ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Парк новоалтайского периода

2012

Индустриальный парк в Новоалтайске — главное лекарство от монопрофильной экономики города. Но подействует ли оно — большой вопрос

В ближайшие восемь лет в Алтайском крае планируется реализовать проект создания индустриального парка «Новоалтайск Южный». Площадка для его строительства выбрана не случайно. Новоалтайск — один из трех (наряду с Алейском и Заринском) моногородов, оставшихся в крае со времен советской индустриализации. Более половины объема промышленного производства в городе приходится на завод «Алтайвагон» (входит в структуру кемеровского холдинга «СДС-Маш»), на нем же трудится более четверти населения муниципалитета. Монозависимость видна невооруженным глазом. Так, по железной дороге, которая пересекает город, неутомимо следуют разноцветные вагоны. Сам завод расположен прямо в центре Новоалтайска, так что любому приезжему сразу станет ясно — здесь живут и работают вагоностроители.

Еще в 2010 году столичная компания «Роэл Консалтинг» разработала для алтайских моногородов комплексные инвестиционные планы развития (КИПы). В КИПе Новоалтайска задачу ухода от тотальной зависимости экономики города от «Алтайвагона» предлагалось решить за счет строительства в городе индустриального парка. Эта программа получила финансирование Министерства регионального развития РФ. «Лучшей логистики, пожалуй, в крае нет. Здесь есть все виды коммуникации: автомобильный транспорт — федеральная трасса; железнодорожный — станция «Алтайская», в системе РЖД одна из самых оснащенных; энергообеспечение — недавно перевооружены две крупнейшие подстанции, газификация», — описывал преимущества площадки губернатор Алтайского края Александр Карлин. Отметим еще один плюс, о котором губернатор не говорил — близость к Барнаулу. Новоалтайск, расположенный всего в 12 км к востоку от столицы Алтайского края, составляет с ним, по сути, одну агломерацию. А значит, может пользоваться всеми благами, которыми располагает краевой центр — аэропортом, вузовским комплексом, сферой услуг и досуга, а также квалифицированными кадрами.

Строительство индустриального парка уже идет. Как сообщил на днях на заседании Союза промышленников Алтайского края начальник краевого управления по промышленности и энергетике Виктор Мещеряков, всего за восемь лет в проект планируется инвестировать до 35 млрд рублей из средств бюджетов и частных инвесторов. В 2012 году за счет госсредств будут реализованы проекты по развитию инфраструктуры — водонапорных сооружений и сетей теплоснабжения. На эти цели из федерального бюджета выделено 85,5 млн рублей. Общая же стоимость объектов инфраструктуры с учетом средств краевого и муниципального бюджетов составит 247 млн рублей. «Что касается частных инвестиций, то на сегодня в индустриальный парк уже вложено два миллиарда рублей. В 2012 году объем частных инвестиций планируется в размере пяти миллиардов рублей», — отметил чиновник. Кстати, не случайно 20 марта главой города был избран генеральный директор компании «Алтайский букет» Сергей Мухортов. Его компания строит в Новоалтайске научно-производственный комплекс по разработке и выпуску продуктов питания на основе экологически чистого природного сырья (стоимость проекта оценивается в 1,2 млрд рублей, цех первичной переработки плодо-овощной продукции планируется запустить уже к 1 сентября). Опыт Мухортова явно пригодится для реализации проекта индустриального парка.

«Якоря» парка

Алтайский край не изобретал велосипеда. Создание индустриальных парков в регионах давно поставлено на поток: по оценке Ассоциации индустриальных парков России, сегодня в стране заявлены или реализуются около 220 аналогичных проектов. Из них почти три десятка парков уже действуют. В Сибири, как отмечал «Эксперт-Сибирь», подобные начинания пока редкость. Обычно такие парки создаются либо на базе некоего обанкротившегося предприятия, у которого уже имеется необходимая инфраструктура (электричество, дороги, вода, очистные сооружения; например, именно по такому пути собираются двигаться власти Красноярского края, рассчитывающие использовать площадку «Сибтяжмаша» в Красноярске для возведения промышленного парка). Либо строятся с нуля на землях промышленного назначения. В таком случае инвестор или управляющая компания создают первоначальную инфраструктуру и предлагают ее предприятиям-резидентам (по такому типу реализуется проект Промышленно-логистического парка в Новосибирской области).

Очевидно, в Новоалтайске пойдут по второму пути. Плюсом является то, что индустриальный парк здесь формируется фактически «снизу»: часть проектов заявлены предприятиями еще до того, как было принято решение о создании парка. Как минимум два из них являются «якорными». Прежде всего это комплекс глубокой переработки зерна пшеницы. Его инициатор — алтайская НПК «Карбоник», входящая в число наиболее известных инновационных предприятий региона. Общая стоимость проекта, который сможет закрыть потребности российского рынка в аскорбиновой кислоте, глюкозе и сорбите, оценивается в 6,5 млрд рублей, предполагаемый срок окупаемости — три года. Директор по инновациям и соучредитель «Карбоника» Николай Якушев сообщил, что в течение 2012 года в проект будет инвестировано как минимум 100 млн рублей — на геолого-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации. Однако судьба комплекса напрямую зависит от Внешэкономбанка, от которого «Карбоник» хотел бы получить кредит в размере до 5 млрд рублей. Также в реализации проекта принимут участие крупный российский фармдистрибьютер фирма «Протек» и группа компаний «Альянс». Если финансирование в госбанке будет получено, строительство комплекса завершится уже в 2013 году.

Пока Новоалтайск остается городом вагоностроителей sibir_327_021.jpg
Пока Новоалтайск остается городом вагоностроителей

Второй «якорный» проект — строительство распределительного логистического центра и завода по производству замороженных полуфабрикатов стои­мостью около 1,5 млрд рублей. Его реализует компания «Кольцо», а если точнее — владелец торговой сети «Мария-Ра» Александр Ракшин. Помимо перечисленных, в состав индустриального парка войдут еще несколько проектов, которые реализуют известные в Алтайском крае компании вроде торговой сети «Аникс» и «Алтайкровли». Виктор Мещеряков также назвал в качестве резидента компанию «СибирьФинансГрупп», которая планирует построить в парке предприятие по производству автоклавного аэрированного газобетона стоимостью 1,2 млрд рублей.

Такой набор возможных резидентов — первая проблема еще не созданного парка. Сложно будет прогнозировать реальный синергетический эффект от расположенных по соседству предприятий. Каждое из них будет работать само по себе и не сможет эффективно взаимодействовать с другими участниками. Кстати, аналогичная проблема существует в наукограде Бийске. На недавнем заседании наблюдательного совета города руководитель компании «Инженерные защитные системы» Владимир Киргизов прямо заявил, что в рамках наукограда не удалось добиться эффективного взаимодействия предприятий, которое предполагало бы реальное объединение ресурсов и возможностей. Представители власти не согласились с точкой зрения Киргизова, однако проблема от этого не потеряла своей актуальности. И вполне вероятно, что «Новоалтайск Южный» может столкнуться с теми же трудностями.

Сложности могут возникнуть и с рынками сбыта для производимой в рамках индустриального парка продукции. «Так, в парке планируется выпуск аскорбиновой кислоты. Сложность в том, что российский рынок заполнен кислотой иностранного производства, прежде всего китайского. И «Карбонику» будет очень сложно завоевать его. Лет 15 назад мы пытались реализовать подобный проект в Бийске. Однако он не был завершен прежде всего по указанной выше причине», — отмечает председатель правления Союза промышленников Алтайского края, генеральный директор ФНПЦ «Алтай» Александр Жарков.

Еще одна беда подобных начинаний — сложности с получением финансирования под проекты. Очевидно, большинству потребуются «длинные» деньги. Значит, администрации Алтайского края придется активно лоббировать интересы частных инвесторов в государственных банках, а также поддерживать проекты бюджетными гарантиями или даже прямым финансированием. Наряду с этим, базовым условием успеха будет являться опережающее развитие инфраструктуры. Кстати, именно эта проблема встала на пути строительства Промышленно-логистического парка под Новосибирском. Недавно специалисты консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем», анализировавшие проект, отметили недофинансирование инфраструктуры в качестве основного риска. И заявили, что продолжение этой ситуации обернется потерей части инвесторов.

Наконец, важным фактором станет и создание эффективной управляющей компании. Пока таковой структуры у «Новоалтайска Южного» нет. «Перспективы парка в Новоалтайске зависят и от его профиля (какие предприятия там разместятся, что они будут делать), и от того, как он будет реализовываться. Как быстро будут получены все необходимые разрешения, как будет идти финансирование, какие условия будут предложены для резидентов парка, кто именно в нем станет работать, — говорит ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Общие перспективы индустриального парка в Новоалтайске без детализации хорошие, сейчас крайне важно не терять взятого темпа. Необходима совестная работа всех органов власти, управляющей компании, будущих резидентов парка, чтобы планы стали реальностью и парк заработал. Все условия для этого есть».   

«Эксперт Сибирь» №14 (327)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама