Держать колбасную оборону

Русский бизнес
Москва, 01.10.2012
«Эксперт Сибирь» №39 (347)
Вступление России в ВТО может спровоцировать сжатие отечественного колбасного рынка из-за низких пошлин для иностранных производителей. Сибиряки избегут экспансии импорта, но при определенных условиях

При вступлении России в ВТО таможенные пошлины на продукцию мясопереработки оказались неожиданно низкими. Последние пятнадцать лет отрасль была хорошо защищена: пошлина составляла 25% стоимости продукта, но не менее 0,40 евро за килограмм. В результате импортная колбаса в среднем была дороже отечественной на 20–30%. В ходе переговоров о присоединении к ВТО с представителями мясоперерабатывающей промышленности обсуждалось повышение пошлины до 0,69 евро за килограмм (без сохранения процентной составляющей и с переходным периодом в три-пять лет). На деле же оказалось, что пошлина снижена до ничтожных 0,25 евро (10 рублей по нынешнему курсу) без всяких процентных составляющих. Постепенное снижение пошлины начнется уже со следующего года. С учетом того что сырье в России дороже европейского на 25–35%, ценовая конкуренция сложится не в нашу пользу (см. «Колбасная капитуляция» в «Эксперте» № 36 за 2012 год).

Такого развития событий опасаются федеральные компании и производители, основной рынок сбыта которых — европейская часть и северо-запад России. Но сибирским игрокам, на наш взгляд, можно спать спокойно — действует сдерживающий фактор, который может затормозить экспансию иностранцев на локальные рынки за Уралом. Этот фактор — логистика.

Аршин логистики

Большинство опрошенных нами крупных региональных производителей мясопродуктов и колбас от комментариев воздержались, сославшись на то, что пока сами изучают вопрос. Выразила свою позицию только холдинг «Российские мясопродукты» (РМП), крупнейший игрок на рынке Сибири. «В результате снижения ввозных пошлин на готовую продукцию мясопереработки может произойти увеличение конкуренции с иностранными игроками. Но пока непонятно, как это будет реализовано на практике, насколько окажутся — малы или велики — ввозные пошлины для иностранцев и смогут ли иностранные игроки преодолеть существующие барьеры. Предположу, что для скоропортящейся продукции это пока не создаст серьезной конкуренции. Для продуктов с более длительным сроком хранения — вполне может быть. В Сибири мы лучше защищены в силу удаленности, чем центральные регионы (Москва, Санкт-Петербург), где уже и так представлены иностранные игроки (Испания, Венгрия и другие). В сибирском же регионе их доля минимальна», — комментирует генеральный директор РМП Виктор Воронин.

Эксперты отмечают, что импортная конкуренция может быть в сегменте не только продуктов длительного хранения, но и деликатесов. «Сегодня львиная доля потребления приходится на сегмент эконом и среднего ценового уровня, где потребитель ориентируется в первую очередь на знакомый вкус, адекватность цены и свежесть продукта. Здесь бал правят региональные лидеры, это полностью экономически оправданно. У зарубежных производителей практически нет шансов потеснить их на «домашних» рынках. Другое дело — дорогой продукт премиальных сегментов: сырокопченых колбас и деликатесов. Здесь потребитель стремится получить особый продукт, нестандартный вкус, оригинальный дизайн и упаковку. Вот тут зарубежные производители имеют гораздо больше преимуществ, и они реально могут потеснить местных авторитетов. Но в отличие от, например, Москвы, сибирский рынок премиальных продуктов ничтожно мал и в перспективе десяти лет таким и останется. Так что сибирские производители могут спать спокойно — их рынок защищен не столько заградительными барьерами государства, сколько русскими дорогами да местными обычаями», — говорит директор ООО «Сакура консалтинг» Лариса Иванова.

Понятно, что для изделий даже с длительным сроком хранения, таких как сырокопченые колбасы, «фактор русских дорог» при перевозке груза в Сибирь тоже будет учитываться иностранными производителями. «Влияние на сибирских производителей колбасных изделий будет меньше, чем на их коллег в европейской части. Во-первых, это объяснится проблемами логистики. Поставка колбасных изделий из Европы может осуществляться только автомобильным транспортом, что предполагает увеличение цены за счет стоимости топлива. Кроме того, состояние автомобильных дорог до Омска и Новосибирска, по отзывам самих автомобилистов, оставляет желать лучшего. Также в Сибири ощущается нехватка логистических центров. Дополнительные расходы в связи с поставками, скорее всего, перевесят выгоду от снижения импортных пошлин. Во-вторых, у местных брендов сильные позиции. Стоит отметить, что ранее были пол­ностью отменены пошлины на ввоз товаров из Белоруссии, однако на сибирских производителях это не сказалось так сильно, как на производителях европейской части России», — полагает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.

Как часто случается в российской истории, именно фактор расстояния и размеров страны играет роль в спасении от различных бедствий, в данном случае от экспансии импортных колбас. Однако есть мнение, что иностранцы могут «зайти» на сибирский рынок с помощью крупных иностранных ритейлеров, к примеру, через сети Auchan или Metro Cash&Carry.

Обойти с тыла

Хотя импорт и занимает значительную долю в продуктовых линейках иностранных сетей, в сегменте продуктов питания он не превалирует. Стратегия низких цен актуальна для обоих ритейлеров, поэтому упор делается на местных производителей. Ожидать резкого повышения доли иностранных поставщиков не стоит, предполагают эксперты рынка.

Проблема может «достать» отрасль со стороны дешевого сырья. «Ожидать, что ввозимое из-за границы дешевое сырье для мясопереработки может повлиять на рынок сильнее, чем оно влияет сейчас, маловероятно. Гибкая сырьевая политика, чутко реагирующая на текущую конъюнктуру рынка, — это сейчас уже даже не столько конкурентное преимущество производителей, сколько обязательное условие эффективной деятельности предприятий на рынке мясопродуктов. Поэтому в своем производстве сибирские производители используют как местное, так и импортное сырье», — считает Лариса Иванова. Пострадать могут, вероятно, лишь крупные холдинги. «Если все будет так, как прописано сегодня в условиях вступления России в ВТО и государство не создаст каких-либо дополнительных мер поддержки, дотаций для свиноводства или искусственных барьеров, то более дешевое иностранное сырье хлынет на российский рынок. В этих условиях российские свиноводы вынуждены будут снижать цены, чтобы конкурировать с иностранцами. Доходность в сегменте «свиноводство» упадет», — отмечает Виктор Воронин. В результате более успешные компании устоят, но снизят доходность, а мелкие неэффективные будут закрываться. Объясняется это просто — у вертикально интегрированных холдингов есть свои свинокомплексы, которые пока что гарантируют устойчивость бизнеса. Без дополнительной поддержки это преимущество будет потеряно и маржа снизится.

Дарья Пичугина напоминает, что при введении новых пошлин предусмотрен переходный период — как раз для того, чтобы дать местным производителям возможность перестроиться. «В рамках ВТО предусмотрены различные механизмы защиты местного производителя на уровне государства. Россия может обратиться за защитой от демпинга, а также за разрешением на субсидирование отрасли, если докажет, что мясопереработка является одним из приоритетных секторов на внутреннем рынке», — отмечает аналитик «Инвесткафе». Так что у игроков национального рынка все-таки есть время перестроиться и «подкрутить» гайки в слабых местах бизнеса. «От чего требуют защиты местные производители — от поступления на рынок более дешевой продукции. Но дешевая она не потому, что хуже, а потому что производящие ее предприятия имеют более эффективное производство, обеспечивающее низкие издержки на производимую продукцию. Защищая местных производителей, мы поощряем более затратное производство, за что и платит конечный потребитель — мы с вами», — отмечает Лариса Иванова.

Доля сибирского рынка колбасных изделий относительно российского по различным оценкам составляет 23–25%. Это объем продаж чуть более 600 тыс. тонн в год. И оборот в пределах 108–115 млрд рублей. Объем всего отечественного рынка мясопродуктов оценивается примерно в 25–26 млрд долларов. Стоит отметить, что сибирские производители в большей степени ориентированы на региональный рынок. Также продукцию сибирских производителей можно найти в Приморском крае, на Урале, в Европейской части России. Экспорт же колбасных изделий и мясопродуктов за рубеж не превышает процента. «Сибирские производители весьма посредственно представлены на рынке Европейской части России. Например, один из крупнейших производителей Сибири ООО «Руском» (бренд «Сибколбасы») не поставляет продукцию на рынок Европейской части вообще. Группа компаний «Продо» («Омский Бекон») продает продукцию по месту производства, при этом расположенные в Сибири комбинаты удерживают до 55 процентов местного рынка. В целом можно сказать, что сибирские компании ориентированы на местных потребителей, таким образом, повышение конкуренции на европейской части не повлияет на долю рынка сибирских производителей», — отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.   

У партнеров

    Реклама