Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Койко-место

2013
Фото: Виталий Волобуев

Марина Никифорова, 23
Ксения Черникова, 23
Евгений Гришаков, 23

образование: Новосибирский государственный университет

сфера деятельности: предоставление услуг хостела

стартовые вложения: 500 000 рублей

«Идея открытия хостела пришла ко мне три с половиной года назад. Вдохновил бизнес-опыт мой подруги, открывшей хостел в Санкт-Петербурге. К тому времени такой формат размещения уже успел стать привычным в столицах. В Новосибирске же в 2010 году не было ни одного хостела, и у меня зародилась мысль, что неплохо было бы и в моем городе попробовать создать такую услугу», — рассказывает сооснователь сети хостелов «Достоевский» Марина Никифорова. Правда, реализовать идею Марине и ее первому партнеру — Ксении Черниковой — удалось только через год после окончания университета.

Несмотря на то, что Новосибирск — город не туристический и, на первый взгляд, малоинтересный для молодежи, формат «хостел» оказался востребованным в крупнейшем мегаполисе Зауралья. Да и не только в нем: за последнюю пару-тройку лет хостелы появились во всех сибирских региональных центрах. А в таких старых городах, как Иркутск и Томск, — еще раньше, чем в Новосибирске.

Ждали иностранцев

Первый хостел «Достоевский» (23 места) для его основателей стал настоящим экспериментом. «Первое время было тяжеловато. Мы недостаточно хорошо понимали ожидания своих клиентов. Например, в нашем хостеле сначала не было кухни. Мы считали, что постояльцам она просто не нужна. Но, как оказалось, ошибались, пришлось спешно оборудовать кухонную зону. В общем, исходили из спроса», — вспоминает Марина Никифорова о первых шагах в бизнесе. Но при этом ребята хорошо себе представляли желанного клиента — европейца, американца, австралийца. То, что с этими людьми удастся найти общий язык, они не сомневались, ведь Марина была президентом AIESEC NSU, много общалась с иностранными студентами и хорошо их понимала. Отсюда и необычное название хостела. Основателям компании хотелось, чтобы их проект сразу громко звучал, был узнаваем и одинаково понятен как внутри страны, так и за ее пределами. А что может быть более узнаваемым, чем имя всемирно известного русского писателя, к тому же одного из самых почитаемых на Западе. Портрет Федора Михайловича украшает фойе каждого хостела сети.

По факту иностранцы составляют не более 30 процентов постояльцев «Достоевского». «Это жители Германии, Франции, Испании и других стран Евросоюза. Бывают ребята из Америки и Австралии. Из Азии тоже бывают, но меньше», — перечисляет дорогих гостей Марина Никифорова. В основном это молодежь до 30 лет, так называемые «бэкпэкеры» (от англ. backpack — «рюкзак». — Ред.) — активные люди, покоряющие географические пространства с рюкзаком на плечах. Новосибирск для них не конечная точка путешествия, а один из городов, стоящих на Транссибирской магистрали. Такие путешественники ориентированы на бюджетный и «дикий» туризм, и остановка в хостеле для них — лучший вариант. Стоимость проживания там варьируется от 350 (комната на 10 человек) до 750 рублей (двухместная). Понимая, что такой клиент за короткое время хочет получить максимум знаний и впечатлений о новом городе, «Достоевский» готов помочь сориентироваться в мегаполисе, организовать экскурсию или заказать трансфер.

Для привлечения иностранцев «Достоевский» использует сайты онлайн-бронирования — например, booking.com и социальные сети. «В какой-то степени работает и сарафанное радио», — отмечает Марина Никифорова.

Но основную кассу хостелу делают отечественные путешественники, причем из ближайших к Новосибирску городов. Кто-то приезжает, чтобы увидеть огромный сибирский город, кто-то по делу — на семинар, выставку или фестиваль. Как правило — на два–три дня, чаще всего — в выходные. Но бывают и исключения: случается, в «Достоевском» задерживаются и на два–три месяца. «Это заблуждение, что в Новосибирске нечего смотреть. Мы видим, что он интересен иногородним жителям. Как минимум, он другой. Но, конечно, большая часть наших постояльцев оказывается в нашем городе по случаю. Когда, например, проходит молодежный инновационный форум Interra, свободных мест обычно нет. То же самое сейчас в Казани, где проходит Универсиада», — констатирует Марина Никифорова.

Отсюда спрос на хостелы носит ярко выраженный сезонный характер. Летом, когда люди предпочитают активно путешествовать, места нужно бронировать заранее, а зимой — наоборот: комнаты пустуют.

Можно окупить за год

Хостел — быстро окупаемый бизнес. При средней загрузке в 50–60 процентов инвестиции можно вернуть всего за год. Этот фактор побудил собственников «Достоевского» через два года после создания первого хостела открыть второй. Так у автора идеи, Марины Никифоровой, появился второй партнер — Евгений Гришаков. Новый хостел на 20 мест стал больше (120 кв. м вместо 100 кв. м), ярче и дороже — вложения около одного миллиона рублей. По словам Марины Никифоровой, в Новосибирске могут быть востребованы и более вместительные хостелы: «Думаю, некритично и на 40–50 мест. Такие заказы на нашем рынке бывают. Да и чтобы выровнять фактор сезонности, целесообразно открывать хостел на большее количество мест. Но для этого нужно помещение с отдельным входом, а это проблема». Но и размещение хостелов в обычных квартирах в многоэтажных домах — это тоже порой большая проблема. Жителям часто не нравится такое соседство, несмотря на то, что размещается хостел в доме на законных основаниях.

Лучшее место для хостела — центр города, место с хорошей транспортной доступностью, а в случае с Новосибирском — еще и по линии метро. Если это квартира, то важно, чтобы в помещении можно было создавать дополнительные санузлы. Например, во втором «Достоевском» три отдельных санузла. Если это нежилое помещение, то оно должно иметь отдельный вход. Естественно, проще всего организовать хостел в жилом помещении.

На поток

Проект «Достоевский» оказался интересным для тиражирования. Весной прошлого года одноименный хостел по франшизе открылся в Челябинске, и собственники проекта на этом останавливаться не собираются. «К нам тогда обратился начинающий предприниматель, который решил открыть хостел, но хотел изначально все сделать правильно, избежав свойственные новичкам ошибки. Мы договорились, что передадим весь свой опыт, а он откроет хостел под нашим брендом. В течение двух месяцев мы делились с ним премудростями бизнеса. Нам было интересно, как наш проект может масштабироваться. И мы поняли, что концепцию нужно еще дорабатывать для того, чтобы франшиза стоила хороших денег и была интересна для инвесторов из других городов», — комментирует Марина Никифорова. По ее словам, основная сложность в самостоятельном управлении иногородним бизнесом — в контроле. При принятии решения дистанционного открытия бизнеса компания намерена исходить из наличия конкретного кандидата на должность управляющего — грамотного менеджера, заслуживающего доверия.

Сегодня в Новосибирске около десятка хостелов, и места, похоже, пока всем хватает. Еще несколько хостелов откроется до конца года. В частности, осенью ожидается открытие очень крупного FUNKEY hostel на 40 мест общей площадью около 260 кв. м.

 020_expert-sibir_28-31_2.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Калькулятор

В каждом из двух хостелов «Достоевский» работают поочередно три администратора. То есть, ФОТ одного хостела составляет около 40–45 тыс. рублей в месяц. Аренда полногабаритной квартиры в центре города площадью 120 кв. м — это примерно 50–60 тыс. рублей. Коммунальные расходы — около 10–12 тыс. рублей. Расходов на прачечную нет — администраторы стирают и гладят белье самостоятельно. Нет дополнительных трат и на клининг. То есть, порядка 110–120 тыс. рублей в месяц. При средней заполняемости (около 60%) и усредненной стоимости одного койко-места месячный оборот компании составляет около 200 тыс. рублей.

В первоначальные вложения входит дизайн, ремонт, мебель. «Я не знаю, что бы мы делали без IKEA. Те двухъярусные кровати, которые предлагают другие мебельные компании, или внешне непрезентабельны, или стоят дороже, или сделаны некачественно. Если бы еще IKEA предоставляла корпоративные скидки клиентам, которые покупают по 10 кроватей, то мы совсем были бы счастливы», — восклицает Марина Никифорова.

Планы

Владельцы «Достоевского» уверены, что по мере развития рынка в сибирских городах хостелы будут предлагать своим постояльцам все больший набор услуг. Так, как это принято в Европе. Там не редкость, когда большой хостел обладает СПА-салоном, велопрокатом, конференц-залом и даже баром. Словом, услуги, свойственные гостиницам. «Если это европейский туристический город, то проблем с заполняемостью хостела там нет. Более того, там стоят очереди на проживание. У нас же этот рынок находится на начальной стадии развития. Конечно, со временем и у нас будет больше спрос, а значит и больше услуг. Мы намерены идти по этому пути», — подчеркивает Марина. Также собственники «Достоевского» рассматривают возможность покупки недвижимости под хостел, тем самым отказавшись от непредсказуемой долгосрочной аренды.         

«Эксперт Сибирь» №28-31 (383)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама