Общество


Эпоха потребления закончилась

2013

Шестилетний анализ быстрорастущих компаний среднего бизнеса показывает: после кризиса из фазы активного развития вышли те, кто был ориентирован на набухающий потребительский пузырь. Теперь в фаворе — производственники разного формата

Фармацевтические компании, строительные тресты, программисты и производители строительных материалов — таковы главные герои очередного, третьего анализа быстрорастущих компаний, который провел журнал «Эксперт-Сибирь». Конечно, никуда не делись и вездесущие оптовые компании — но и этих, попавших в итоговый рейтинг, сложно назвать обычными посредниками. Поскольку некоторые, особенно в Восточной Сибири, по существу, держат на себе все снабжение отдельными категориями товаров целых регионов. Пусть даже эти товары — водка и пиво, о вкусах не спорят.

Два года назад, анализируя массив данных с 2006 по 2009 год, мы видели, что костяк быстрорастущих компаний составляли торговцы всех мастей, которые резко наращивали обороты в тучные 2000 годы на волне потребительского бума. В прошлом году, когда в массив анализа попали результаты кризисных лет, у нас почти не было повода для оптимизма — быстро расти продолжали только те, кто так или иначе был связан с нефтегазовой отраслью. Этот год вернул надежду на добротный и самостоятельный средний бизнес. К тому же в общем массиве рецептов успеха на основе анализа мы выделили уже несколько отраслей, в которых в последние годы наблюдался бурный рост. Хорошие новости: это не только нефтегаз и торговля.

Что такое «газель»

Быстрорастущие компании среднего бизнеса почти полвека назад в США придумали называть «газелями». Это животное, которое способно достаточно долго бежать с высокой скоростью. По аналогии с ним и были названы компании, которые могли расти темпами более 30% в год в течение нескольких лет (как правило, четырех), не опускаясь ниже этой планки ни в один год за период наблюдений. К тому же это должны быть не стартапы (которые, по понятным причинам, могут расти и на тысячи процентов ежегодно), а более или менее солидные игроки рынка. Нижний уровень отсечения по прибыли в этом проекте — 300 млн руб­лей, верхний — четыре миллиарда руб­лей.

Американскую теорию о «газелях» на российской почве пять лет назад впервые апробировал медиахолдинг «Эксперт». Логично предположив, что если средние компании быстро растут в течение нескольких лет, то именно их следует признать будущими лидерами отечественной экономики. А значит, уже сейчас всячески опекать и поддерживать. Тогда, в 2008 году, взяв данные за предыдущие четыре года, профессор Финансовой академии при правительстве России Андрей Юданов подсчитал, что в нашей стране «газелями» можно считать 8–15% российских компаний. И, сравнивая с западными странами (где быстрорастущих компаний — три–пять процентов), пришел к выводу, что «это очень мощная популяция».

Но, напомним, все закончилось, когда в выборку попали данные за 2009 год. Потребительский пузырь лопнул, а вместе с ним кануло в небытие большинство из тех, кто рос, как казалось, из-за своих уникальных компетенций на рынке. Из 600 прошлогодних «газелей» тогда не досчитались почти 80%. Но ведь все равно осталось больше сотни! Правда, в Сибири энтузиазма было поменьше. Регион, который издавна славится крупными компаниями, перспективного среднего бизнеса почти не рождал, а те компании, которые все-таки проклюнулись из небольших предпринимателей, добил все тот же кризис. А потому в прошлом году мы сделали вывод: все, с сибирскими «газелями» можно заканчивать. Например, совокупная выручка 13 компаний, которые по­пали в итоговый рейтинг по итогам 2007–2010 годов, составила всего 36 млрд руб­лей. Это — бюджет Новосибирска, но капля в море в общем обороте сибирской экономики без всяких претензий на лидерство.

Здоровый реализм

Не особенно оптимистичные выводы сделал и федеральный «Эксперт», анализируя уже в этом году конечную общероссийскую выборку «газелей» (см. «Хрупкая сила среднего бизнеса» в «Эксперте» № 20 за 2013 год). Кратко напомним эти выводы.

Прежде всего, даже если большая часть компаний перестала расти быстро, они сделали свою созидательную революцию в организации отечественной экономики. Так, потребительский сектор усилиями средних компаний — торговых сетей и оптовиков — за минувшие восемь–десять лет преобразился до неузнаваемости. Вместо грязных складов и холодных рынков сейчас мы пользуемся современными магазинами шаговой доступности и гипермаркетами — и это, в том числе, заслуга «газелей». Больше того, любая отрасль через некоторое время после того, как кому-то удается найти в ней бизнес-модель, открывающую дорогу к быстрому («газелеподобному») росту, стремительно перестраивается на работу по-новому.

При этом большинство «газелей» переносит кризис тяжелее, чем «обычные» компании. Занятые организацией бурного роста, они недооценивают связанные с этим риски, и любое, даже самое незначительное, изменение в экономике может подкосить весь быстрорастущий бизнес. Пример — история новосибирской книготорговой сети «Топ-Книга». Быстро нарастив сеть до шести сотен магазинов по всей стране (и став, таким образом, крупнейшей книготорговой компанией в России), кризис 2008–2009 годов «Топ-Книга» встретила с большой долговой нагрузкой по облигационным займам, расплата по которым и подкосила весь бизнес. Три года последующей агонии в итоге закончились банкротством и ликвидацией компании.

И еще несколько наблюдений. Первое: проблема отечественных «газелей» в том, что они в большинстве своем похожи друг на друга как две капли воды. Действительно, подчас это длинные списки безликих торговых компаний, о которых неизвестно ничего особенного. Между тем, в Европе уже давно выяснили, что один из факторов длительного (на десятилетия) роста — это узкая специализация, «изюминка». Второе: боязнь роста. Менталитет большинства средних компаний не позволяет им выйти за пределы своей ниши. Отсюда и хрупкость их экономических успехов.

Пришли на готовенькое

В итоговом рейтинге «Эксперта-Сибирь» этого года (см. таблицу) — 31 компания из разных регионов Сибири — от Омска до Забайкалья. Из совершенно разных отраслей — от производства стоматологического оборудования до оптовой торговли водкой. Это главное отличие нынешнего рейтинга от предыдущего.

Есть и другие особенности, уже менее оптимистичные. Дело в том, что «газели» измельчали — их в два раза больше, чем в прошлом году, но совокупная выручка этих компаний упала в полтора раза (см. график 1). В связи с этим нет и явных отраслей лидеров — даже оптовая торговля и «околонефтяной» бизнес уже не такие значимые, как раньше (см. график 2). Тем не менее, мы сгруппировали основные истории успеха «газелей» этого года по нескольким направлениям. И вот что получилось.

Типовая история многих «газелей» такова: это компании, созданные на базе существующих к моменту распада Советского Союза предприятий, по сути — на готовых технологических цепочках. Сменилась лишь ширма, собственники. Или, что близко к этому, отраслевое позднесоветское предприятие исчезло, а на готовой инфраструктуре и с понятными рынками возникла новая компания. Такова, например, компания «Томскнефтепереработка», владеющая небольшим нефтеперерабатывающим заводом в Томской области, всего в 80 метрах от магистрального нефтепровода «Транснефти». НПЗ в 1980 годы здесь просто не успели построить, и в начале 2000-х справедливость была восстановлена. Другой подобный пример — авиакомпания «Абакан-Авиа», созданная на базе самолетного парка столицы Хакасии и ныне обслуживающая государственные и коммерческие заказы на самолетах Ил-76.

Еще одна «газель» — барнаульское ООО «Селф» — образовалась в 1996 году на базе ремонтно-строительного управления треста «Сибхимремонт», выполнявшего работы на химических предприятиях бывшего СССР. Омская компания «СтройСити», по сути, выполняет функции бывшей строительной бригады Омского НПЗ, строя объекты для завода, ныне принадлежащего «Газпромнефти». И завершающий пример в той группе — артель старателей «Золотой полюс» (ЗАО). Добыча золота на приисках компании ведется еще с 1849 года, однако 25% всего добытого объема — это результат работы за последние 12 лет.

Вездесущая оптовая торговля

Вторая группа историй успеха — это крупные региональные оптовые компании. Истории большинства из них похожи: организованы в начале 1990 годов, выжили в смутное время (кое-какие — с потерями среди руководства), а затем в 2000-е начали активно осваивать локальные рынки. Например, из рейтинга прошлого года в нынешний перекочевала забайкальская компания «Сервико плюс», которая сейчас обслуживает три четверти всех торговых точек региона. История компании начиналась с киоска на центральном рынке Иркутска. Потом нынешний владелец и гендиректор Виктор Захаров стал развозить по торговым точкам на том же рынке пиво, после этого был контракт на эксклюзивные поставки продукции Иркутского пивного завода в Бурятию (пиво в Улан-Удэ попросту некому было возить). Через какое-то время эксклюзивные права на продажу пива были получены от крупнейших компаний страны («Эфес», «Миллер», «Очаково», Московская пивоваренная компания и т.д.). «Сервико плюс» прошло через все классические периоды становления 1990 годов, хотя один из основателей — Сергей Маклашов — был убит в 2005 году.

А потом, как правило, такие сети начинают развивать параллельные с основным направления бизнеса. Как правило, это небольшое производство. Так, герой нынешнего года — красноярское ООО «Технологъ» — из торгово-логистической компании выросло в производственную, занявшись производством плит из экструдированного пенополистирола.

Те, кто победил обстоятельства

Третья, немногочисленная группа — компании, которые вопреки очевидным трендам рынка сумели за счет специализации, так далекой «газелям» (см. выше), остаться в седле и развиваться. Вот пример. Известно, что рынок продаж электроники в последние пять лет активно осваивают федеральные игроки — естественно, убивая на своем пути региональных игроков. В Новосибирске, например, обанкротилась компания «НЭТА» — некогда лидер по продажам компьютеров и комплектующих в регионе.

Но была и другая компания — ООО «Открытые технологии», основанная в 2003 году. Быстро сориентировавшись в меняющихся обстоятельствах, менедж­мент весной 2012 года запустил новый формат собственных магазинов — нечто среднее между интернет-магазином и обычными торговыми точками. Компания стерла грани между оффлайном и покупками в Интернете, в частности, решив проблему тактильного контакта перед онлайн-покупкой. Сеть назвали е2е4, и теперь уже 17 магазинов под этим брендом работают по всей Западной Сибири.

Пора менять советское наследие

Четвертая группа, на наш взгляд, со временем будет только расти. Это компании, которые, в широком смысле, занимаются поставками товаров, замещающих отжившее свое советское наследие. Это, прежде всего, различное оборудование и приборы. Таково, например, ООО «Сибирские молочные технологии», которое с 2009 года занимается продажей оборудования для молочных ферм и заводов по переработке молока европейского бренда «ДеЛаваль». Молочному бизнесу стало понятно, что в нынешних условиях одними доярками с ведрами не обойтись, а потому советские практики меняются на современные, автоматизированные.

В эту же группу можно добавить частные медицинские центры. По существу, в этой сфере происходит то же самое — наследие советской медицины, нынешнее государственное здравоохранение, обросло сложными проблемами, которые делают отрасль крайне неэффективной. И государственную медицину для взыскательного пациента замещают частные клиники. В списке этого года таких «газелей» уже две. Первая — омский медицинский центр «Евромед», где работают 250 врачей. Вторая — ООО «Сибирская стоматологическая компания», занимающаяся поставками соответствующего оборудования для частных стоматологических кабинетов — самого технологически простого вида частного медицинского обслуживания.

Первопроходцы

А вот компаний из пятой группы мало, буквально единицы. Это те, кто создал совершенно новый продукт, и для него — новые технологические цепочки и каналы продаж. Потребности в этом новом продукте не было — она сформировалась уже после появления таких компаний. Яркий и пока единственный пример в списке «газелей» этого года — производитель электронных карт-справочников «ДубльГИС», компания «ДубльГИС». В отличие от многих героев этого года, «ДубльГИС» в представлении давно не нуждается. Всем известно, что в 1999 году несколько инженеров на основе известных знаний в области составления городских карт сделали удобный массовый продукт.

С большой долей оптимизма можно предположить, что численность компаний в этой группе будет расти. Слишком уж много в последние годы мы видим стартапов, связанных с развитием качественно новых рынков. Другое дело, что до значимых компаний не доживает большинство из них, потому что продукция предлагается крайне специфическая, нишевая. Но, в любом случае, остаются еще четыре группы, где для успеха не нужно быть инженерным гением. Если обобщить весь опыт «газелей» этих групп, то получится простой рецепт быстрого роста в среднем бизнесе: найти гарантированно работающую рыночную нишу с готовыми хозяйственными цепочками, в которой пока еще не слишком много игроков. 

Сводный список быстрорастущих компаний среднего бизнеса в Сибири по итогам 2007–2011 годов
Динамика развития быстрорастущих компаний в 2006–2012 годах
Динамика выручки быстрорастущих компаний по основным отраслям
«Эксперт Сибирь» №46 (398)



    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика