ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Водитель в белых перчатках

2013

Сфера деятельности: трансфер пассажиров из аэропорта

Стартовые вложения: 3 500 рублей

Гостиница забронирована, билеты на самолет куплены, и прекрасный заграничный город ждет вас с распростертыми объятиями. Остается только один элемент, который постоянно нервирует, — как добраться из аэропорта до гостиницы. Точнее, как заранее знать, на чем тебя довезут до места назначения и за какую стоимость. В идеале — забронировать трансфер из аэропорта до гостиницы прямо из дома еще до начала путешествия.

 

Для Европы или США пример, возможно, неудачный — все же там очередь машин такси по фиксированной цене поджидает прямо у выхода из аэропорта. А для любого российского города именно этот этап путешествия — сущий ад сразу по нескольким причинам. Первая — аэропортовые службы бронирования такси обычно не работают. Второе — частные перевозчики в аэропорту говорят явно завышенные цены, а в конце поездки оказывается, что приходится доплатить «за багаж», «за стоянку» и прочее. Третье — автомобильный парк оставляет желать лучшего. К этому же необходимо прибавить культурный шок иностранца или даже москвича, прибывающего в аэропорт российского провинциального города.

В этом сегменте и работает компания i’way (ООО «Сибирская трансферная компания»), которая за четыре года «с нуля» добилась охвата всей страны, а теперь выходит и на зарубежные рынки. Цель — стать крупнейшей трансферной компанией мира. Не больше и не меньше.

Пожарная идея

Окончив Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД, Дмитрий Салихов по специальности, как можно догадаться, работать не пошел. После вуза он несколько лет делал типичную карьеру менеджера по продажам, занимаясь реализацией самых разных товаров. К 2009 году Дмитрий дорос до регионального представителя компании «Посуда Центр» — крупнейшего дистрибьютора посуды и товаров для дома за Уралом (см. «Чисто сибирский бизнес» в «Эксперте-Сибирь» № 49 за 2011 год). Неизвестно, как продолжалась бы его карьера дальше, но в 2009 году на главном складе «Посуда Центра» случился большой пожар. За одну ночь у компании сгорело товаров на 120 млн руб­лей, и это на несколько лет вперед подкосило поступательное развитие всей сети. «Тогда акционеры собрали коллектив и сказали: кто придумает идею, которая сохранит бизнес, остается, остальные могут быть свободны. У меня тогда были клиенты, которые приезжали в Новосибирск из регионов Сибири и Дальнего Востока. И я предложил — давайте встречать их в аэропорту и возить по базам с персональным водителем», — вспоминает Салихов.

Еще один ожидаемый поворот судьбы (поскольку это текст про новый бизнес) — идея руководству не понравилось, и Дмитрий попал под «сокращение штатов» в рамках оптимизации бизнеса «Посуда Центра».

А дальше случилось неожиданное. Дело в том, что у самого Салихова идея никак не выходила их головы. В результате после увольнения из «Посуда Центра» он взял свою старую клиентскую базу и сделал рассылку с предложением трансфера по Новосибирску. Заказов было мало — всего несколько штук в месяц, к тому же основную часть средств приходилось отдавать друзьям и коллегам. У Салихова даже не было собственного автомобиля, поэтому под заказ он искал «товарища с машиной». «Первое время мы жили на перезаймах, «Роллтон» ели. Я даже юрлицо зарегистрировал на деньги, которые моей девушке высылали родители на учебу — взаймы, конечно», — рассказывает Дмитрий. Так в марте 2009 года на заемные 3,5 тыс. руб­лей появилось ООО «Сибирская трансферная компания». Апрель — один заказ. Май — пять заказов. Через два месяца Салихова поддержал его друг Дмитрий Сарайкин, который специально ради этого проекта ушел из аналитического бизнеса. Вдвоем они сняли свой первый офис в Новосибирске — переделанный туалет в здании «Сибирской ярмарки» — и стали придумывать, как обеспечить для своей идеи стабильный поток клиентов.

Здесь необходимо заметить, что к тому времени идея цивилизованной службы доставки из аэропорта в гостиницу и по городу, в общем, витала в воздухе, но еще никем, по существу, не была реализована. Первая крупная компания, специализировавшаяся на перевозках для юрлиц, была зарегистрирована в Новосибирске только в 2008 году — это В2В Taxi. А идею трансфера без предоплаты на счет, строго по тарифу, со встречей в аэропорту не воплотил в жизнь никто. К тому же явно пустовала ниша со стандартами обслуживания клиентов и заблаговременным бронированием трансфера через Интернет. Неожиданно для самих себя основатели i’way нащупали пустой рынок с явным высоким спросом.

Нет слова «нет»

Его освоение начали с гостиниц и операторов делового туризма. Именно корпоративные клиенты по сей день — основные потребители услуг компании. В этом сегменте готовы переплачивать за более качественный сервис (услуги i’way, понятно, несколько дороже обычного такси) при определенных, уже перечисленных, гарантиях цены и времени. Вначале у i’way даже не было своего автопарка — компания работала с частными перевозчиками, но на хороших авто. Кстати, без «шашечек» — чтобы подчеркнуть статус делового человека.

Дмитрий Салихов, 29; образование - Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск 020_expert-sibir_44.jpg
Дмитрий Салихов, 29; образование - Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск

Освоившись в Новосибирске, компания стала выходить в другие города. «Однажды мне позвонили и попросили оказать такую же услугу в Барнауле. Потом — в Уфе. О’кей, мы нашли там водителей. У нас в политике компании нет слова «нет». Надо — так сделаем. В общем, однажды ночью я решил, что наша компания будет работать по всей России», — заявляет Салихов. Тем более что сама идея подталкивала к этому — трансферный бизнес можно было без особенных изменений скопировать в любом городе страны. Создавая, по сути, посредника между местными держателями автопарка (и приучая их к стандартам обслуживания) и корпоративными клиентами. Словом, оборот компании за неполный 2009 год приблизился к двум миллионам руб­лей.

Осваивать страну сначала было решено с регионов и небольших городов, но потом российская специфика стягивания всего и вся в столицы затянула и Салихова с Сарайкиным. «Офис в Москве все равно пришлось открывать. Там 90 процентов наших заказчиков, в конечном счете, и еще процентов семь — в Санкт-Петербурге», — поясняет Салихов.

По мере роста бизнеса в регионах приходилось отстраивать и систему контроля качества. Здесь дало о себе знать образование и семейный совет: отец Дмитрия Салихова — военный. По совокупности этих обстоятельств была найдена схема, по которой в крупных городах в штат компании нанимались координаторы — бывшие военные, которые жестко следили за соблюдением стандартов обслуживания. Сейчас у i’way 50 штатных координаторов в России. Их действия и рост количества заказов постепенно привели к тому, что водители сами становились  лицами, заинтересованными в поддержании хорошего сервиса. «Для человека это статус — ведь лучше работать в костюме с серьезными клиентами, чем таксовать около вокзала», — замечает Салихов.

В 2012 году у компании впервые появился свой автопарк — 25 автомобилей премиум-класса, распределенных между Москвой и Новосибирском. До конца этого года i’way получит еще около 60 автомобилей (используется схема лизинга). Цель — 70% заказов должны обслуживать собственные автомобили, для начала — в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге.

Калькулятор

Сейчас компания осуществляет в среднем около тысячи поездок в день. У нее примерно 350 крупных заказчиков, заявки на трансфер приходят со скоростью пять–семь штук в минуту. Около 250 человек получают свой основной доход в i’way. В 2012 году выручка компании составила 280 млн руб­лей, в текущем, по прогнозам, она достигнет 500 млн руб­лей. Оборот делится примерно следующим образом. Две трети уходит, собственно, на транспортные расходы — аренда автомобиля либо его содержание вместе с затратами на топливо и обслуживание. Около 15% тратится на IT и административный персонал (включая содержание офисов), пять процентов — маркетинг и прочие расходы. Таким образом, около 17% выручки идет на прибыль. То есть в 2013 году прибыль i’way должна составить около 85 млн руб­лей — и она почти полностью пойдет на дальнейшее развитие бизнеса.

Планы

Развивать есть куда — теоретически эта же бизнес-схема может быть масштабирована на весь мир, ведь процесс доставки пассажира из аэропорта в город и обратно принципиально нигде не отличается. Правда, теперь уже есть оговорки.

Дело в том, что пустующая ниша действительно принесла компании взрывной рост выручки и масштабов бизнеса. Сейчас i’way готова оказать услуги в 360 городах России, Европы, США и Азии: через глобальную систему бронирования Amadeus (это «ядро» большинства систем поиска и бронирования авиабилетов и гостиниц в мире) она сотрудничает со 140 тыс. турагентств и авиакасс по всей планете. Но этот легко масштабируемый бизнес оказался также и легко копируемым конкурентами. Среди крупных уже можно назвать, по меньшей мере, двоих. Это «Поволжская трансферная компания», которая оказывает услуги в 90 городах России, и еще одна компания из Новосибирска — Very Good Transfer, работающая в 100 городах СНГ и Европы. Как видно, масштаб бизнеса много меньше, чем у i’way.

Поэтому сейчас Дмитрий Салихов нацелен на совершенствование работы сервиса онлайн-бронирования трансфера (сервис, уникальный для рынка) и на активный выход за пределы России. Для этого минувшим летом, в частности, был проведен ребрендинг компании. К тому же к настоящему времени i’way удалось «вклиниться» в процесс бронирования билетов на сайтах ряда авиакомпаний, в частности, S7, «Руслайн» и «Россия». Уже после покупки билета посетителю сайта предлагается заказать еще и трансфер из аэропорта — пока любого, кроме Москвы. Этот трансфер — и есть услуга i’way. «У нас есть сервис, которого нет ни у кого в мире, — резюмирует Салихов. — После активного освоения Европы мы выйдем в Азию. Наша стратегическая цель — стать крупнейшей транспортной компанией в мире. Не обязательно через пять лет — может, и через 30, может, и нас самих тогда уже не будет. Но мы этого достигнем».

«Эксперт Сибирь» №44 (396)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама