ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Золушка хочет стать принцессой

2013
Фото: Марат Исангазин

ЗАО «Основа холдинг» увеличивает количество предприятий, перерабатывающих золу омских ТЭЦ. И заодно меняет расклады на местном строительном рынке

23 мая в Омске официально открылся терминал, принадлежащий ООО «Омский цемент». И региональные, и федеральные СМИ в один голос назвали его новым цементным заводом. Тем паче, что до сих пор в Омской области такого производства не было — местная стройндустрия базировалась на завозном сырье, прежде всего, из соседней Новосибирской области (где действует один из крупнейших в Сибири заводов — «Искитимцемент»). Торжественности и весомости моменту придавал и тот факт, что руководство терминала тщательно совмещало визит губернатора Виктора Назарова с приездом гостей из немецкого концерна «Дюккерхофф», основного инвестора проекта. Глава области, впрочем, так и не приехал; его заменил министр строительства, транспорта и жилищно-ком­муналь­ного комплекса региона Станислав Гребенщиков. Он и нажал вместе с управляющим директором цементных заводов концерна «Дюккерхофф» в Восточной Европе Отто Лозе и управляющим директором ЗАО «Основа холдинг» Александром Антропенко (второй инвестор) символическую кнопку «пуск». Но действительно ли цементный завод появился в Омской области?

Цемент

На самом деле терминал работает с начала 2013 года. В большей степени его деятельность сейчас сводится к приему вагонов с цементом с Сухоложского завода, расположенного в Свердловской области, его дальнейшей расфасовки для продаж. И в меньшей — к выпуску портландцемента, с добавкой золы до пяти процентов. Под эту идею и подписался концерн «Дюккерхофф», в структуру которого входит «Сухоложцемент» с тремя миллионами тонн продукции в год. Как рассказал начальник центрального технического отдела концерна Вольфганг Тайхлер, все началось со встречи с Александром Антропенко в Ганновере еще в 2007 году (тогда этот предприниматель, кстати, руководил компанией «МРСК Сибири», откуда ушел по решению суда, которое потом долго оспаривал — впрочем, безрезультатно). То предкризисное время было периодом строительного бума, когда цемента в России не хватало. Потому немцам и поступило предложение построить в Омске цементный завод. Правда, в регионе нет основного сырья для производства этого строительного материала — известняка. Зато местные ТЭЦ производят очень много золы. Использовать ее при приготовлении цемента — от шести до 20% в общем объеме — посчитали экономически целесообразным. Тем более что Омск оказался крайним восточным форпостом концерна. Дальше идти на восток — себе дороже, ведь следом по карте — Новосибирск, где есть мощный конкурент — «Искитимцемент» (входит в структуру «РАТМ-Холдинга» Эдуарда Тарана). Но изначальные радужные сроки ввода предприятия в строй несколько сдвинул мировой кризис.

В итоге строительство терминала началось лишь в 2011 году. Генеральный подрядчик — вездесущее НПО «Мостовик» — реконструировал и соорудил в целом 12 объектов общей площадью более 8,5 тыс. кв. метров. Инвестиции в проект составили около 800 млн рублей. Они, по словам директора по стратегическому развитию ЗАО «Основа холдинг» Игоря Антропенко, разделены пропорционально вкладу партнеров в уставный капитал завода: 16,73% у ЗАО «Основа холдинг» и 83,27% — у ОАО «Сухоложскцемент». Проектная мощность предприятия составляет 800 тыс. тонн цемента в год. По словам Александра Антропенко, в текущем году объем выпуска продукции терминала (с золой и без золы) должен составить 300–350 тыс. тонн. В 2013 году запланировано использовать 60 тыс. тонн золы, в дальнейшем предполагается увеличить ее объемы до 200 тыс. тонн в год.

Расположен терминал чуть ли не в двух шагах от крупнейшей омской ТЭЦ-5, на территории недостроенного завода золо­аглопартиового гравия (ЗАГ), строительство которого было начато еще в 1986 году. Там предполагалось перерабатывать золу на гравий для омских дорог. Крупнейшими акционерами ЗАГ были «Омскавтодор» и «Омскэнерго». К началу перестройки завод был достроен на 90%. Но сначала кончилось финансирование, а потом выяснилось, что в новых условиях используемая технология не слишком и эффективна. В итоге недострой был продан с молотка и достался ЗАО «Основа холдинг», которое решило использовать эти площади по той же схеме, связанной с золой. Предполагается, что рядом появится еще пара производств, использующих золу от той же ТЭЦ-5.

Зола

Крупнейшие омские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-4 (входят в структуру ТГК-11) топятся экибастузским углем, зольность которого составляет 40%, а в отдельных случаях доходит и до 50%. Поэтому вопросы утилизации золы перед омскими энергетиками стоят очень остро. И очень давно. Только по официальной информации, предоставленной директором омского филиала ТГК-11 Виктором Гааком, на золоотвалах омских ТЭЦ накопилось 65 млн тонн отходов (на декабрь 2007 года было около 60 млн тонн). Имеющихся площадей для их складирования станциям уже не хватает. А затраты на природоохранные мероприятия, связанные с уловом, транспортировкой и хранением золошлаковых отходов (ЗШО), за 2009–2012 годы превысили 2,65 млрд рублей. Только в 2012 году сумма выплат за размещение ЗШО на золоотвалах омских ТЭЦ составила 52,71 млн рублей.

При этом перевести котлы на гораздо менее зольные угли Кузбасса практически невозможно, так как агрегаты еще в советское время были сконструированы именно под экибастузский уголь (Омская область имеет давние связи именно с Казахстаном). Попытки такие предпринимались не раз. Сам Гаак даже защитил диссертацию на тему: «Пути реконструкции оборудования промышленной ТЭЦ при переводе на сжигание других видов топлива. На примере Омской ТЭЦ-5». Но на практике плоды своих научных изысканий так и не воплотил. Остается другой путь — употребления ЗШО в различных целях. Способов предлагалось немало. Ученые Сибирской автодорожной академии, к примеру, разработали технологию использования ЗШО при дорожном строительстве, но она так и не вышла из стадии экспериментов. Очень много по вопросам возможной утилизации золы работала предшественница ТГК-11 — компания «Омскэнерго», которую как раз возглавлял тогда Александр Антропенко. Какие-то невостребованные после реорганизации омской энергосистемы проекты и были развиты ЗАО «Основа холдинг», создавшим целый кластер предприятий по изготовлению продукции на основе золы.

Еще в 2007 году ТГК-11 договаривалась с ЗАО «Основа холдинг» о строительстве трех предприятий на ТЭЦ-5 (по производству цемента, золокерамического кирпича и золоминеральных утеплителей с общим объемом переработки 289 тыс. тонн ЗШО в год). В ноябре того же года начало производить газобетонные блоки автоклавной обработки ООО «Комбинат пористых материалов» (официальный запуск предприятия на территории ТЭЦ-4 состоялся в феврале 2008 года). Установленная линия немецкой фирмы WEHRHAHN позволяет выпускать до 120 тыс. кубометров готовой продукции в год, и инвесторами этого проекта (Александром Антропенко и Дмитрием Коганом) изначально закладывалась идея производства недорогих строительных материалов за счет использования дешевого сырья, которое на всех омских станциях не использовалось никак. Предприятие выпускает газобетонные блоки торговой марки «вармит», которые должны были стать конкурентом уральского «теплита» и новосибирского «сибита». Были планы и по запуску второй аналогичной линии — еще на 120 тыс. кубометров газобетонных блоков в год.

Второй завод группы «Основа холдинг» — по производству известково-зольного кирпича — был запущен в Омске в мае 2009 года в районе той же ТЭЦ-4. Основу его технологической базы составляет новое оборудование немецкой компании W+K Maschinenfabrik. Проект был реализован при поддержке правительства Омской области и Сбербанка России. Оператором выступило ООО «Сибирский эффективный кирпич» (СибЭК). Проектная мощность завода — 79 млн штук условного кирпича в год. С применением продукции обоих заводов — газобетонных блоков «вармит» и силикальцитного кирпича СибЭК — построено уже около 1 млн кв. метров жилья. Применение этих инновационных стройматериалов оказалось экономически выгодно: строителям удалось снизить стоимость квадратного метра на 25%. В Омске с применением этого кирпича был построен торгово-офисный центр «Фестиваль», жилые дома на улицах Масленникова и Ватутина, реконструирован Концертный зал и гостиница «ИБИС-Сибирь». В 2013 году оба предприятия переработают 150 тыс. тонн золы.

Кстати, несмотря на то, что новый цементный терминал расположен рядом с ТЭЦ-5, золу для добавки в сухоложский цемент «Омский цемент» возят через весь город с ТЭЦ-4, так как на располагающейся рядом пятой теплоцентрали нет установки сухого отбора золы. Запроектировать и установить ее предполагается лишь в 2014 году. Впрочем, как нетрудно догадаться, особой погоды в деле утилизации 65 млн тонн на золоотвалах проекты «Основы холдинга» не сделают. Проблемой, видимо, придется заниматься самим энергетикам, поскольку занимать квадратные километры пригородной земли Омска новыми свалками и дальше — путь явно тупиковый.

Клиенты

Продукция терминала, по словам председателя совета директоров ОАО «Сухоложск­цемент» Максима Сотникова, предназначена в основном для малого и среднего потребителя, которому цемент можно будет доставить автотранспортом. В качестве потенциальных клиентов Сотников назвал бетонно-растворные узлы, а также: «коттеджные поселки, дачное строительство, площадка перед домом, чтобы сегодня нам позвонили — и две–три тонны назавтра мы уже поставили». «Мы изучали омский рынок и увидели, что в Омске практически нет цемента заводской упаковки. Его тарируют во всяких приспособленных помещениях, и там сомнительное качество. Наш цемент будет паковаться в мешки по 50 кг, и доля такой продукции для частников в общем объеме выпуска завода должна составлять до 30%», — рассказал Отто Лозе.

Другими словами, омский завод ориентирован исключительно на местный рынок, что вполне оправданно — и небольшие мощности предприятия («Искитимцемент» выпускает около 1,3 млн тонн в год, а ведь в Западной Сибири действует еще несколько крупных заводов холдинга «Сибирский цемент», да и до Урала от Омской области недалеко), и максимальное транспортное плечо (везти цемент дальше одной тысячи километров экономически невыгодно) подчеркивают эти особенности.

Для крупных же промышленных предприятий или домостроительных комбинатов с железнодорожной приемкой выгоднее хоппер цементовозка, поэтому они по-прежнему предпочтут получать продукцию из Новосибирска или из Сухого Лога напрямую. Неудивительно, что в «Искитимцементе» тему появления конкурента в Омске для корреспондента «Эксперт-Сибири» даже не стали комментировать.       

«Эксперт Сибирь» №22 (377)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама