ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Курс на Поднебесную

2013
Фото: Виталий Волобуев

Россия увеличивает поставки нефти в Китай. Для этого интенсивно будут осваиваться месторождения Ямала и севера Красноярского края. А вот с газом не все так просто: увеличение его потребления в КНР может обойти Сибирь стороной

Октябрьский визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Китай ознаменовался подписанием новых масштабных двусторонних соглашений. Большинство из них касалось гуманитарного сотрудничества двух стран, принципов таможенного регулирования товарообмена и получения российским Внешэкономбанком кредитов от китайских банков. Однако настоящим «выстрелом» стали соглашения между НК «Роснефть» и двумя китайскими госкомпаниями — CNPC и Sinopec — об увеличении поставок российской нефти в Поднебесную, развитие совместной нефтепереработки на территории Китая, и совместной нефтедобычи — на территории России. «У России много энергоносителей. Китайский рынок очень большой, и вам требуется все большее количество продуктов энергетики… Буквально сегодня были подписаны документы, которые предполагают увеличение поставок на 10 миллионов тонн нефти в год со стороны «Роснефти», нашей крупнейшей нефтяной компании, что в совокупности в течение 10 лет составляет 100 миллионов тонн. Общая стоимость этих поставок составляет 85 миллиардов долларов. Это большие деньги для любой страны, даже для Китайской Народной Республики. Это означает, что мы вышли совершенно на другой уровень сотрудничества», — охарактеризовал в Пекине уровень российско-китайского «нефтяного диалога» Дмитрий Медведев.

Заключенные с Китаем соглашения открывают дополнительные возможности для Сибири в части ускорения освоения ее минерально-сырьевых богатств. Однако не все так однозначно. В Китае так и не были подписаны документы по поставкам российского природного газа трубопроводным транспортом. А это может означать, что российский газ там все-таки будет. Но не из Сибири, а с Ямала и Сахалина.

Нефтяной поток

Российская нефть пошла в Китай благодаря мега-нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), первая очередь которого — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2 694 км — была запущена в эксплуатацию в конце 2009 года. К осени следующего года из Сковородино был построен и отвод в Китай мощностью по ежегодной прокачке 15 млн тонн нефти в год. В 2010 году «Роснефть» заключила контракт с государственной нефтяной китайской компанией CNPC о поставке по этому отводу 300 млн тонн нефти до 2030 года. При этом «Роснефть» и «Транснефть» (как строитель и эксплуатант ВСТО) под этот контракт взяли 25 млрд долларов кредита у китайского China Development Bank.

В итоге с 1 января 2011 года российская нефть из Сковородино в направлении китайского Дацина пошла, но затем «Роснефть» и «Транснефть» вошли в жесткий клинч с CNPC по поводу коэффициента, влияющего на стоимость транспортировки этого топлива. Выяснение отношений, в том числе с помощью первых лиц обеих стран, заняло еще год. В итоге, если судить по официальной отчетности «Роснефти», в 2012 году главная нефтяная госкомпания страны экспортировала в государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) 18 млн тонн нефти, 15 млн тонн из которых пришлось на Китай. За это компания выручила 388 млрд руб­лей, то есть баррель нефти она продавала в страны АТР в прошлом году по средней цене 93 доллара (в пересчете тонны на баррели при среднегодовом курсе руб­ля к доллару в 31,07 руб­ля за доллар). Объем экспорта «Роснефтью» «черного золота» в страны Европы в 2012 году составил 42 млн тонн, за который она выручила 1,033 трлн руб­лей. В пересчете на баррели и рубли стоимость одного экспортного европейского барреля «Роснефти» составила в прошлом году в среднем 105 долларов.

Так стоит ли эта китайская овчинка выделки, если в 2012 году на азиатском направлении «Роснефть» продавала свой главный товар на 12% дешевле, чем в Европе? Стоит, поскольку потребление «черного золота» в европейских странах по-прежнему будет сокращаться, а в азиатских — только увеличиваться. «В странах Европы и СНГ потребление нефти прошло точку кипения в 2006 году, когда спрос составил 972 миллиона тонн. С тех пор он сократился на 10 процентов — до 880 миллионов тонн в 2012 году. Несмотря на долговой кризис, снижение потребления нефти в этих странах было относительно скромным — на 0,5 процента в 2011 году и на 2,3 процента в 2012 году. Основной «вклад» в падение внесли страны, оказавшиеся в наиболее затруднительной ситуации — Италия и Испания: падение спроса на нефть в 2012 году у них составляло в среднем восемь процентов. Мы не исходим из предпосылки скорейшего восстановления экономики ЕС, равно как и не рассматриваем существенное ухудшение положения дел в регионе, поэтому предполагаем, что динамика спроса на нефть в Европе в 2014 году будет схожа с динамикой последних двух лет — снижение на один–два процента», — отмечает аналитик ИК «АК БАРС Финанс» Александр Сидоров.

Собственное производство нефти в Китае не успевает за ростом ее потребления

В Китае же в 2012 году, согласно опубликованным Главным таможенным управлением КНР данным, объем китайского импорта сырой нефти составил примерно 271 млн тонн, увеличившись за год на 6,8% (см. таблицу 1). При этом в самой Поднебесной в прошлом году сырой нефти, согласно данным Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, было добыто 204,59 млн тонн (+ 1,6% к 2011 году). Поэтому Цай Сию, старший заместитель директора корпорации Sinopec, являющейся крупнейшим китайским нефтепереработчиком, признавал, что доля приобретаемой данной корпорацией за рубежом нефти уже превышает 80% и ограниченность в ресурсах становится главной проблемой развития пред­приятий-потребителей. А помощник директора Китайской химической корпорации Sinochem Чжун Жэнь прогнозировал китайским изданиям, что к 2020 году спрос на нефть в Китае может превысить 700 млн тонн в год, из которых две трети должны быть получены за счет импорта.

Поэтому российская «Роснефть» летом этого года подписала еще одно соглашение с китайской CNPC об экспорте в Китай дополнительных 360 млн тонн нефти в течение 25 лет на условиях 20-процентной предоплаты. В октябре, по время визита Дмитрия Медведева в Пекин, было подписано соглашение с китайской компанией Sinopec о ежегодном экспорте с 2014 года в Китай еще 10 млн тонн добываемого «Роснефтью» сырья в течение 10 лет. При этом также предполагается 20–30-процентная предоплата, а цена нефти будет определяться на основе той цены, которую «Роснефть» будет получать на регулярных тендерах. «Достигнутые сегодня договоренности свидетельствуют о планомерном развитии масштабного сотрудничества с нашими китайскими партнерами. Данное соглашение позволит компании привлечь дополнительное финансирование для реализации проектов в области разведки и добычи, а также для строительства необходимой инфраструктуры», — удовлетворенно заметил по этому поводу президент, председатель правления НК «Роснефть» Игорь Сечин. Таким образом, по уже заключенным контрактам с CNPC и Sinopec в ближайшие годы «Роснефть» должна будет ежегодно поставлять гигантскому соседу России почти 40 млн тонн нефти. К этим объемам стоит добавить потребности Таньцзинского нефтеперерабатывающего завода, который «Роснефть» и CNPC договорились на паритетных основах построить в Китае — 16 млн тонн сырой нефти в год (ввести его в строй планируется не позднее 2020 года). Как сказано в этом документе, российская нефть будет поставляться туда на условиях долгосрочного контракта с предоплатой.

И это прекрасно! Осталось только выяснить, откуда «Роснефть» возьмет столько нефти для китайских партнеров.

Упор на Ванкор

Сама «Роснефть» на вопрос журнала «Эксперт-Сибирь» о том, какие конкретно месторождения будут задействованы в обеспечении увеличения поставок нефти в Китай до 40 млн тонн в год, не ответила. Напомним, в прошлом году компания поставила в Поднебесную 15 млн тонн нефти по трубопроводу «Сковородино–Мохэ». Еще пять миллионов тонн поставили в Китай другие нефтяные компании России через спецморпорт «Козьмино» (конечная точка нефтепровода «ВСТО», куда нефтяная труба пришла в декабре 2012 года).

То, что «Роснефть» полна решимости утроить объемы продажи нефти в восточном направлении, несомненно. В октябре стало известно, что «Роснефть» и «Транснефть» будут совместно финансировать удвоение пропускной способности нефтепровода «Сковородино–Мохэ», по которому «черное золото» российской компании уже поступает в Китай. «Предусматривается, что пропускная способность нефтепровода «Сковородино–Мохэ» составит 20 млн тонн в год с 1 января 2015 года и 30 млн тонн в год — с 1 января 2018 года. Таким образом, дополнительный к существующему объему прокачки по данному направлению в Китай с 2018 по 2037 годы составит 15 млн тонн в год», — заявила пресс-служба «Транснефти».

Более того — глава «Транснефти» Николай Токарев недавно заявил журналистам, что если аппетиты российских нефтяников будут расти такими же темпами, как сейчас, то придется строить вторую мега-нефтяную трубу на Восток. Поскольку даже после увеличения пропускной способности ВСТО до 80 млн тонн нефти в год (30 млн — труба в Китай и 50 млн — через спецмопорт «Козьмино») , его мощности может не хватить для удовлетворения всех желающих. «Получается, уже есть дефицит. И в ближайшие годы он будет только расти. Мощности ограниченны, и то, что мы планировали на 2023–2025 годы, уже сегодня практически стоит на повестке дня. Фактически, сегодня поднят вопрос о строительстве второго такого же по мощности ВСТО. Я не шучу»,— заявил недавно глава «Транснефти» журналистам.

Нет сомнений в том, что деньги на расширение ВСТО, как и — при необходимости — на строительство новой мега-трубы, найдутся. Зато вопрос в том, где взять нефть для заполнения этих трубопроводов, встает с небывалой остротой.

Исходя из логики происходящего, удвоение, а затем и утроение поставок нефти в КНР «Роснефть» будет пытаться осуществить, во-первых, за счет интенсификации добычи на Ванкорском месторождении (оно в этом году должно быть выведено на уровень 25 млн тонн в год), расположенном в северо-западной части Красноярского края. Во-вторых, за счет разбуривания близлежащих от него месторождений — Лодочного, Тагульского и Сузунского, лицензии на которые были оформлены в свое время на ТНК-ВР (ее «Роснефть» приобрела в прошлом году). В-третьих, за счет подключения к ВСТО тех нефтяных запасов, которые «мертвым грузом» лежат в северной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Эту точку зрения подтверждает и интенсивное строительство «Транснефтью» нового нефтепровода «Заполярное–Пурпе», который позволит «дотянуться» до Русского («Роснефть»), Мессояхинского («Роснефть» и «Газпром нефть»), Пякяхинского («ЛУКОЙЛ»), а также Тазовского и Заполярного («Газпром») месторождений. Общая протяженность этой трубы составит 490 км. Прошедшим летом специалисты «Транснефти» уже испытали на прочность ее первую часть длиной 130 км от Пурпе до Тарко-Сале и начали строить второй участок — между поселками Новозаполярный и Тарко-Сале. Полностью этот нефтепровод должен быть введен в эксплуатацию до конца 2016 года. Однако, судя по скорости стройки, вполне можно ожидать, что «прибавка» в виде 45 млн тонн нефти (такова пропускная способность этого трубопровода) может начать поступать в ВСТО на год раньше планового срока.

Оператор Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения — «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», Таблица 2 весной неожиданно полностью прекратила добывать нефть на Юрубчене

Заметен явный «поворот» «Роснефти» и в сторону Южной Якутии. В начале октября «дочка» компании — «РН-Восточная Сибирь» — консолидировала сто процентов акций «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» (ТААС), главным активом которой является Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение. Лицензионные запасы ТААС на этом месторождении по категориям С1+С2 составляют 134 млн тонн жидких углеводородов и 155 млрд кубометров газа. Отличительной чертой этого месторождения является то, что с 1976 по 1987 годы для интенсификации добычи нефти в этом районе были произведены шесть подземных ядерных взрывов мощностью 15 килотонн каждый, а также один взрыв мощностью 3,2 кт (для создания подземного нефтехранилища). Благодаря этому Среднеботуобинское НГКМ хорошо разведано и разбурено. В непосредственной близости от него расположены Тас-Юряхское, Бес-Юряхское, Иреляхское, Мирнинское, Северо-Нилбинское и Хотого-Мурбайское нефтегазоконденсатные и нефтяные месторождения, находящиеся на различной стадии освоения (в разведке, обустройстве или разработке).

Осенью прошлого года месторождение было подключено нефтепроводом длиной 169 км к системе ВСТО. И, в принципе, ничто не мешало «Роснефти» самостоятельно добывать на Среднеботуобинском сначала по миллиону тонн нефти (2014 год), а с 2017 года — и более пяти миллионов тонн нефти в год. Однако «Роснефть» накануне поездки российского премьера в Пекин объявила о том, что разработкой этого месторождения будет заниматься совместное предприятие, где 51% будет принадлежать «Роснефти», а 49% — ее традиционному партнеру — китайской CNPC. «Заключенный меморандум является очередным шагом в развитии стратегического партнерства между «Роснефтью» и CNPC по различным направлениям взаимодействия. Наша стратегическая позиция носит сбалансированный характер и позволит совместно разрабатывать и добывать углеводородное сырье, осуществлять поставки на долгосрочных условиях, а также совместно строить нефтеперерабатывающие мощности и управлять розничными активами. Развитие ресурсной базы в Восточной Сибири создаст дополнительные возможности для поставок сырья на текущие и будущие НПЗ компании в регионе, такие как Комсомольский НПЗ, ВНХК, Тяньцзинский НПЗ, что позволит покрыть растущие потребности в нефтепродуктах в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также увеличить экспорт в Китай и страны АТР. Достигнутые договоренности лишний раз свидетельствуют о достаточности ресурсной базы «Роснефти» для выполнения намеченных стратегических планов. Привлечение нашего давнего партнера к реализации проектов в области разведки и добычи позволит существенно ускорить начало добычи на месторождениях ТААС и будет способствовать расширению сотрудничества с CNPC по другим направлениям», — заявил по этому поводу Игорь Сечин.

Таким образом, главное наполнение своих обязательств по поставкам нефти в Китай «Роснефть» будет осуществлять с западного направления — с северо-западной части Красноярского края и с севера ЯНАО. Восточное направление — южная Якутия — будет развиваться для подстраховки, оставаясь символическим залогом российско-китайской нефтяной дружбы.

При этом «Роснефть», вроде бы, не отказывается и от разработки Юрубчено-Тохомской нефтяной зоны, расположенной в Эвенкии. Нефтяные запасы только двух расположенных здесь месторождений — Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского, по категориям АВС1+С2 составляют почти миллиард тонн. И осенью прошлого года Игорь Сечин в Лондоне на презентации компании для инвесторов говорил о том, что «Роснефть» планирует начать здесь промышленную добычу в 2016 году. К этому же времени должен быть построен и магистральный нефтепровод «Куюмба–Тайшет» длиной более 700 км и пропускной способностью 15 млн тонн нефти в год. И сегодня ничто, вроде бы, не говорит о том, что эти планы могут быть пересмотрены. В октяб­ре местные власти Эвенкийского муниципального района Красноярского края, например, по-прежнему готовились к тому, чтобы по максимуму задействовать население и предприятия своего района в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации нефтепровода.

Однако, по оперативным данным «Роснефти», с весны этого года «Восточно-Сибирская нефтяная компания» (ВСНК), работающая в Эвенкии, полностью прекратила добычу нефти (см. таблицу 2). Это может свидетельствовать как о том, что «Роснефть» решила пока не тратить силы на подготовку Юрубчена к промышленному освоению, так и о неведомых нам методиках учета добычи нефти, в которых добываемая последние полгода нефть ВСНК оказалась просто не отражена. «На всем горизонте действия соглашения по поставкам в Китай планируется закрывать дополнительные объемы в основном за счет месторождений, соседствующих с Ванкором. Это связано, скорее всего, с тем, что трубопровод «Ванкор–Пурпе–Самотлор–ВСТО» уже есть, а «Куюмба–Тайшет» — еще нет. Плюс инфраструктурная опора и опыт на Ванкоре и также достаточно глубокие наработки бывшего собственника ряда проектов (Тагульское, Русско-Реченское, Сузунское и т. п.) ТНК-ВР позволят ввести эту группу в разработку раньше, чем месторождения в Эвенкии. Даже на Якутию, судя по всему, в «Роснефти» смотрят более оптимистично, видимо, из-за близости последней к трассе ВСТО. Вместе с тем, есть информация, что «Роснефть» проявляет интерес к малым и средним независимым проектам, например, на севере Иркутской области», — подчеркнул в комментарии для «Эксперта-Сибирь» руководитель информационно-аналитического агентства Rupec Андрей Костин.           

«Эксперт Сибирь» №44 (396)

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама