«Ждем системного подхода, а не «точечных» решений»

Русский бизнес
Москва, 10.02.2014
«Эксперт Сибирь» №7 (406)
Журнал «Эксперт-Сибирь» провел опрос новосибирских предпринимателей на тему: «Чего вы ожидаете от бизнес-омбудсмена и планируете ли обращаться к нему в случае возникновения проблем с государством?»

Александр Макушев 024_expert-sibir_07_1.jpg
Александр Макушев

Управляющий директор антикафе Times Александр Макушев

— Если говорить откровенно, я скептически отношусь к данному институту. «Бизнес-омбудсмен» звучит красиво, но ключевым все-таки является содержание его деятельности. А оно определяется законом. И там написано, что это государственная должность, призванная защищать права и законные интересы предпринимателей от нарушений со стороны других госслужащих. Лично мне такой принцип кажется странным. Тем более что это не представитель оппозиции, который мотивирован находить и устранять изъяны сложившейся системы. При всем уважении, Виктор Вязовых — член правящей партии, до недавнего времени глава районной администрации. То есть он сам является частью государственного механизма, от которого, по логике закона, ему нужно защищать бизнес-сообщество. Думаю, что подобный пост должен занимать человек из бизнеса.

Буду ли я обращаться по каким-либо вопросам? Надеюсь, что не придется. Но если такая необходимость возникнет, буду использовать те инструменты, которые государство нам предлагает. 

Анна Сидевич 024_expert-sibir_07_2.jpg
Анна Сидевич

Директор кейтеринговой компании Daily Catering Анна Сидевич

— В связи с тем, что это новое явление в нашем обществе, мне сложно сказать, с какими вопросами я могла бы к нему обратиться. Сложно еще и потому, что непонятно, какие у него есть полномочия, насколько быстро и эффективно он сможет решать проблемы предпринимателей.

Как я знаю по своему опыту, есть установленный порядок и правила, действующие в бизнесе. Если ты их соблюдаешь, то проблем с властью не возникает. Проблемы возникают, когда ты хочешь что-то изменить в существующем порядке дел или нарушаешь эти правила. У меня как у предпринимателя, если честно, не остается времени думать о том, как можно улучшить или изменить правила, действующие для бизнеса. Просто потому, что я в этом вопросе не специалист.

Если говорить об ожиданиях от института бизнес-омбудсмена, то хотелось бы установить партнерские отношения с властью, чтобы шел конструктивный диалог по многим вопросам. Приведу пример: на этапе проектирования спортивных комплексов и других объектов социального значения мало кто в мэрии и областном правительстве задумывается, как там люди будут питаться. Не предусматривается вентиляция, канализация, расположение помещения под общепит. А потом во время функционирования появляются сложности. Начинается поиск арендатора для организации точки питания. Его трудно найти, потому что из-за отсутствия коммуникаций и помещений от потенциального арендатора требуются вложения, которые не окупятся. Все решают эту проблему на местах, по-разному, кто как может. От этого в первую очередь страдает качество питания. Если бы уполномоченный по делам предпринимательства мог сводить заинтересованные в подобных проектах стороны, то бизнесу было бы проще жить и процветать.    

Виктория Антонова 024_expert-sibir_07_3.jpg
Виктория Антонова

Директор хостела Funkey hostel Виктория Антонова

— Я надеюсь, что институт бизнес-омбудсмена в Новосибирской области сможет оказать реальную помощь предпринимателям в сложных ситуациях, когда они сталкиваются с давлением со стороны правоохранительных органов или чиновников. Но нужно понимать, что этот институт больше нужен крупному бизнесу, промышленникам. Все мы наслышаны о ситуациях, когда средние и крупные компании просто ставятся перед фактом, что они должны что-то для кого-то сделать, хотя это не входило в их планы, в том числе финансовые. Для малого бизнеса, как мне кажется, такие проблемы неактуальны. Хотя, конечно, никто не застрахован от этого. Для небольшого бизнеса куда актуальнее проблемы дорогих кредитных ресурсов и не вполне лояльного налогового режима. Для многих предпринимателей это посущественней «наездов чиновников». Поэтому хотелось бы системного подхода к решению проблем, а не «точечного». Для меня появление должности бизнес-омбудсмена все-таки больше относится к последней категории.

Очень надеюсь, что проблемы при взаимоотношении с органами власти меня не коснутся. Но в случае их появления не исключаю, что буду прибегать к помощи бизнес-омбудсмена. Все-таки хостелы — это социальный бизнес. Мы помогаем людям жить очень дешево, делаем для них доступным то, что раньше они не могли себе позволить. В такой ситуации от чиновников и правоохранительных органов хочется видеть только поддержку.    

Дмитрий Канаев 024_expert-sibir_07_4.jpg
Дмитрий Канаев
 

Генеральный директор «Автомир-Новосибирск» Дмитрий Канаев

— На нынешний день у нас не было вопросов или неких прецедентов, из-за которых нужно было бы обращаться за помощью к бизнес-омбудсмену. Скорее всего, сфера деятельности подобного уполномоченного — это малый и средний бизнес, те, кто занят в городской сфере услуг. Им наверняка есть о чем проконсультироваться с таким посредником.

Наша компания же — часть крупной федеральной структуры. Все, что мы делаем, прописано в законодательстве, и на него мы ориентируемся.

А вообще, если задуматься, то возникает вопрос: а что может такой бизнес-омбудсмен? Потому что вопросами консолидации бизнеса и предпринимателей занимается торгово-промышленная палата. Конкретные проблемы в нашей отрасли решаются в «Сибирской ассоциации автомобильных дилеров». Так что мы пока понаблюдаем за уполномоченным, чтобы понимать его функции. Будем держать его в уме, как говорится, на перспективу.    

У партнеров

    Реклама