Омские стратигемы

В конце мая в Москве состоялись Дни Омской области в Совете Федерации РФ.  «Кластерный подход, качественное стратегическое планирование, несомненно, позволят Омской области добиться конкурентных преимуществ в нефтепереработке, в сфере разработки высокотехнологичных компонентов и систем, в агропищевом и лесопромышленном комплексах», — заявила председатель СФ РФ Валентина Матвиенко, назвав как раз те три кластера, которые фигурируют в Стратегии Омской области, разработанной дочерней структурой Сбербанка — Strategy Partner’s Group.

Именно эта стратегия стала главной темой выступления губернатора Омской области Виктора Назарова перед федеральным парламентом. Назаров рассказал, что ее реализация позволит обеспечить рост валового регионального продукта к 2025 году в 2–2,3 раза (к уровню 2011 года) и увеличить численность занятых в экономике области с 950 тыс. до миллиона человек. Однако консультанты из международной консалтинговой компании, ранее разрабатывавшие стратегии Красноярского края, Томской области, Казахстана и еще десятка регионов СНГ, на самом деле представили четыре базовых сценария развития: два пессимистических («Борьба за выживание» и «Трансформация») и два оптимистических («Базовый» и «Сибирский лидер роста»). Губернатор, понятно, дал свои прогнозы сенаторам лишь по самому благоприятному, но потому и самому маловероятному сценарию, руководствуясь принципом, что ставить перед собой надо только амбициозные задачи.

Сама Стратегия представляет собой более тысячи страниц аналитики, графиков, таблиц, дорожных карт и рекомендаций. Согласно этому документу, по темпам роста макроиндикаторов социально-экономического развития за последние 10 лет Омская область опережает средние значения по РФ. За период 2003–2012 годов ВРП увеличился на 78 процентов, что превышает рост внутреннего ВВП всей страны на 21,3 п.п. Объем инвестиций в основной капитал в Омской области за аналогичный период увеличился в 2,6 раза (в РФ — в 2,3 раза). Но ряд показателей свидетельствует о нерешенных проблемах. В 2011 году, например, ВРП на душу населения в Омской области составил 227,1 тыс. рублей, что на 28,3% ниже среднероссийского значения. Это косвенным образом может свидетельствовать и о низкой производительности труда (хотя с 2003 года она увеличилась на 33,7%, что на 19,5 п.п. ниже среднего значения по РФ) и столь же низкой инновационной составляющей в экономике региона (в последние 10 лет доля Омской области в России по числу используемых передовых производственных технологий не превышала двух процентов).

Что касается непосредственно рейтинга крупнейших компаний Омской области, первое место ГК «Титан» обеспечено консолидированной отчетностью всех предприятий группы — ЗАО «ГК «Титан», ОАО «Омский каучук», ЗАО «Экоойл» и т.д. Если бы аналогичным образом консолидировали свою отчетность Торговый дом «ШКУРЕНКО», ООО «ХоллиФуд» и ООО «Формат» (которого почему-то нет в рейтинге, хотя его выручка по 2011 году составила 2449,4 млн рублей) и ряд других предприятий омских предпринимателей Виктора Шкуренко и Дмитрия Шадрина, то по итогам следующего 2012 года их общая выручка составила бы 11,5 млрд рублей и холдинг вошел бы в первую десятку рейтинга на уровне «Транссибнефти», «Омскшины» и прочих гигантов. Аналогичным образом холдинг предпринимателя Андрея Стрельца, консолидировав отчетность ООО «Алкогольная Сибирская группа», ООО «Омсквинпром» (которого тоже нет в рейтинге при выручке по 2011 году 4 039,1 млн рублей), ЗАО «Астор» и еще ряда более мелких предприятий, тоже передвинулся бы на ряд строчек вверх. Сеть магазинов «Астор» еще может поучаствовать в рейтинге 2012 года, а вот в текущем году уже нет, так как в марте 2013 года она была продана новосибирскому ритейлеру «Холидей».

Больше половины совокупной выручки ста крупнейших организаций региона дают несколько нефтехимических предприятий. Поэтому-то развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии — один из приоритетов в Стратегии Омской области до 2025 года. Именно эта отрасль и должна дать большую часть прироста ВРП, о которой говорил омский губернатор на Совете Федерации: рост производства кокса и нефтепродуктов в 2025 году планируется увеличить к уровню 2011 года в полтора раза, химической продукции — в 2,1 раза, резиновых и пластмассовых изделий — в 2,5 раза. Есть, правда, здесь одна, но существенная проблема — большинство предприятий этой отрасли — часть федеральных холдингов, воздействовать на которые региональные власти особо не могут. Поэтому, в частности, в Стратегию автоматически включены программы развития ОАО «Газпромнефть–ОНПЗ» и ОАО «Омскшина» — как данность. Благо, что они сами собираются расширяться и модернизироваться на территории Омской области.

У партнеров

    Реклама