Восточная Сибирь, а именно Байкальский регион, сегодня находится в зоне повышенного внимания федерального правительства. Хотелось бы так же сказать и про инвесторов, готовых хоть завтра вкладывать в разработку полезных ископаемых, в перерабатывающие предприятия и производства, но это пока еще далеко не так

Фото: ИТАР-ТАСС

Байкальский регион — макрорегион (входят Иркутская область, Забайкальский край и Республика Бурятия), в котором структура экономики не определяется сырьевой составляющей, такая компонента в настоящее время относительно невелика. В структуре выручки крупнейших компаний Восточной Сибири доля нефтегазового сектора — 7,5% («Верхнечонскнефтегаз» и Иркутская нефтяная компания), добычи золота — 3,7% (два предприятия входят в число крупнейших золотодобывающих компаний страны: «Высочайший» и «Бурятзолото»), угольной промышленности (два предприятия, входящие в СУЭК: «Разрез Тугнуйский» и «Разрез «Харанорский», а также «Востсибуголь», который принадлежит En+ Group) — 3,2%, черной металлургии — 2,8%, определяемой здесь Коршуновским горно-обогатительным комбинатом, поставляющим высококачествен­ный железорудный концентрат на внутрироссийский рынок и на экспорт. Но потенциал сырьевого сектора в Восточной Сибири колоссален, особенно с учетом прохождения по северным территориям Иркутской области трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В последние два года это становится все более явным: чего стоит создание крупного нефтегазодобывающего комплекса на Верхнечонском месторождении (ТНК-ВР — 74%, «Роснефть» — 26%). Всего в текущем году из скважин месторождения будет добыто около 7 млн тонн нефти (в 2011-м — около 5 млн тонн).

В целом сложившуюся на сегодня структуру экономики определяет концентрация в Иркутске и Улан-Удэ предприятий оборонно-промышленного комплекса — Иркутского авиационного завода (Корпорация «Иркут»), Улан-Удэнского авиационного завода (Холдинг «Вертолеты России») — компаний с крупным государственным заказом. За скобками представленного рейтинга оказались машиностроительные предприятия, производя­щие продукцию промышленного назначения, такие как Иркутский завод тяжелого машиностроения (выручка в 2011 году — 1,003 млрд рублей), Завод горного оборудования (выручка 226,2 млн рублей), «Энерпред» (производитель гидравлической техники, 151,2 млн рублей), «Транс-Атом» (выпуск технологической оснастки для атомной промышленности, железнодорожного транспорта, 116,2 млн рублей), Иркутский релейный завод (260,2 млн рублей) и ряд других.

Отраслевая структура рейтинга крупнейших компаний Восточной Сибири по объему реализации в 2011 году (по всем предприятиям рейтинга)

Рейтинг крупнейших компаний Восточной Сибири (Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия) по объему реализации в 2011 году

Вместе с тем развитие в Восточной Сибири нефтегазовой, угольной, горно­добывающей, металлургической, лесной промышленности, энергетики, транспорта, строительства потребует широкой номенклатуры промышленного оборудования, десятков и сотен видов машин, различной подвижной техники и технических систем. К сожалению, как мы наблюдаем сейчас, большая часть основных фондов, оборудования, машин и техники, зачастую вплоть до используемой в сфере обеспечения жизнедеятельности вахтовых поселков, в частности нефтегазодобывающих и горнометаллургических предприятий, комплектуется поставками из Китая, Южной Кореи и ряда европейских стран. Возможна ли быстрая и синхронная перестройка действующих местных машиностроительных предприятий на постоянно изменяющиеся потребности таких новых потребителей? Достаточно ли вообще мощностей, линеек выпускаемой продукции? Очевидно, нет.

Сопоставимый с машиностроительным сектором вклад в структуру экономики макрорегиона образуют и энергетические предприятия — «Иркутскэнерго», ОГК-3 и ТГК-14 (две последних зарегистрированы соответственно в Бурятии и Забайкальском крае, однако их генерирующие мощности находятся не только в этих регионах).

Отраслевая структура рейтинга крупнейших компаний Восточной Сибири по объему реализации в 2011 году (по самостоятельным предприятиям или являющимся подразделениями сибирских холдингов)

Отраслевая структура рейтинга крупнейших компаний Восточной Сибири по объему реализации в 2011 году (по предприятиям, являющимся подразделениями федеральных холдингов или представительств зарубежных компаний)

В 2011 году общий доход 100 крупнейших компаний региона перевалил за отметку 660 млрд рублей, темп прироста превысил 15%, а общая чистая прибыль составила 66 млрд рублей. Промышленный сектор формирует 70% выручки топ-100 компаний. В непромышленном секторе лидирующие позиции занимают торговля (12,8% выручки рейтинга, в основном поставщики оптового и розничного рынка нефтепродуктов), транспорт и логистика (10,8%, транспортировка нефти, а также железнодорожные логистические услуги, речная доставка грузов и авиационное обслуживание) и строительство промышленных и гражданских объектов (3,1% выручки рейтинга), в котором четыре компании имеют оборот свыше 2 млрд рублей (ЗАО «Труд», «Ангара Лес Строй», «ИркутскгипродорНИИ» и «Иркутскнефтегазстрой»).

То, что экономика восточносибирского макрорегиона имеет положительные тренды, в частности, темп прироста выручки 15,4%, средняя рентабельность крупнейших компаний — 10%, не позволяет говорить о том, что Байкальский регион самостоятелен и способен решить свои проблемы: инфраструктурные, транспортные, инвестиционные, миграционные, социальные — такие как качество и условия жизни населения. Слишком много проблем и белых пятен накопилось за прошедшие два десятилетия фактической «оторванности» восточных регионов от внимания центральных властей, несмотря на постоянные инициативы в части федеральных целевых программ, вплоть до идеи создания Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, в итоге трансформировавшейся в создание целого соответствующего федерального министерства. Об этом обстоятельно рассказывал в одном из недавних интервью министр по развитию Дальнего Востока и полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев (см. «В Москве должны понять, что мы ничего не просим» в «Эксперте», № 35 за 2012 год).   

10 наиболее динамичных крупнейших компаний Восточной Сибири

Крупнейшие федеральные холдинги, предприятия которых действуют в Восточной Сибири (по результатам рейтинга)

Даже сегодня далеко не все ясно, что конкретно предстоит делать (кроме сверхзадачи — «реализации уникальных конкурентных преимуществ Восточной Сибири и Дальнего Востока и повышения качества жизни населения») ни нам с вами, ни в самом министерстве. Но если исходить из последних инициатив, то становится ясным, что главное препятствие для развития и реализации этих преимуществ, ресурсного потенциала и близости к рынкам сбыта в АТР — слабое развитие инфраструктуры. Можно подчеркнуть, что состояние региональных транспортных сетей (несмотря на Транссиб, БАМ и водные артерии) не позволяет обеспечить быстрое развитие прибайкальских регионов. Транспортная и энергетическая инфраструктуры требуют не только присоединения месторождений (севера Бурятии и Иркутской области, северо-восточной части Забайкальского края), проектируемых горно-обогатительных комбинатов к основным магистралям, но и увеличения пропускной способности железнодорожных путей сообщения (вторая линия БАМа), строительства новых веток с другими регионами страны и со странами АТР, в частности с Китаем.

Если визуально проследить состояние экономической концентрации (отношение валового продукта на единицу площади, например на один квадратный километр) регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и сравнить с концентрацией приграничных территорий северного Китая (к слову, не так развитых, как его центральная, южная и юго-восточная части), то различие просто огромно. Если в восточносибирских регионах экономика плотно сконцентрирована в центрах (Иркутск, Чита, Улан-Удэ) и растет малыми темпами (которым мы и рады), то экономическая активность в сопредельном северном Китае уже давно расширяется вокруг центров: Манчьжурии, Суньфунхэ, Цицикара, Харбина. Это означает прирост населения, обеспечение его занятости, появление тысяч новых производств ежегодно.

Чтобы создать хотя бы десятки новых производственных предприятий в регионах Восточной Сибири (нельзя говорить о том, что нас интересуют только мегапроекты, нас должно интересовать все), необходимо создание «тепличных» условий для частного бизнеса. Нужны реальные действия, стимулирующие экономический рост, в том числе прямое государственное финансирование, налоговые амортизационные и таможенные льготы, стимулирующие привлечение в эти регионы квалифицированных кадров. И если исходить из карт-бланша, который дается созданному министерству и лично его руководителю, то такие действия будут разработаны, обоснованы и осуществлены в ближайшие годы. В таком случае можно рассчитывать, что за Уралом будет создан восточносибирский экономический экспресс. 

Структура выручки крупнейших компаний Восточной Сибири по принадлежности к промышленному и непромышленному секторам
Структура выручки крупнейших компаний Восточной Сибири по принадлежности к холдинговым структурам
Региональная структура выручки крупнейших компаний Восточной Сибири
Отраслевая структура выручки крупнейших компаний промышленного сектора
Отраслевая структура выручки крупнейших компаний непромышленного сектора
Распределение выручки и чистой прибыли крупнейших компаний Восточной Сибири по отраслям

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №48 (356) 3 декабря 2012
    100 крупнейших компаний Восточной Сибири
    Содержание:
    Восточносибирский экспресс

    Восточная Сибирь, а именно Байкальский регион, сегодня находится в зоне повышенного внимания федерального правительства. Хотелось бы так же сказать и про инвесторов, готовых хоть завтра вкладывать в разработку полезных ископаемых, в перерабатывающие предприятия и производства, но это пока еще далеко не так

    Реклама