Зона, кластеры, аквапарк

Русский бизнес
Москва, 29.04.2013
«Эксперт Сибирь» №17-18 (373)
Томская область в очередной раз решила повысить свою туристическую привлекательность. На этот раз — с помощью четырехлетней программы

Развитие внешнего и внутреннего туризма — тема, к которой в Томской области пытались подступиться давно, но, по большей части, тщетно. Туризм в регионе вроде бы и есть, но поступательного движения вперед не заметно, а уж говорить до недавних пор о создании полноценной туристической отрасли в региональном экономическом пространстве и вовсе не приходилось. Несколько лет назад, преодолев множество проблем, области удалось официально устроить охоту на медведя для нескольких немецких туристов. Это, по сути, был первый и единственный шаг на пути к созданию новой отрасли.

Надо учесть, что весь туризм Томской области до недавнего времени находился в ведении департамента потребительского рынка. Соответственно, и акценты делались в основном на развитие сектора гостеприимства, то есть гостиничного бизнеса. Во многом именно по этой причине индустрия туризма как отрасль экономики практически не формировалась. Одновременно с этим областной департамент по культуре еще в 2008 году подготовил концепцию использования культурного наследия Томской области для развития туризма. Перед каждым муниципальным образованием ставилась задача разработать собственные культурные бренды территории, популяризирующие уникальные памятники природы, исторические события, этнографические особенности и народные традиции. На местах восприняли такую задачу с воодушевлением, и бренды появились. Но туристов больше не стало.

В прошлом году туристическая деятельность была передана в ведение реструктурированного департамента по культуре и туризму Томской области, который спустя некоторое время разработал долгосрочную программу, нацеленную на развитие туризма в регионе с 2013 до 2017 года. На нее и сделана основная ставка в развитии направления, которое буксует уже несколько лет.

Завтрак туриста

Скептики утверждают, что долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013–2017 годы» в своих базовых принципах практически полностью копирует федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Но ничего трагического в этом нет. Главное, что задачи в областной ДЦП ставятся не менее амбициозные — на 270 млн рублей, предусмотренных областным бюджетом, планируется привлечь 1,5 млрд рублей федеральных средств (см. таблицу 1). При общей стоимости программы в 2,18 млрд рублей вклад муниципалитетов оценивается в 170 млн, а инвесторов — в 250 млн рублей.

Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации программы)

Программа предусматривает целый перечень весьма важных мероприятий. Например, изучение и оценку туристического потенциала и туристского потока, курортологических и бальнеологических перспектив природных источников минеральной воды и грязи, паспортизацию санаторно-курортных учреждений и т.д. Львиную долю средств — около двух миллиардов рублей — планируется направить на создание туристско-рекреацион­ных комплексов и кластеров. Конечно, только в том случае, если области удастся войти в федеральную целевую программу (ФЦП), без чего туризм мощный импульс не получит и из стагнации не выйдет. ФЦП содержит весьма жесткие критерии отбора региональных программ в качестве инвестиционных проектов, но у Томской области есть вполне реальный шанс стать счастливым обладателем федеральной помощи. «Мы попали в десятку регионов, которые Ростуризм внес в число пилотных проектов, — говорит начальник областного департамента по культуре и туризму Павел Волк. — Томская область со своим достаточно слабым туристическим багажом оказалась в числе этой десятки. И теперь мы активно пытаемся наверстать упущенное, в том числе и путем принятия долгосрочной целевой программы. Главная цель ДЦП по развитию туризма заключается в том, чтобы превратить Томск в развитый туристический регион. Проблема серьезная: Томск отстал от большинства регионов России. Но потенциал развития туризма в Томской области большой. В районах складывается серьезный туристический блок, кластер, который с точки зрения оздоровительного, экологического, паломнического и этнографического туризма очень перспективен. У нас уже заявлено 94 проекта на общую сумму 12,6 млрд рублей. Любой из этих проектов может войти в ФЦП».

В 2012 году в коллективных средствах размещения (гостиницы, кемпинги, курорты) Томской области останавливалось 160 тыс. человек (по официальным данным), включая немногочисленных иностранцев. В результате реализации областной программы развития туризма к 2017 году планируется увеличить туристический поток на 10%, в том числе довести число организованных туристов (гостиничных постояльцев) со 160 до 172 тыс. человек (см. таблицу 2), а объем туристических услуг — с 1,2 млрд до 2,3 млрд рублей. «Когда мы говорим о туризме, то сразу представляем толпы иностранцев в бейсболках и с фотоаппаратами, которые оккупируют Томск, — говорит губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — Я лично вижу это не так. Я вижу, что туризм должен быть в первую очередь для нас — томичей. Для меня туризм — это, прежде всего, внутренний туризм. Томск — город науки и техники, а кто был в вузах, в особой экономической зоне? Вот это для меня туризм. Надо сделать так, чтобы хотя бы раз в год любой гражданин мог поехать в любую точку Томской области, но для этого надо создать условия, чтобы его там приняли. Мы сейчас собираемся сделать томский Арбат, «Золотое кольцо» Томской области и многое другое. Нужны конкретные дела, а не лозунги типа «даешь туризм».

Основные показатели реализации программы развития туризма в Томской области

16 мая нынешнего года из Томска будет совершен первый международный авиарейс. Открытие международного терминала открывает перед городом новые возможности, но не избавляет от старых проблем. Наличие многочисленных проектов и перспектива получения серьезного финансирования не избавляет от необходимости решать текущие инфраструктурные проблемы, из-за которых туристическая отрасль региона долгое время стояла на месте. По мнению президента некоммерческого партнерства «Союз турагентств Томской области» Ольги Севостьяновой, среди проб­лем въездного туризма самые острые видны невооруженным глазом. В гостиницах не хватает квалифицированного персонала, владеющего иностранными языками, уровень экскурсионного обслуживания оставляет желать лучшего, а техническое состояние туристического транспорта можно назвать неудовлетворительным. Директор музея деревянного зодчества Томска Надежда Боровинских считает наиболее важным создание в Томске единого информационного туристического центра. Но главная проблема — это разрозненность в действиях власти, бизнесменов, вузов, деятелей культуры и музеев. Необходимо объединить усилия, выработать общую стратегию, чтобы наиболее эффективно взаимодействовать друг с другом. Власть считает, что новая программа поможет эту задачу решить.

Кальмар и двигатели прогресса

Пока власть работает над увеличением турпотока своими методами, в Томске появляются неформальные проекты, по сути рассчитанные на решение той же задачи — сделать город привлекательным и интересным для всех любопытствующих. Одним из таких проектов стал «Васюганский кальмар» — бренд Томской области, который, по мнению его создателей, может помочь серьезно продвинуть регион. Идея «Васюганского кальмара» родилась около года назад, когда некоему гостю города в шутку рассказали, что кальмара, которого он ел в одном из кафе Томска, поймали в васюганских болотах. Идея хорошо «выстрелила», гость поверил, и слух об уникальном кальмаре разошелся в городском сообществе. «Васюганский кальмар» таким образом стал чем-то вроде лох-несского чудовища. Правда, пока не таким знаменитым.

Скульптор Олег Кислицкий считает, что Томскую область можно популяризировать с помощью забавных памятников, таких как, например, памятник любовнику (фигура мужчины в трусах, свисающего с балкона), переговоры об установке которого он сейчас ведет с городскими властями. «Первый вариант памятника любовнику, изготовленный в дереве, в свое время наделал ажиотажа. Теперь памятник будет изготовлен из искусственного камня», — говорит Кислицкий. Помимо этого скульптор изготовил из бронзы четырехсантиметровый памятник под названием «Лягушка-путешествен­ница» и теперь договаривается о его установке у здания одной из томских туристических фирм. «Если согласятся, то наша «Лягушка-путешественница» станет самым маленьким памятником в мире. Пока что самым маленьким является 11-сантиметровый памятник Нильсу в Стокгольме», — отметил скульптор.

Среди его идей забавных памятников, готовых к реализации, есть такие как «Русалка, выныривающая из Белого озера» (озеро в центре Томска); памятник любопытству в виде старушки, глядящей через стену общественной бани; памятник опаздывающему пассажиру, который может разместиться в будущем международном терминале томского аэропорта; памятник писающему мальчику с прибором учета; памятник «Лес любви» в виде деревьев, на которых молодожены будут вешать замки, символизирующие крепкий брак. До 2008 года Томская область была первой в стране по количеству памятников, и сегодня у Томска есть все шансы вернуть себе первенство.

С точки зрения чистой прагматики, совершенно очевидно, что именно памятники Томска, а в первую очередь, конечно, деревянное зодчество, и нематериальное культурное наследие представляют самый крупный ресурс развития туризма. В Томске существует индустрия гостеприимства, транспортное сообщение с соседними регионами, аэропорт, квалифицированные кадры, платежеспособный спрос на туристические услуги. Не хватает только собственно самих услуг, оригинальных креативных продуктов, способных заинтересовать среднестатистического туриста. Хотя именно в Томске туризм все-таки имеет вполне реальные перспективы стать полноценной отраслью экономики. Идея создания «Императорского квартала», музей старца Федора Кузьмича, проект музеефикации «Болота» (район Томска), организация Тимирязевского археологического парка и другие проекты позволят сформировать не один кластер, отвечающий требованиям федеральной программы развития туризма. Но при этом примерная смета только одного проекта «Императорский квартал» составляет более миллиарда рублей. И здесь областной власти по примеру разработчиков федеральной программы развития туризма придется выбрать один сценарий — не распылять средства, а инвестировать деньги в наиболее перспективные проекты. И, безусловно, нужно искать инвесторов, меняя одновременно и экономическое обоснование программы в пользу внебюджетных средств.

«Туризм в Сибири есть, но он развит по-разному на различных территориях. Мы знаем, как он развивается в Республике Алтай, Республике Бурятия, и радостно, что у Томской области сейчас столько проектов, — говорит директор департамента по внешним связям и туризму, заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское Соглашение» Сергей Тихомиров. — В туризме, как ни странно, обязательна поддержка власти. Если есть единение бизнеса и власти, то туризм, безусловно, будет развиваться. Вот такое понимание и видение туризма как отрасли экономики, а не просто развлечения, уже есть в ряде территорий. И такое понимание есть у власти Томской области. Но нельзя развивать туризм в отдельно взятой области без сотрудничества с соседними территориями. И мы должны развивать межрегиональные туристические проекты. Такие, например, как «Великий чайный путь».

Зоопарк кластерного периода

Нарымский музей политической ссылки, в экспозициях которого представлена сохранившаяся избушка Иосифа Сталина, сосланного сюда в 1912 году, зафиксировал 4,8 тыс. посещений за 2012 год. Учитывая труднодоступное географическое положение села Нарым, это немало. Сотрудники музея говорят, что поток туристов будет увеличиваться, поэтому в северном районе в последние годы появилось несколько небольших гостиниц. Фонтанирует туристическими продуктами находящийся ближе всего к городу Томский район. И, конечно, туристический потенциал муниципалитетов области также будет востребован, поскольку власть намерена принимать и поддерживать муниципальные программы развития туризма. Но они все-таки должны работать на генеральную цель — на Томский туристический кластер, поскольку самым крупным поставщиком клиентуры для сельского, этнографического, экологического, познавательного туризма в любом случае останется областной центр.

Томск тоже не стоит на месте. Понятно, что можно годами водить туристов по объектам деревянного зодчества, а можно стимулировать турпоток, создавая новые объекты. На это, в частности, нацелен проект создания рекреационной зоны на территории Томской агломерации. Проект продвигает мэрия закрытого Северска, которая рассчитывает при поддержке Росатома и средств программы развития туризма перевезти в создаваемую зону единственный в области зоопарк, находящийся ныне на территории ЗАТО (закрытого административно-территориального образования) Северск. «Томская агломерация — одна из крупнейших в Сибири. Это 750 тыс. человек и 70% населения области. Но с точки зрения проведения досуга Томск пока отстает от других сибирских городов, — констатирует советник мэра ЗАТО Северск Алексей Козьмин. — У нас пока не хватает современных форматов торговли, развлечений, мало многозальных кинотеатров, один зоопарк — и тот в закрытом Северске, — и недостаточно средств размещения. В итоге деньги, которые зарабатываются здесь людьми, вывозятся в другие субъекты федерации, и Томская область импортирует услуги из Новосибирска, Кемеровской области, с Алтая. Например, многие турагентства Томска предлагают туры выходного дня в Новосибирск с посещением зоопарка и торговых центров. Эта услуга востребована».

По замыслу северских властей, зоопарк, который, кстати, за прошлый год посетило 56 тыс. человек, должен стать сердцем будущей рекреационной зоны, ее якорем. Помимо зоопарка здесь планируется создать природный парк, построить аттракционы, гостиницы и аквапарк, чтобы таким образом получилось нечто вроде центра выходного дня. Без частных инвестиций здесь, естественно, обойтись не получится. Разработчики концепции утверждают, что модель будет интересна бизнесу и инвесторы сюда пойдут. «Мы изучили рынок — это один миллион сто тысяч человек в радиусе ста километров, — говорит Алексей Козьмин. — Этого вполне достаточно, чтобы загрузить такую рекреационную зону. Практика показывает, что люди ездят с одной ночевкой на расстояния до 500 км. У нас на этом расстоянии расположена вся западно-сибирская конурбация — это больше пяти миллионов человек. И поток из других городов тоже возможен. На сегодня за счет средств Северска разработана концепция рекреационной зоны с предварительными экономическими расчетами. За счет бюджета проведены изыскания, есть предварительные технические условия. Если будем двигаться по графику, то новый зоопарк можно ввести к 2017 году. Общий объем необходимых инвестиций составляет около восьми миллиардов рублей».

Таким образом, двигаясь на разных уровнях, но в одном направлении, областная власть, муниципалитеты, энтузиасты-неформалы и просто люди, желающие заработать, делают одно важное дело — создают площадку для туристов. Синхронизация всех усилий способна дать синергетический эффект и сделать наконец томский туризм не притчей во языцех, а реальным бизнесом. Правда, как в каждом бизнесе, здесь тоже возможны риски, но на то и существует программа, чтобы свести их к минимуму.   

У партнеров

    Реклама