ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Комплекс неглобальности

2013
Фото: Владислав Михайлов

Томские машиностроительные предприятия намерены развиваться через сотрудничество с вертикально интегрированными российскими компаниями

Два десятка вполне крупных по меркам Томской области машиностроительных предприятий (в масштабах России многие из них выглядят весьма скромно как по численности работающих, так и по производственным показателям) всегда были с одной стороны предметом непрестанной гордости томичей за уникальные разработки и продукты, равно как и источником головной боли местных властей. Боль эта претерпевала некоторые качественные изменения в ходе далеко не всегда благоприятных экономических процессов последних десятилетий, но суть ее оставалась неизменной — машиностроителям были нужны заказы. 

В секторе газа

— Все-таки по электрооборудованию Томск... — задумчиво начинает председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, находясь с ознакомительной поездкой на Томском электро-механическом заводе (ТЭМЗ).

— … выше всех, — заканчивает мысль председателя генеральный директор ТЭМЗа Иван Пушкарев. — Томск вообще город уникальный с точки зрения интеллекта и прикладного характера. А мы прикладники.

У Пушкарева есть повод для такого заявления. Он демонстрирует Миллеру знаменитые томские огнестойкие вентиляторы проветривания, которые ТЭМЗ с 2010 года поставляет в московское метро. Специалисты заводского R&D-центра смогли создать конструкцию вентилятора для метрополитена, который оказался на 40% экономичнее других и способен автономно работать в течение двух часов при температуре от 400° С до 600° С. Аналогов томскому вентилятору, можно сказать, нет.

— Для испытания вентилятора на прочность один из образцов пришлось сжечь еще в стенах завода! — говорит Иван Пушкарев. — Мы построили испытательный стенд, куда можно поставить изделие в натуральную величину. Затем аттестовали его в МЧС и уже после успешных испытаний получили сертификат на наш вентилятор.

Еще один из предметов гордости гендиректора ТЭМЗа — вентилятор, чей серийный собрат установлен в качестве основного на шахте «Распадской». Миллер заинтересованно смотрит, но, очевидно, пока не очень понимает, как это все может пригодиться в газовой отрасли. Но очередь доходит и до нее.

— Мы можем модернизировать сегодня все установки, которые есть в российской части Северного потока (магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. — Ред.), — говорит Пушкарев. — Мы увеличили гарантийные сроки, мы выигрываем по цене, и последнее, у нас ничего не ломается. Это те три преимущества, которые на рынке играют ключевую роль.

Вслед за вентиляторами и установками идут томские шаровые краны, которые по параметрам превосходят те, что сегодня эксплуатирует «Газпром». В стороне не остаются и другие представители томского машиностроения.

Компания «Микран», которая в нынешнем году вводит в эксплуатацию новый завод радиоэлектронного оборудования, на 50% сориентирована на рынок военно-промышленного комплекса России. Однако для «Газпрома» вполне могут быть интересны такие направления деятельности «Микрана», как радиолокация и телекоммуникации. Релейными станциями томичей уже покрыт весь Кузбасс. Конкурентные преимущества — снижение стоимости строительства сетей, адаптация оборудования к климатическим условиям Сибири. В общем, каждая томская компания в любой момент готова показать нечто вполне подходящее «Газпрому».

Знакомство томских машиностроителей с главой «Газпрома» имело вполне конкретную цель. Промышленникам было необходимо показать себя и свои возможности, а затем с помощью областных властей выйти на корпоративный рынок газовой компании. Протекционистские меры в данном случае можно назвать весьма уместными. Впрочем, до этого момента нельзя было сказать, что томские машиностроители вообще не работают с газпромовскими структурами. С 2009 года по настоящее время промышленные предприятия Томской области поставили «Газпрому» продукцию на сумму 835 млн рублей. В основном средства автоматизации технологических процессов, системы связи, вентиляционное и электрооборудование, контрольно-измерительные и светотехнические приборы. Но это совсем не много. Сегодня речь идет о том, чтобы увеличить поставки «Газпрому» многократно.

Этому, в частности, должна будет способствовать, совместная программа Томской области и компании на 2013–2015 годы по увеличению промышленными предприятиями региона объемов производства для нужд «Газпрома». Учитывая, что крупнейшая энергетическая компания страны проводит программу по импортозамещению и собирается сократить свои расходы на оборудование на 15–30% за счет закупок у отечественных производителей вместо зарубежных, чаяния томских машиностроителей и газовиков вполне совпадают.

— Администрация области намерена максимально способствовать тому, чтобы бизнес создавал потоки не внутрь Томска, а из Томска наружу, — сформулировал задачу власти вице-губернатор Томской области по промышленности и ТЭК Леонид Резников.

Около месяца диалог находился в активной фазе. В это время и начала обретать свои черты идея развития сотрудничества томских промышленных предприятий с вертикально интегрированными российскими компаниями. На свет появилась дорожная карта проекта «Расширение использования продукции и технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих, для ОАО «Газпром». 29 января в Москве губернатор Томской области Сергей Жвачкин и Алексей Миллер подписали план мероприятий на 2013–2015 годы по увеличению объемов закупок «Газпромом» высокотехнологичной импортозамещающей томской продукции. В частности, «Газпром» и администрация Томской области намерены собирать и анализировать предложения НИИ и промышленных компаний региона по выпуску продукции и разработке технологий для «Газпрома».

Предлагаемые изделия и технологии будут рассматриваться профильными подразделениями компании и при необходимости испытываться на ее объектах. После оценки соответствия предложений нормативным требованиям (включая технические требования «Газпрома») и сертификации они будут участвовать в конкурентном отборе поставщиков компании. Если учесть, что Томские предприятия ассоциированным членом войдут в создаваемую сейчас в «Газпроме» ассоциацию машиностроительного комплекса, связка может получиться весьма эффективной и к тому же реально отражающей давнюю российскую модернизационную мечту о хороших корпорациях и холдингах, которые своими заказами стимулируют развитие рынка инновационной продукции.

Завод в кармане

В отличие от большей части машиностроительных предприятий, которые самостоятельно занимаются проблемами сбыта своей продукции, в неглобальной по своей экономической сути Томской области можно обнаружить вполне глобальные предприятия машиностроения, о которых мало кто что-либо слышал. Причина такой таинственности одна — эти предприятия, являясь дочерними структурами крупных корпораций, обеспечены рынком сбыта до конца своих дней. Точнее, до конца существования корпораций. Одно из таких томских предприятий — ЗАО «Томский завод электроприводов» (ТОМЗЭЛ) было создано в 1998 году по решению «Транснефти». Сегодня предприятие выпускает около 40 видов электроприводов, имеет в своем составе специальное конструкторское бюро.

На самом деле определенная обособленность ТОМЗЭЛа никак не сказывается на его инновационном потенциале. Предприятие создавалось для решения задач импортозамещения, поскольку в 90-е годы единственным в стране производителем электроприводов для запорной арматуры магистральных нефтепроводов был завод «Тулаэлектропривод». Основным элементом привода этого завода являлась классическая червячная передача, имеющая большие габариты и подверженная быстрому износу, что в итоге снижало надежность изделия и заставляло «Транснефть» закупать электроприводы за рубежом.

На ТОМЗЭЛе решили разработать конструкцию принципиально нового электропривода на основе волновой передачи с промежуточными телами качения, созданной сотрудниками кафедры прикладной механики Томского политехнического университета (ТПУ). Такой привод отличался высокой надежностью и точностью. Так инновационная разработка томских ученых стала основой производства новых электроприводов на ЗАО «ТОМЗЭЛ». «Мы изготавливаем в среднем около трех тысяч электроприводов в год, хотя еще в 2003 году произвели всего около одной тысячи изделий. В этом году планируем произвести более 3,4 тысячи штук, — говорит заместитель директора по производству ТОМЗЭЛа Михаил Потапов. Определенная интеграция ТОМЗЭЛа с томскими машиностроительными предприятиями заключается в том, что завод заказывает изготовление электронных блоков управления для своего оборудования у сторонних производителей. Однако и здесь есть позитивный момент — в 2013 году завод электроприводов планирует расширить деятельность предприятия и начать самостоятельное изготовление электронной начинки для своих изделий.

— Цех по изготовлению электронных блоков управления для электроприводов позволит «Транснефти» обеспечить до 80 процентов своих потребностей в данной продукции, — сообщил генеральный директор «Центрсибнефтепровода» Марат Багаманов. — На настоящий момент две компании в Томске по нашим заказам разработали эти электронные изделия, и других производителей мы найти не можем. Компании диктуют свои условия, есть претензии по сервисному обслуживанию. Поэтому мы решили построить свой цех и заниматься изготовлением блоков сами.

Как уточнил Михаил Потапов, предприятие планирует уже в 2013 году произвести более 130 электронных изделий, а после завершения строительства нового цеха к 2015 году производить электронные блоки полностью для всех видов электроприводов. Вот собственно и еще один пример стимулирования инновационного производства. Завод начинает выпускать совершенно новый тип оборудования, которое было создано конструкторами в тесном сотрудничестве с университетскими учеными. Получается, что даже в таком «карманном» машиностроительном предприятии, обслуживающем внутрикорпоративный рынок, инновационное развитие неизбежно, несмотря на работу в низкоконкурентной среде. Одно отличие — сюда инновации приходят по запросу сверху, а машиностроители «от сохи» ищут их сами, чтобы прорваться на рынок. Принципиальная разница, пожалуй, только в этом.

Понятно, что к каждому предприятию, как и прежде, приходится искать индивидуальный подход, поскольку машиностроение в Томске все-таки очень неоднородно, да и чувствует себя по-разному. Если, например, ЗАО «Сибкабель», входящее в состав ООО «Холдинг Кабельный Альянс» (объединяет кабельные активы «Уральской горно-металлургической компании») становится лучшим поставщиком нефтепогружного кабеля для российских компаний нефтегазового комплекса, то предприятия, входящие в состав ГК «Ростехнологии» (таковых в Томске четыре) сегодня явно не на коне — Томский завод измерительной аппаратуры безнадежно устарел и наделал долгов по зарплате, а в корпусе ПО «Контур» (см. «Ростехнологии» наносят ответный удар» в «Эксперте-Сибирь» № 45 за 2012 год) открывается очередной гипермаркет.

Основная задача власти в этой ситуации — придумать для предприятий, несмотря на разницу идентичностей, общий знаменатель, который как раз и может быть работой на определенного заказчика или глобальную цель. Тогда здесь появятся инновации и новые производства. Они, кстати, уже появляются — в северной промышленной зоне Томска планируется создать два завода: медеплавильный и завод электротехнического оборудования (см. «Парк индустриального периода» в «Эксперте-Сибирь» № 4 за 2013 год).   

«Эксперт Сибирь» №5 (361)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама