Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Соломка для заемщика

2013

Рынок банковского страхования становится все более привлекательным для страховщиков. На смену несомненному лидеру прошлых лет — автострахованию — приходят новые драйверы роста — потребительское и ипотечное страхование

Под банковским страхованием понимают сотрудничество банков и страховых компаний, рассматриваемое в трех направлениях — страхование заемщиков банков, объектов залога и рисков самих банков. В последние годы самыми популярными продуктами банковского страхования стали автострахование, страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, ипотечное страхование, страхование залогового имущества заемщиков. За 2012 год объем рынка банкострахования вырос на рекордное значение — 28% и достиг уровня 160,5 млрд рублей. По итогам 2013 года эксперты планируют прирост примерно на 20%. «Основным источником роста для рынка является потребительское кредитование, объемы которого выросли в прошлом году примерно на 40 процентов. Кроме того, вмененное заемщикам страхование при покупке полиса КАСКО и комплексное ипотечное страхование обеспечивают значительный рост рынка. Набирают силу и так называемые «несвязанные продукты» — накопительные программы страхования жизни, инвестиционное страхование», — отмечает директор регионального центра «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Почеснев.

В 2012 году объем рынка страхования жизни и здоровья заемщиков потребкредитов вырос на 177% и составил в абсолютном значении 49,6 млрд рублей. Неудивительно, что банки и сами приняли участие в дележе этого пирога — с помощью собственных кэптивных страховых компаний. «С фактическим запретом комиссий при потребительском кредитовании продажи страховок стали весомее в структуре доходов. Ведь банки рассматривают банкострахование не только с точки зрения защиты своих рисков, но и с точки зрения своих непроцентных доходов», — объясняет директор Новосибирского филиала СОАО «ВСК» Максим Поправко.

Гонка преследования

Безусловный лидер последних лет — КАСКО. Но за последний год здесь произошли серьезные изменения, которые связаны с ужесточением законоприменительной практики: суды чаще в спорных ситуациях принимают сторону клиентов и вменяют страховым компаниям перечислять им страховые премии, из-за чего страховые выплаты резко увеличились. Страховщики решили возместить потери и перешли на продажу более прибыльных продуктов: страхование жизни и здоровья заемщиков в потребкредитовании и ипотеке.

Впрочем, рост страхования при получении потребкредитов теперь сдерживается законодательно. Согласно июльской поправке к закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», банки лишаются права выступать выгодоприобретателями по договорам страхования. Страховые средства в случае смерти получат родственники должника, которые будут обязаны вернуть банку оставшуюся часть кредита умершего. Страховое сообщество выступало за упрощение взаимоотношений страхователя и банка, выгодоприобретателям предлагалось оставить банк. «Власть пытается создать некую прозрачность во взаимоотношениях сторон по страхованию заемщика. Но на самом деле принятие подобных поправок не совсем понятно. Ведь страховка по кредиту как раз и создавалась для того, чтобы обеспечить безопасность заемщика на случай наступления непредвиденных обстоятельств, связанных с его жизнью и здоровьем, чтобы потом коллекторские агентства напрямую не общались с заемщиком и его родными по поводу кредита, а оставшуюся сумму кредита покрыл страховщик», — объясняет логику банкиров и страховщиков Андрей Почеснев. С принятием поправки у банков появляется потенциальная головная боль, хотя с точки зрения обывательской логики выплата страховки родственникам и последующее погашение остатка кредита выглядит более логичным решением.

Но даже в новых условиях игроки рынка вряд ли откажутся от интересного продукта. По мнению Андрея Почеснева, потребительское кредитование обеспечило наибольший доход банковскому страхованию. Стремление к сохранению и увеличению таких показателей заставляет страховые компании и банки внедрять новые продукты, искать альтернативные каналы продаж — использовать телемаркетинг, Интернет.

Технологическая эволюция

За последнее время на рынке банкострахования усовершенствовались технологии обслуживания клиентов и создались тесные связи между банками и страховщиками. Особенно активно проявился тренд на создание кэптивных страховых компаний. «Модель работы банка и кэптивного страховщика имеет определенные ограничения. Если для страховой компании банк является единственным каналом дистрибуции, то в какой-то момент компания испытывает ограничение своих возможностей. Мы с этим пока не столкнулись, потому что имеем хороший потенциал с точки зрения развития. У нас постоянно расширяется продуктовая линейка, мы выходим в новые клиентские сегменты, в новые каналы дистрибуции, в том числе дистанционные», — отмечает Андрей Почеснев.

Рынок ждет новый тренд. Страховые компании из «околобанковских» будут становиться рыночными, искать альтернативные каналы дистрибуции. Сдвиг в этом направлении уже наметился на международном рынке, где крупные финансовые группы меняют кэптивную модель подконтрольных страховых компаний на более конкурентную. Положительным российским примером перехода в открытый рынок является пример компаний «Энергогарант» и «Гута-Страхование», которые в первый же год работы на рыночных условиях вдвое увеличили сбор страховых премий.

При этом и рыночные, и кэптивные страховщики понимают, что будущее банковского страхования тесно связано с развитием интернет-технологий, а не привязкой к сети офисов банков. Эксперты приводят в пример рынок Великобритании, на котором 90% простых страховых продуктов покупается через Интернет. Руководитель управления маркетинга и развития ОАО «Альфа Страхование» Арсен Даллакян в июле 2012 года в статье для Brainity оценивал долю продаваемых через Интернет страховых услуг в России в 0,5%. Большинство материалов о страховании во всемирной сети начинается с того, что первая страховка он-лайн в России была оформлена в 1999 году. Но по технологичности этому процессу еще очень далеко до банковских услуг или интернет-торговли. «На нынешний день многие крупнейшие российские страховые компании предлагают своим клиентам застраховаться через Интернет. При этом, как правило, это всего лишь онлайн-оформление заявки на приобретение страхового полиса с последующим выездом клиента в офис компании, либо доставкой полиса курьером. Законодательное закрепление технологии интернет-продаж страховых продуктов создаст как институциональную базу для оказания услуг в онлайне, так и станет дополнительным импульсом для их развития. Страховые компании смогут расширить продуктовую линейку и перенести весь цикл покупки на сайт, пользователи получат доступ к простой и удобной технологии покупки. Но стоит отметить, что страховая программа — это специфический финансовый продукт, разобраться в котором самостоятельно может оказаться сложно человеку, не связанному с этой сферой. К тому же очень часто возникает необходимость в предстраховом осмотре объекта. Поэтому развитие интернет-страхования идет по пути «от простого к сложному» — на начальных этапах через сеть продаются типовые продукты, которые могут быть «интуитивно понятны» неподготовленному пользователю. Для этих продуктов возможно создать стандартизованные формы и автоматически рассчитывать риски», — говорит заместитель директора Новосибирского филиала «Альфастрахование» по розничному бизнесу Алина Березина.     

Общие сведения о страховых премиях и выплатах в РФ за I кв. 2013 года
Объем рынка банкострахования в РФ
«Эксперт Сибирь» №33 (385)



    Реклама

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама