ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

С пива на рыбу

2012
Фото: Виталий Волобуев

Ограничение продажи пива и табака на торговых площадях менее 50 квадратов грозит полным исчезновением ларьков, основную прибыль которых формируют именно эти «вредные» продукты. Для того чтобы выжить в новых условиях, предпринимателям придется поднапрячься и перепрофилироваться

С 1 июля 2012 года вступили в силу поправки к ФЗ № 171, которые ограничили продажу алкоголя на торговых площадях менее 50 кв. м. То, как закон проявляется на практике, лучше всего видно на киосках — ярких и ставших уже привычными элементах мелкой розницы, которые сейчас выглядят рудиментом лихих 1990-х. Этот сегмент на наших глазах стремительно трансформируется. «Были две группы товаров, которые составляли примерно 50 процентов прибыли киосков. Это табак и пиво. Пиво продавать уже запретили, несмотря на то что в законе существуют пробелы — сейчас начнутся суды, которые покажут, кто прав, кто виноват. Скоро может вступить в силу закон о запрете продажи табака в нестационарных объектах (киосках, павильонах) площадью менее 50 кв. м. Если закон будет принят в той редакции, в которой внесен в правительство, никакой отсрочки малому бизнесу не будет. Между тем за границей, там, где тоже принимаются аналогичные ограничения по продаже табачных изделий, мелкому бизнесу даны отсрочка до 2015 года, определенные преференции малым компаниям. За это время бизнес может найти средства и перестроиться», — сетует координатор Всероссийского движения «Коалиция киоскеров» Наталия Кошелева.

Представители этого движения в своих бедах традиционно винят крупный ритейл. «Несмотря на то что и президент, и премьер постоянно говорят о поддержке малого бизнеса, на деле принимаются вот такие неадекватные законы. Создается ощущение, что просто лоббируются интересы крупных торговых сетей», — говорит Кошелева. Однако аналитики не видят во введенных ограничениях большой катастрофы. «Что касается запрета на продажу пива и прочих спиртосодержащих напитков в ларьках, то, откровенно говоря, крайне сложно понять, почему данный вопрос вообще воспринимается представителями малого бизнеса как проблема, грозящая его вымиранием. Тот факт, что повсеместная торговля пивом и спиртосодержащими «коктейлями» приносит этим предпринимателям львиную долю выручки, если не всю выручку, весьма печален. Но поводов для откровенного нытья на самом-то деле куда меньше, чем кажется: торговля в стационарных объектах по-прежнему разрешена. По большому счету, ни о каких драконовских мерах речи нет: есть призыв к повышению уровня культуры розничной торговли, который, учитывая менталитет и традиции, в нашей стране носящий лишь ультимативный характер. Хотите торговать пивом, как и раньше? Будьте добры хотя бы возвести стены и подключить электричество. Сколько бы ни жаловались предприниматели, а в бизнесе, помимо выручки, существуют еще и издержки на его ведение и развитие», — считает эксперт ИФК «Солид» Никита Рязанов.

Алкогольная депрессия

Летом «Эксперт-Сибирь» писал о запрете установки холодильников возле торговых точек, введенном мэрией Новосибирска. Уже тогда киоскеры говорили о том, что крупным торговым сетям выгодно забрать у них прохладительные напитки, которые занимают в мелкой рознице, по оценкам Союза производителей безалкогольных напитков, около 20% выручки. В летнее время эта доля утраивается (см. «Удар по мелкой рознице» в «Эксперте-Сибирь» № 26 за 2012 год). Запрет же на торговлю пивом и табаком подкашивает этот бизнес еще сильнее.

По нашим наблюдениям (данных статистики на сей счет пока не существует), многим торговым ларькам в Новосибирске приходит конец. Так, еще летом закрылась сеть киосков «Авеню» (более 100 точек). Правда, она входила в группу компаний «Септима» — крупный и многопрофильный холдинг (в структуре которого, к примеру, лидер рынка наружной рекламы в Сибири — компания «Дизайн-мастер», а также телеком-оператор «Новотелеком»), его владельцам, возможно, просто не захотелось возиться с не самым солидным активом (в «Септиме» комментировать этот вопрос отказались). Тем не менее уход с рынка «Авеню» явно продемонстрировал, что проблемы у мелкой розницы действительно серьезные.

Предприниматели, для которых киоск — основной кормчий, терпят убытки. Их полное банкротство обернется безработицей для тысяч человек. По данным Росстата, сегодня в РФ насчитывается около 117 тыс. киосков и 90 тыс. торговых павильонов. Если умножить это количество на три (обычно столько продавцов обслуживает одну торговую точку), число потенциальных безработных можно оценить в 621 тыс. человек. Только в Новосибирске подобных торговых точек — около 4 тысяч. Простая арифметика прогнозирует число потенциальных уволенных в 12 тыс. человек. А ведь это в основном социально неблагополучные жители города и области — матери-одиночки, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

 sibir_347_017.jpg Были две группы товаров, которые составляли примерно 50 процентов прибыли киосков. Это табак и пиво
Были две группы товаров, которые составляли примерно 50 процентов прибыли киосков. Это табак и пиво

Проблема еще и в том, что под действие закона о табаке подпадают и газетные киоски, которые уже давно, кроме самой прессы и печатной продукции, в целях повышения рентабельности продают и газировку, и кондитерские изделия, и сигареты. «Основная доля прибыли у нас идет за счет газетно-журнальной продукции и кондитерской продукции с напитками. Алкоголем мы никогда не торговали, поэтому запрет никак на нас не отразится, а вот выполнение ФЗ об ограничении реализации табачных изделий существенно влияет на продажи. Еще одной проблемой для нас является ограничение на размещение холодильного оборудования с прохладительными напитками рядом с нашими киосками. В летний сезон это большое подспорье для киосков и удобство для горожан. Необходимо отметить, что в наших газетных киосках никогда не продавалось пиво, только прохладительные напитки. Положение сети киосков тяжелое, рентабельность низкая, перспективы плачевные», — отмечает генеральный директор ЗАО «Сибирское Агентство «Экспресс» Денис Крылов.

Нужны новые ниши

Тем не менее в полную катастрофу и закрытие всех ларьков поверить сложно. Бизнес на то и бизнес, чтобы выживать даже в самых суровых условиях. Но очевидно, что нынешним киоскерам придется отказаться от работы по старинке, всерьез задуматься о будущем и заняться активным поиском новых ниш для заработка.

Прежде всего предприниматели могут избавиться от привычного набора (пиво, табак, жвачка, шоколад), но развивать другие пищевые направления — торговлю хлебом, рыбой, овощами и фруктами или молочными продуктами. Кстати, бывший универсальный ларек у дома одного из сотрудников нашего журнала недавно так и сделал — стал торговать замороженной рыбой. Или же переключиться в сферу общепита — продавать популярные в народе куры-гриль или беляши. Тут стоит отметить, что по закону в точках общепита продажа пива разрешена. А потому во многих киосках уже появились микроволновки, стали продаваться пирожки и сэндвичи. «Многие перепрофилировались на еду. Вот смотрю, с лета киоски, расположенные рядом с авто-кафе Jolly Way Pizza, стали продавать пирожки. Но насколько все это будет востребованно? Думаю, им будет реально тяжело», — говорит владелец автокафе и компании «Делайт» Роман Корольков.

К тому же тысячи киосков с пирожками — перебор даже для такого мегаполиса, как Новосибирск. Но в какие сферы идти, если мороженное или цветы — товары по большому счету сезонные? «Многие пытаются перепрофилироваться, но не все так просто. К примеру, в киосках нельзя продавать многие продукты из-за норм СЭС. Для продажи разнообразных продуктов нужны холодильники, но в маленькие помещения несколько холодильников поставить нереально, а расширять площадь киоска тоже проблематично. У нас дорогая аренда земли. Для того чтобы перепрофилироваться, власти должны идти навстречу предпринимателям, предлагать какой-то комплекс мер, но этого не происходит», — сетует Наталия Кошелева. «Переориентироваться на другие товары нельзя. Мы все время ищем варианты, но ничего не может сравниться с существующими товарными группами. Чудес не бывает. Переход на другой формат, открытие магазинов в стационарных сооружениях требуют огромных капиталовложений, никто из сетей киосков на это не способен. В такой ситуации власть может дать рынку киосков работать по разумным правилам, не создавая для него дополнительных законодательных ограничений и следя за исполнением действующего законодательства», — резюмирует Денис Крылов.

Однако пока ни о каком временном лаге для мелкой розницы речи не идет. Значит, сегмент ждет болезненная и радикальная перестройка. Роман Корольков в интервью нашему журналу перечислил несколько возможных новых ниш для малого бизнеса — аптеки, банки, расчетные терминалы (см. «Гамбургеры — это невкусно» в «Эксперте-Сибирь» № 8 за 2012 год). Но пока позволить себе такие форматы могут только крупные инвесторы — требуются серьезные инвестиции в технологии, оборудование. Малый же бизнес пока явно пребывает в прострации и не знает, что делать. «Пусть этот бизнес перепрофилируется. К примеру, у нас совсем не развита система экспресс-питания. В городе существует сеть киосков «Русские блины», «Дядя Денер», «Подорожник», и все. А хотелось бы изобилия. Можно придумать что-то не­обычное и с печатной продукцией. Ведь сегодня интерес к книгам и журналам возрастает. Можно как-то совместить формат кофейни и библиотеки. Запрещать что-то не очень полезное нужно, но необходимо заполнять пустой сосуд чем-то другим, полезным. Мне кажется, власти должны как-то экономически поддержать киоскеров и дать им время на перепрофилирование», — считает совладелец клуба «Труба» Илья Жданов.

«Что касается сокращения или разорения мелкорозничных сетей, то это «от лукавого». У нас в бизнес-инкубаторе есть резидент, дело которого заключается в размещении мобильных объектов по продаже свежесваренного кофе. Одна машина «Перекати кофе» уже функционирует в городе и радует горожан, а еще на нескольких в настоящее время устанавливается автономное оборудование. Этот бизнес вполне перспективен и доходен. Сейчас перед предпринимателями стоит задача найти замену пиву и не только сохранить свой бизнес, но и сделать его еще более прибыльным, достойно и гибко отреагировать на изменения, тем более что в киосках можно продавать довольно широкий ассортимент товаров», — не соглашается заместитель директора, руководитель бизнес-инкубатора МАУ «Городской центр развития предпринимательства» Людмила Янковенко

«Эксперт Сибирь» №39 (347)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама