Сослагательное страхование

Тема недели
Москва, 29.04.2013
«Эксперт Сибирь» №17-18 (373)
Если бы в России действовали грамотные законы и более высокие тарифы, преобладало сознательное население и не случались бы ЧП, страховой рынок страны был бы настоящей «золотой жилой». Сегодня же он просто «жила», и весьма жесткая

Ипотечное и потребительское кредитование пролило на кэптивных страховщиков, созданных при банках, «золотой дождь» из средств населения. Универсальным же компаниям, чтобы не отставать в прибыльности от специализированных конкурентов, необходимо включаться в добровольную пенсионную систему накоплений, хотя в законодательном смысле она еще «вилами по воде» начертана. В остальном все по-прежнему: консолидация рынка продолжается, регионалов становится все меньше, «моторное» страхование и страхование сельскохозяйственных рисков остаются проблемными секторами. Но по большому счету все хорошо — рынок растет. Актуальные тренды выглядят именно так.

В целом, рынок страхования Сибири (кроме ОМС, по премиям) рос быстрее, чем по всей стране — на 23,6%, или в деньгах 51,23 млрд рублей (по РФ — около 21%). Но объем премий в Сибири по-прежнему почти в девять раз меньше, чем в Центральном федеральном округе — по этому показателю СФО остается на традиционном пятом месте среди федеральных округов. Внутри же макрорегиона и по премиям, и по выплатам в лидеры вышла Новосибирская область. Когда в 2011 году первое место по премиям занял Красноярский край, эксперты высказывали предположения, что это надолго — ведь это регион с более развитым производственным сектором (см. «На общих основаниях» в «Эксперте-Сибирь» № 17–18 за 2012 год). Но прогнозы не оправдались. Лидерство Новосибирской области обеспечили сектор страхования от несчастных случаев, медицинское страхование и ОСОПО.

Маржинальные сегменты

Наибольший рост страховых премий в Сибири отмечен в страховании предпринимательских и финансовых рисков — в 2,4 раза, или на 240%. На первый взгляд, можно было бы только порадоваться за растущую «сознательность» населения, но картинку портит парочка весомых «но», заставляющих задуматься о прозрачности и стабильности сектора. Во-первых, выплаты в этом сегменте остаются на одном уровне, во-вторых, источник роста — это потребительское кредитование, а основной канал — кэптивные страховые компании банков. «Если посмот­реть на примере Новосибирской области, то увидим, что 80 процентов данного рынка занимают две компании: «Дженерали ППФ», основным каналом продаж которой выступает «Хоум Кредит Банк», и «КБС» — компания банка «Русский Стандарт». Львиную долю в этом виде страхования занимает покрытие риска «потери работы» заемщиков в потребительском кредитовании. Как правило, данный продукт низкоубыточен. Кроме того, рост выплат в страховании обычно происходит с существенным временным лагом к росту выплат», — комментирует генеральный директор ЗАО «Д2 Страхование» Юрий Вавилов.

«В процессе запуска нового вида страхования или в период бурного роста не стоит ждать большого количества страховых выплат, они догонят сборы только два, а то и три года спустя. Не будем забывать и про срок исковой давности по страховым событиям, который по общему правилу составляет два года. Поэтому полностью анализировать убыточность 2012 года будет правильно, только когда закончатся все договоры страхования, заключенные в 2012 году, и выйдет срок исковой давности по страховым событиям, то есть в январе 2016 года», — объясняет вице-президент, директор Сибир­ского Регионального Центра компании «Альфа­Страхование» Вадим Маслов.

Аналитики считают, что сегмент страхования финансовых и предпринимательских рисков не совсем прозрачен. «Выплаты по ним не изменились в связи с низкой вероятностью наступления страхового случая. Бурный же рост сегмента вызван низкими объемами данного вида страхования в 2011 году. Развитию этого направления сегодня способствует реализация государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса. Также активный рост связан с использованием серых схем, которые наиболее распространены на этом рынке — данный вид страхования используется организациями не для снижения финансовых рисков, а для правомерного выведения денежных средств из оборота. Использование серых схем состоит в заключении фиктивного договора по страхованию предпринимательских и финансовых рисков, после чего деньги обналичивают и их получают участники сделки», — считает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова.

Рейтинг страховых компаний Сибири, 2012 год

Неплохо выросло за прошлый год и страхование от несчастных случаев и болезней — на 64,7%. Этот сегмент считается одним из наиболее перспективных и прибыльных. «Учитывая, что социальные гарантии постепенно становятся хорошим тоном, страховщики очень агрессивно наращивают портфели своих обязательств. В перспективе ближайших лет этот сегмент продолжит расти опережающими темпами», — считает аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. Среди опций сегмента — «жизнь», и в 2012 году она резко прибавила: премии в страховании жизни подскочили почти на 39%. Одна из причин — к этому виду страхования более сознательно стал относиться, прежде всего, корпоративный сектор, особенно в профессиях, связанных с риском. «Видимо, работодатель подрос немного, выбрался из кризиса, ему необходимо производить выплаты не из своего кармана, а за счет страховых компаний», — отмечает заместитель руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в СФО Юрий Сидоренко.

И все же основной рост рынка обеспечил банковский сектор, где развивается ипотечное и потребительское кредитование. Драйвером 2012 года по-прежнему было кредитное страхование (страхование жизни заемщиков), предлагаемое через банки. Это массовое ипотечное кредитование, где предусмотрено страхование жизни. Но эксперты не слишком оптимистично смотрят на дальнейший рост рынка через этот канал. «Если говорить о динамике рынка в целом, то потенциал его роста за счет вмененного страхования очень скоро исчерпается. Кредитование не может расти так же стремительно, как в последние два года, когда кредитный рынок восстанавливался после кризиса 2008 года. Реальные доходы населения либо растут очень низкими темпами, либо не растут вообще, а значит, темпов роста кредитного рынка под 40 процентов в год в обозримом будущем не ожидается. Скорее всего, они будут плавно снижаться. Таким образом, в нашем сегменте, сохранить темпы роста смогут только те компании, которые продолжают делать ставку на классическое страхование жизни и здоровья», — комментирует президент Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) Александр Зарецкий.

Как мы видим, рост и в том, и в другом маржинальных сегментах (страхования предпринимательских и финансовых рисков и страховании от несчастных случаев и болезней) обеспечен благодаря банковскому участию. И осуществляется через кэптивный канал дочерних компаний. Кэптивным страховщикам аналитики пророчат светлое будущее, и особенно — в секторе автострахования. «Важным трендом на рынке страхования является рост количества кэптивных банковских страховщиков, который имеет свое начало в активном использовании кредитных продуктов для покупки автомобилей. Ведь когда клиент приобретает авто в кредит, его взаимоотношения с банком уже регламентированы и оформлены в виде кредитного договора. Банк требует от клиента, чтобы машина была застрахована. Самый простой способ — застраховать машину в дочерней структуре банка, что повысит лояльность кредитора и уменьшит затраты (как времени, так и денег). Доля машин, взятых в кредит в 2012 году, составила около 40 процентов и продолжит рост в 2013 году», — комментирует Антон Сороко.

Страховые премии и выплаты по основным видам страхования в СФО, 2012 год

При этом, отмечает аналитик, учитывая международный опыт, развитие универсальных страховых компаний в сегменте страхования жизни будет идти медленнее, чем их кэптивных конкурентов. Основным фактором роста для «универсалов» должно стать улучшение клиентского сервиса, перевод в «онлайн» расчета и учета страховых полисов (прямые продажи без привлечения посредников), что должно заметно снизить издержки и, соответственно, дать возможность страховщику проводить агрессивную ценовую политику. «Без партнерства с банками стало сложнее развивать сегмент страхования жизни, но возможно продвигать данную услугу как накопительную программу с последующими выплатами, либо с возможностью небольшого процентного дохода», — отмечает Екатерина Кондрашова.

По мнению АСЖ, поддержать тренд роста «жизни» могли бы продажи долгосрочных накопительных, инвестиционных и пенсионных программ, но для этого необходимо реализовать комплекс стимулирующих мер. Позиция АСЖ по этим мерам была изложена при обсуждении стратегических документов, разработанных в 2012 году. Одна из упомянутых там мер — более активное включение страховщиков в обновляемую пенсионную систему России. Прежде всего, в ее добровольную часть — за счет налогового стимулирования работодателей, предлагающих добровольные пенсионные страховые программы у себя на предприятиях.

Проблемы

Цель страхового рынка до сих пор как при глубоком феодализме — «побольше собрать, поменьше выплатить, получить зарплату, отчитаться перед акционерами». Во всяком случае, именно так говорят о рынке его регуляторы. Отсюда и проблемы. По естественным законам рынка страховщики идут в те сферы, где можно больше заработать. Как говорит Юрий Сидоренко, «закон по ОПО приняли, народ кинулся туда, деньги там неплохие. Приняли закон по перевозчикам, народ тоже «руки потер» и побежал».

При этом без перегибов пока не получается. К примеру, при страховании ОПО, чтобы перетянуть клиентов, страховщики предлагали предприятиям застраховаться по категории, по которой полис стоит в разы меньше, несмотря на то что предприятие относится к более «дорогой» категории. «Страховщик приходит и говорит: давай я тебя по другой категории застрахую, ты мне в три раза меньше заплатишь — авось, ничего не случится», — рассказывает Юрий Сидоренко.

При этом региональная власть в большей степени воспринимает страховщиков как спонсоров, которые могут профинансировать проведение каких-то проектов при администрациях, к примеру, акции «пристегни ремень», «сбавь скорость», так считает регулятор рынка ФСФР в Сибири. Сами же страховщики — не в претензии. Федералам, главное, не мешать. «Региональные власти последовательно улучшают инвестиционный климат в регионе. Посмотрите — страховой рынок в Сибири увеличился на 25,8 процентов. Это в том числе показатель работы властей. К нам приходят цивилизованные инвесторы — как внешние, так и внутренние. Последовательно растет культура страхования. У нас нет к властям претензий. Все отношения строятся в рамках федерального законодательства», — отмечает Вадим Маслов.

Страховщики — лидеры по числу жалоб в 2012 году

И все-таки у региональных компаний предложения к власти есть. «Если рассуждать с точки зрения стимулирования спроса на страховые услуги, то региональная власть могла бы оказать поддержку страховщикам — например, разработав и начав внедрять программы страхования квартир собственниками (от залива, пожара)», — считает Юрий Вавилов. Для стимулирования регионального рынка страхования (как одного из каналов пополнения налогов) поддержка властей не была бы лишней, но ее как таковой нет. Эти мнения об участии региональной власти в развитии страхового рынка указывают и на антагонизм между федеральными и региональными компаниями. Конфликт в том, что все риски крупных предприятий зарегистрированы в Центральном регионе, что, естественно, мешает регионалам формировать достаточный уставной капитал (УК). Кроме того, отдельные проблемы рынка во взаимоотношениях федеральных страховщиков и страхователей возникают при продвижении своих страховых продуктов до потребителя и реализации страховщиками принятых обязательств при наступлении неблагоприятных событий, оговоренных при заключении договоров страхования, отмечают в ФСФР.

При этом региональных страховых организаций почти не осталось, а работающие в регионе филиалы отдельных федеральных страховщиков не всегда спешат урегулировать страховое событие в соответствие с действующим договором. Если происходит страховой случай, то документы из филиалов отсылаются в Москву для экспертизы, причем сама оценка ущерба может проходить по фотографиям застрахованного объекта. Работники головных офисов не доверяют сотрудникам филиалов и сами устанавливают размеры ущерба. Часто занижается размер ущерба, а срок выплаты — затягивается.

Но регионалам страховать крупный «корпорат» сегодня не под силу. В Сибири осталось только 40 региональных компаний. При этом многие из них занимаются не коммерческим страхованием, а лишь ОМС. «Региональных очень мало, и у всех маленькая емкость, так как размер уставного капитала — минимальный от утвержденного. У федеральных страховщиков большие УК и активы, они могут принять на себя большой страховой риск. А регионалам нужно передавать все в перестрахование. Необходимое объединение у регионалов с целью нарастить УК, как показала практика, не получилось. У каждой региональной компании — свой, по их мнению, крутой учредитель, который ни с кем не будет объединяться», — комментирует Юрий Сидоренко.

Сами регионалы рассматривают тему объединения другой точки зрения — по большому счету, объединяться уже просто не с кем. «Среди региональных компаний, оставшихся сегодня на рынке страхования, крайне мало рыночных. В основном это так называемые «кэптивные» компании, бизнес которых прямо или косвенно связан с материнской структурой (региональным банком, холдингом, промышленным предприятием). Акционеры «Д2 Страхования» регулярно проводят встречи с собственниками регио­нальных и федеральных компаний и консультации по вопросам объединения (в широком смысле — не обязательно объединения компаний, а получения компетенций: перевод команд менеджеров, части бизнеса на Д2 при такой возможности)», — отмечает Юрий Вавилов.

Рыночные ниши страховщики стараются завоевать любым способом, в том числе и с помощью демпинга. К примеру, страхуют в автосалонах дорогие иномарки под три процента, хотя реальная цена вопроса — 10%. Часто к таким методам прибегают региональные компании, которые в условиях жесткого рынка, выстроенного в пользу компаний с большим УК, стараются «завоевать» клиентов (см. «На общих основаниях» в «Эксперте-Сибирь» № 17–18 за 2012 год). Но не гнушаются этим и федеральные игроки, нацеленные на оперативную экспансию рынка. «Демпинг в российском страховании в основном связан с «Автокаско», ОСАГО и страхованием жизни. Осуществ­ляя региональную экспансию, многие страховые компании используют демпинговый механизм», — считает Екатерина Кондрашова.

По оценке ФСФР в СФО, у крупных федеральных компаний доля премий — около 60%. Только у топовой пятерки (см. рейтинг) около 40% всей премии Сибири. У «Росгосстраха» — 13,4%, «Ингосстраха» — 9,3%, «Дженерали ППФ» — 6,2%, «ВСК» — 5%, «МСК» — 4,9%. Стоит отметить, что в 2011 году у топовой десятки было 46% объема премий. Так что консолидация идет вполне приличными темпами. Консолидация однозначно переформатирует рынок в пользу компаний с большими резервами, но привнесет ли с собой это явление такое понятие, как «качество сервиса»? Как отмечают игроки рынка, сегодня далеко не все филиалы страховых компаний, работающие в регионе, могут предложить качественный сервис. «К сожалению, в Сибири мало компаний, представленных филиалами, где работают стабильные кадры — и руководители, и штатный состав. На практике идет постоянное движение кадров из одной компании в другую. Только в единицах страховых организаций наведен жесткий порядок и вертикальный контроль. Остальные работают по временному принципу: насобирать сомнительных рисков, показать объем собранной премии, получить комиссионное вознаграждение и бонусы, а затем при возникающих убытках переметнуться в другую страховую организацию, которая также не контролирует территориальный страховой бизнес», — отмечает Юрий Сидоренко.

Проблемным сектором по-прежнему остается «моторное» страхование. Жалобы по ОСАГО и КАСКО составляют 90% от поступающих жалоб. Проблемы сектора ОСАГО — остаются в центре внимания, несмотря на то, что рассмотрение вопроса о повышении страховых выплат отложено на неопределенный срок (см. «Ликвидировать агентов» в «Эксперте-Сибирь» № 13 за 2013 год). Сектор считается убыточным в большей мере из-за огромных комиссий агентам, которые платят страховщики. Многие из них из-за этого не могут сформировать адекватных резервов для выплат и уходят с рынка, «подставляя» «добропорядочных», которым приходится расплачиваться и за себя, и за «того парня». Сами страховщики отмечают в качестве проблем «моторного» страхования формирование «моторных страховых пирамид» и как следствие — риск ухода с рынка крупных игроков. Подобные прецеденты уже произошли с компаниями «Ростра», «Росстрах», в шатком положении находится компания «Югория».

По оценкам экспертов, реальные выплаты, которые ложатся на плечи страховщиков, составляют 65–70%. Если к этому добавить 20% расходов на ведение дел, то маржинальность сектора действительно выглядит сомнительной. Положение пока спасают депозиты и грамотное инвестирование в акции и ценные бумаги. Но система требует серьезного апгрейда. Кроме повышения тарифа в ОСАГО на государственном уровне (при условии повышения лимитов выплат), среди конструктивных предложений — сокращение сети посредников. Кроме того, в секторе процветает мошенничество. И в основном аферы осуществляются через брокеров и агентов, которые составляют фальшивые документы. ФСФР отмечает поступление огромного количества поддельных заявлений, в которых указаны либо разные компании, либо разные фамилии. К примеру, составляются фиктивные материалы о дорожно-транспортных происшествиях по европротоколу, когда регистрация факта происходит по звонку, либо участники ДТП заполняют документы и идут в страховую компанию.

Динамика премий и выплат без ОМС 2009–2012 год
Страховые премии и выплаты в сибирских регионах по итогам 2012 года

У партнеров

    Реклама