений станет лишь косметическая цивилизованность рынка — пресловутые шашечки и окрас машины. Те, у кого знаменитый вопрос «Вам шашечки, или ехать?» вызывает лишь ностальгическую улыбку, всегда смогут пользоваться такси по старинке. В то, что бомбилы с российских дорог исчезнут, верят, наверное, только сами законодатели. Представление же о том, какова будет пропорция между легальными и теневыми такси через несколько лет, можно составить уже сейчас, рассмотрев ситуацию в Томской области. В регионе с 2010 года действует свой закон «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси», предусматривающий регистрацию таксомоторных предприятий. По данным областного Управления государственного автодорожного надзора, зарегистрированных перевозчиков в регионе около 1,7 тыс., и около 1,5 тыс. работают нелегально.

Суточная динамика количества заказов таксопарка

У партнеров

    Реклама