ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

«Ситуация улучшится, это точно будет!»

2013
Фото: Виталий Волобуев

«Иркутскэнерго» активно внедряется в коммунальный сектор — компания собирается управлять водоканалами и жилым фондом в регионах своего интереса

С недавних пор энергоугольный холдинг «Иркутск­энерго» стал активным игроком на коммунальном поле. Для управления объектами ЖКХ, водоканалами и жилыми домами было создано дочернее подразделение — ООО «Иркутские коммунальные системы», во главе которого встал ранее руководивший управлением по коммунальным системам в самом «Иркутскэнерго» Булат Дугаров. Бизнес-логика очевидна: во многих городах Иркутской области компания исторически контролирует объекты генерации и сетевое хозяйство. Взяв под крыло всю цепочку — от угольного склада до конкретной квартиры — компания получает возможность радикально снизить издержки, исключив лишние звенья и оптимизировав технологии.

Сейчас ИКС работает в Усть-Илимске, Усолье-Сибирском и Саяногорске; выходит на рынок Иркутска и изучает рынки всех городов, где у «Иркутскэнерго» имеются интересы. Пожалуй, идеальная схема пока складывается в Усть-Илимске. Здесь под контролем «Иркутскэнерго» — мощные ГЭС и ТЭЦ, тепловые сети, водоканал, а также «Северные электрические сети» (филиал Иркутской электросетевой компании). И с начала прошлого года — монополист среди управляющих компаний, ООО «Усть-Илимское ЖКХ-2008», под управлением которой находится порядка 90% всего жилого фонда. После новогодних праздников новый собственник успел сильно потрепать нервы местным жителям, проведя перерасчет оплаченных коммунальных услуг, в результате которого часть горожан оказалась должна УК тысячи рублей. Волну возмущения удалось погасить лишь за счет «Иркутск­энерго» — компания решила не взимать с усть-илимцев плюсовое сальдо, полученное в результате перерасчетов. Тем не менее, наш разговор с Булатом Дугаровым мы начинаем именно с этой темы.

— Булат Доржиевич, так уж получилось, что в те дни я был в Усть-Илимске и тревогу, которая охватила и чиновников, и некоторых жителей, видел лично. Что это все-таки было?

— Сделку о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «УИ ЖКХ-2008» мы закрыли в первом квартале прошлого года, к управлению компанией приступили с апреля. Так уж вышло, что Усть-Илимск традиционно считался одним из самых сложных городов с точки зрения получения денег за потребленные ресурсы. Вы знаете, что там под нашим крылом не только продажа тепловой энергии (тепло и горячая вода), но и такие услуги, как водоснабжение и водоотведение. Поэтому для нас было критически важным получить контроль над крупнейшей в городе УК, чтобы полностью контролировать всю цепочку. Чтобы у менедж­мента или у собственников предприятия не возникало и мыслей нецелевым образом использовать наши деньги.

С апреля мы начали вникать в деятельность компании, запустили туда наших внутренних аудиторов, провели полный анализ деятельности. И выявили ряд допущенных нарушений законодательства. Кроме того, компания имела ряд предписаний от жилищной инспекции — менедж­мент в предыдущие годы неправомерно не начислял плату за общедомовые расходы (по тем домам, в которых были установлены общедомовые приборы учета). Этот же недочет выявили и наши аудиторы. Сумма недополученной выручки исчислялась десятками миллионов рублей.

— По каким причинам эти услуги не начислялись к оплате?

— История умалчивает. Не исключено, что данные решения лежали в политической плоскости. Это уже не важно. Кроме того, мы столкнулись с тем, что предприятие находилось в судебном процессе по иску от неопределенного круга лиц. Иск касался  тарифов на содержание и ремонт. В ноябре прошлого года в данном вопросе была поставлена точка, компания суд проиграла и обязана была пересчитать тарифы по этой услуге, причем за 2009 год. С припиской — по заявлению граждан. Когда мы все взвесили, то поняли, что, скорее всего, 90% граждан за перерасчетом точно обратятся. После чего наверняка пойдут суды по 2010, 2011 и 2012 годам, причем в ускоренном режиме — прецедент ведь уже создан. Стало ясно, что компания в итоге будет близка к банкротству. Поскольку общая сумма перерасчетов по статье «содержание и ремонт» пробила бы брешь в бюджете порядка 90 миллионов рублей.

— В общей выручке это большая сумма?

— На первый взгляд, нет. Это в масштабах «Иркутскэнерго». Но сумма именно по статье «содержание и ремонт» все равно очень приличная. Причем надо иметь в виду, что нельзя перекрестно субсидировать статьи: например, деньги получать за одну услугу, а финансировать на них «содержание и ремонт». Компания недополучала бы именно по этой статье и практически не имела бы финансовых ресурсов по этому направлению. Следовательно, возник бы большой кассовый разрыв. Взвесив все за и против, приняв во внимание замечания наших аудиторов и специалистов жилищной инспекции, мы приняли решение доначислить коммунальные услуги. В соответствии с законом — по 307-му постановлению от 2006 года и по 354-му — от 2011-го. И одномоментно пересчитать тариф на содержание и ремонт за все годы работы компании. Не ждать заявлений граждан, не ждать решений судов, а сразу это сделать. В декабре мы перерасчет провели, в январе разослали жителям квитанции. В целом по городу баланс более или менее сошелся. Кто-то получил квитанции, в которых сальдо было с минусом — и таких было большинство. Кто-то получил с нулем, но довольно большое количество квитанций было и с плюсом. В том числе — с большим плюсом.

— Получается, кто-то недоплачивал, сам о том не зная?

— Жители оказались заложниками действовавшего на тот момент законодательства. Причин было много — к примеру, на сумму влиял тот факт, был ли дом оборудован общедомовым прибором учета или не был. Мы пересчитывали только по тем коммунальным услугам, которые фиксировались приборами учета, — в основном это электроэнергия и холодная вода, на эти услуги приборами учета оборудованы все 370 домов Усть-Илимска. По горячему водоснабжению всего несколько. Поэтому перерасчет был проведен по двум видам услуг. Кроме того, внутри дома идет свое разделение — уже по квартирам, стоят ли в них счетчики или нет. Формулы разные, но все они забиты в названных мною постановлениях правительства РФ, которые действовали в разное время.

— Так у кого в итоге вышел плюс — у тех, кто имел в квартирах счетчики, или нет?

— Знаете, тут сложно сказать, очень много нюансов. Поэтому и разночтения в квитанциях вышли большие — от разных по размеру минусов до разной величины плюсов. Но в целом, подчеркну, по городу баланс сошелся. Хотя тем, кто получил квитанции с плюсом, от этого легче, конечно, не стало.

— Таковых в итоге сколько вышло?

— Доля должников в итоге достигла 40%, в деньгах — порядка 25 млн рублей. Мы увидели резко негативную реакцию на проведенное решение. И как социально ответственная компания, которая беспокоится за благосостояние своих клиентов, мы приняли решение квитанции отозвать и сделать перерасчет заново. И разобраться с плюсами. В феврале мы это решение огласили в открытом письме на имя мэра, в течение месяца все пересчитали, обратив внимание на замечание прокуратуры о том, что мы не проинформировали жителей надлежащим образом и не раскрыли алгоритм расчетов — периоды, основания и т.п. Мы это все учли. 2009 год вообще не стали трогать, как и два месяца 2010 года. Сейчас жители уже получили квитанции за февраль, в которых плюсов больше нет. Мы надеемся, что люди успокоились.

— А куда в итоге эти 25 миллионов рублей делись?

— Сумма после нового перерасчета увеличилась до 40 млн рублей. По сути, это недополученная выручка компании за различные виды коммунальных услуг. С жителей мы обязанность выплачивать эту сумму сняли, а как эту проблему решим внутри компании — пока еще окончательно не решили. Самое главное, что тот беспорядок, который до нас присутствовал в расчетах, мы ликвидировали. Больше таких резких шагов, я уверен, делать не придется. Только если законы опять поменяются, причем поменяются резко. В конце марта жители получили квитанции за все четыре года помесячно, на четырех листах, с полным объяснением всех перерасчетов.

— Получается, что первый год вашей работы с жилым фондом Усть-Илимска ушел на бухгалтерию?

— Вы правы, хотя технические и организационные проблемы, как и в любом ЖКХ, там тоже есть. Но в целом жилой фонд в этом городе достаточно новый, особенно в правобережной части. На левом берегу есть и ветхие, и аварийные дома, с которыми нам придется что-то делать. Теперь, решив финансовые вопросы, мы этим займемся плотнее.

Но вообще, для нас самая проблемная точка — это Усолье-Сибирское. Там и жилой фонд старее, и конкуренция на рынке управляющих компаний очень высокая, и противодействия со стороны конкурентов хватает. Весь год мы там, если можно так выразиться, находились в состоянии боевых действий. Спорный жилфонд составлял порядка 70 домов. Половину домов мы честно отдали, так как жители выбрали другие УК. Но есть одна компания, которая вопреки закону и решениям судов продолжает противоправные действия с нашими домами — выставляет квитанции и собирает деньги. В отличие от Усть-Илимска, в Усолье мы контролируем порядка 35–40% жилого фонда (по площадям), причем дома раскиданы по всему городу. И там у нас нет водоканала, только ТЭЦ и тепловые сети.

«Иркутскэнерго» интересны все города, где у компании уже есть генерация или сбыт expert-sibir_14_028.jpg
«Иркутскэнерго» интересны все города, где у компании уже есть генерация или сбыт

— В Усть-Илимске у вас, получается, идеальная ситуация и с точки зрения контроля над всей цепочкой. Ощущается ли уже синергия?

— Впервые «УИ ЖКХ-2008» привлекла Усть-Илимскую ТЭЦ в качестве подрядчика на обслуживание сетей. Раньше такого не случалось, выбор подрядчиков проходил по непонятным основаниям. Мы эту практику прекратили — теперь контракты свыше определенной суммы выставляются на конкурс. И поставщик услуг выбирается по утвержденным в «Иркутскэнерго» стандартам, прозрачно и честно. В декабре «УИ ЖКХ-2008» провела конкурс на выбор подрядчика по левому берегу. И часть объемов по обслуживанию внутридомовых сетей тепла, воды и канализации выиграло подразделение ТЭЦ — участок ТВСК. Раньше они занимались только магистральными тепловыми сетями, теперь смогут дойти до конкретной квартиры. В результате и мы сможем прекратить споры о том, где случаются потери — в сетях ТЭЦ или домов: участок ТВСК отныне будет контролировать всю цепочку — от получения угля на складе ТЭЦ до регулировки подачи тепла в конкретных домах. Посмотрим, насколько этот опыт окажется успешным. Думаю, в итоге мы распространим его на весь жилой фонд. Для нас выгода очевидна — можно будет снизить потери, отрегулировать режимы работы ТЭЦ, сэкономить топливо и электроэнергию и т.д.

— Кроме управления жилыми фондами в ряде городов ваша компания занимается управлением и водоканалами, в частности, в Саяногорске. Это, получается, второе направление деятельности ИКС?

— Да, именно так, причем параллельное. Хотя работа с жилфондом пока более заметна, поскольку водоканал у нас один — в Саяногорске. Правда, с 2006 года мы управляем водоканалом Усть-Илимска, так что эта тема нам в определенной мере известна и близка. Водоканал — это бизнес с хорошим финансовым потоком. Мы понимаем, что если нормально выстроить все процессы, подготовить окупаемые инвестиционные проекты и вложить в них средства, оптимизировать расходы, можно получить хорошую отдачу. К тому же этот бизнес сильно похож на тепловую энергетику. Условно говоря, те же трубы, те же насосные станции. Единственное, что есть вопрос с водоподготовкой. И отдельное направление, которым мы никогда раньше особенно не занимались, — канализация. Но ничего сложного в этом нет: технологии понятны, специалисты на рынке есть.

— Каковы основные проблемы водоканалов в Усть-Илимске и Саяногорске?

— Водоканал Усть-Илимска каждый год генерирует убыток в сто миллионов рублей. Перед нами поставлена задача совместно с местной ТЭЦ привести эту ситуацию в нормальное русло. Да, в большом котле «Иркутск­энерго» эти сто миллионов вроде бы и не заметны, но для отдельного участка, который стабильно убыточен, это ненормальная ситуация. Причина — потери, причем очень высокие. Поднимаем одно количество воды, а продаем другое. Проведенная оптимизация персонала дала определенные результаты, но на общем убытке не отразилась. К примеру, на правом берегу Ангары водозабор с водохранилища, а на левом мы теперь берем воду из подземных артезианских источников. Это оказалось выгоднее — мощности левобережного водозабора значительно превышали объемы потребляемой воды, содержать два водозабора было нецелесообразно. Сейчас главная задача — искать порывы в сетях.

В Саяногорске очень долгое время не выделялись средства даже на текущий ремонт, не говоря уже о капитальном. Оборудование настолько устарело и обветшало, что его хоть тотально заменяй. Очистные сооружения не удовлетворяют действующим требованиям к стокам. В городе есть молокозавод, который убивает все наши микроорганизмы. К тому же водоканал Саяногорска включает объекты в поселках Черемушки и Майна, там аналогичные проблемы. Так что основные инвестиции в Саяногорске пойдут в канализа­ционно-очистные сооружения. Наш интерес в городе очевиден — там у акционера находится алюминиевый завод, его котельная (которой уже управляет наша структура — компания «Байкалэнерго») и тепловые сети, взятые в аренду. Средства планируем привлечь из всех возможных источников, объемы я сейчас назвать не могу, но речь идет о десятках миллионов рублей.

Сейчас также рассматриваем ряд аналогичных объектов в Красноярском крае и Иркутской области.

— Основная цель ИКС — контролировать цепочки и снижать таким образом потери «Иркутскэнерго». Можно ли оценить, насколько вашему подразделению удалось эту задачу решить?

— На данном этапе такие оценки давать сложно. Первый год мы только вникали во все процессы. Думаю, по итогам текущего года по тем точкам, куда мы уже зашли, можно будет давать какие-то оценки. Но ситуация улучшится, это точно будет.

— В какие еще города вы планируете зайти?

— Конкретных планов нет, но вы можете и сами все вычислить, посмотрев, где у нас есть сети или генерация. Сейчас заходим в Иркутск. В четвертом квартале прошлого года создали третью дочернюю структуру ИКС — УК «Энергия», в январе 2013-го провели голосование по четырем домам в районе Новоленино, с февраля ведем работу по объектам в Октябрьском районе. Мы не рассматриваем отдельные районы, нам интересен весь город. Будем смотреть, где компании банкротятся или ведут себя недобросовестно, там будем предлагать себя в качестве здорового конкурента. Планы до конца года — взять в управление свыше 200 домов, в целом это небольшая доля от всего жилого фонда.

— Почему не замахиваетесь на большую долю по Иркутску?

— Это нецелесообразно, в городе у нас есть хороший партнер, который держит порядка 75% жилого фонда — холдинг «Система». Они управляют и Западным, и Северным, и Южным УЖКС. Это частная компания, но у нас выстроены нормальные взаимоотношения на всех уровнях — она потребляет большие объемы тепловой энергии и при этом рассчитывается строго по графику. Смысла замещать адекватного и прогнозируемого партнера просто нет. Наша задача, повторюсь, — составлять здоровую конкуренцию недобросовестным компаниям, которые не могут работать на рынке, банкротятся или просто воруют наши деньги.

— Когда вы шли в коммуналку, наверное, не совсем понимали все сложности с тарифами. Ваш прогноз на этот год — будут расти или нет?

— Отвечу так. Фонд с каждым годом не обновляется, он только стареет и ветшает. С ним надо что-то делать — это очевидно. И объемы этого стремительно устаревающего жилфонда очень велики. Тот тариф, который есть, способен покрыть расходы только на содержание, на зарплату уборщицам и дворникам. Но на капитальные ремонты действующих тарифов не хватит. Конечно, хотелось бы, чтобы в этой сфере появилась нормальная экономика. Но мы понимаем, что эта сфера социально значима. И любое повышение цен — хоть на копейку — отражается на кошельках рядовых граждан, которые и так вынуждены тщательно рассчитывать свои бюджеты. Безусловно, никто не позволит наращивать тарифы галопирующими темпами. Скорее, они будут даже уменьшаться. Поэтому государству нужно будет вмешаться.

К тому же жилищное законодательство перенесло бремя расходов на плечи собственников. Психология собственников пока не развита — сейчас люди ощущают своей только квартиру. В ней они ремонт делают, а смотреть за домом — вроде как не их проблема. Но это ведь не так: имущество общее. Добрый дядя на него денег не даст. Но мы понимаем, что многие дома перешли в собственность людей не в лучшем состоянии — через полвека после постройки. Поэтому нужна взвешенная политика государства в этом вопросе — полностью за счет людей проблемы, копившиеся годами, не решить. Государство вынуждено будет финансировать эту отрасль.

— Взяв под себя управление жилым фондом, вы нашли рецепт искоренения воровства в управляющих компаниях?

— Ничего тут нового не придумать, нужен комплекс мер — работающие законы, вмешательство властей и правоохранительных органов. Понятно, что к этому идеалу в России мы будем стремиться долго.         

«Эксперт Сибирь» №14 (370)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама