ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

На двух стульях сидеть сложно

2014

Депутаты Красноярского края хотят привлечь инвестора в аэропорт «Емельяново», не выводя его из-под контроля региона. Это решение может дестабилизировать хрупкую схему возрождения аэропорта, выстраданную в течение многих лет

Второй месяц в Красноярском крае тянется скандал вокруг модернизации аэропорта «Емельяново». Схема, о которой инвесторы — Группа «Ренова» Виктора Вексельберга и «Интерпорт» (входит в «Интеррос» Владимира Потанина) — окончательно договорились в прошлом году, подверглась резкой критике депутатов Законодательного собрания края. Парламентариям была предложена на утверждение схема, которая сохраняет блокирующий пакет за регионом — при передаче аэропортового хозяйства в управление бизнесу. Однако такой механизм, который в отношении многих подобных аэропортов показался бы даже чересчур консервативным (например, из капитала новосибирского «Толмачёво» государство постепенно полностью вышло за несколько лет), вызвал противодействие депутатов. Они потребовали от регио­нального правительства либо найти новых инвесторов, либо модернизировать аэропорт за счет бюджета. Такие действия можно объяснить либо откровенной недальновидностью, либо лоббированием интересов других бизнес-структур.

Черная полоса

Красноярскому аэропорту «Емельяново» долгое время откровенно не везло с инвесторами. Расположенному в довольно выгодном положении в самом центре сибирского макрорегиона, вдали от основных конкурентов, «Емельяново» как будто постоянно не хватало умелого управления, чтобы вырваться в лидеры своей ниши. Еще в 2007 году ОАО «Аэропорт Красноярска» было выделено из состава авиакомпании «КрасЭйр» — для поиска инвесторов. И они появились — 49% новой компании (как ранее — в «КрасЭйре») остались в руках структур братьев Бориса и Александра Абрамовичей, остальное — под контролем правительства Красноярского края. От братьев ожидали инвестиционного чуда, однако его не произошло — в итоге краевой кабмин выкупил у них долю всего за 180 млн руб­лей. Кстати, сделку курировал нынешний глава Федерального агентства научных организаций, тогда — министр финансов Красноярского края Михаил Котюков.

Предприятие показывало убытки в размере около 50 млн руб­лей ежегодно, и тогда у него снова сменился собственник — правда, формально. ОАО «Аэропорт Красноярска» было ликвидировано, а на его месте в начале 2009 года организовали ООО «Аэропорт Емельяново», которое на 100% принадлежит и по сей день государственному краевому предприятию «Центр транспортной логистики». Неприкосновенность государственной собственности на аэропорт соблюдается до сих пор, однако постепенно в аэропорту стали работать и другие структуры.

В частности, в 2011 году в «Емельяново» зашла компания «Интеррос» Владимира Потанина, взявшаяся развивать грузовой потенциал аэропорта — путем строительства здесь грузового терминала. К февралю 2012 года, когда для управления двумя грузовыми терминалами холдинга (помимо «Емельяново» еще и «Домодедово») была организована компания «Интерпорт», в красноярский аэропорт структуры Потанина вложили, по их сведениям, около 750 млн руб­лей. И эти деньги вроде бы стали работать: «Емельяново» позиционирует себя как центр развития грузоперевозок, привлекший крупного перевозчика — Lufthansa. Стал аэропорт развивать и кроссполярные перевозки.

Но при этом потенциал пассажирских перевозок оставался «бесхозным». По данным исследования, сделанного в начале прошлого года Министерством транспорта края, инфраструктура аэропорта устарела на 80%. И, если быстро не произвести здесь масштабную модернизацию, «Емельяново» станет стремительно проигрывать не только новосибирскому «Толмачёво» (конкуренция с которым — это на самом деле миф, который любой специалист в авиации развенчает за минуту), но и более скромному по потокам грузов и пассажиров аэропорту Иркутска (см. график). Тогда же была названа и сумма вложений для осуществления модернизации — как минимум, 16,5 млрд руб­лей.

Почти идеальная сделка

И вот такой инвестор нашелся. Год назад, на X Красноярском экономическом форуме в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было подписано соглашение о совместном развитии международного пассажирского и грузового хабов в «Емельяново». Подписанты — «Аэропорты регионов» (структура ГК «Ренова») и уже работающий в «Емельяново» «Интерпорт». До 2017 года инвесторы договорились вложить в проект 11 млрд руб­лей и начать строительство нового пассажирского терминала уже весной 2014 года. Тогда же были прописаны и условия, которые сейчас являются предметом дискуссии: в руках правительства края остается 25,1% акций, и регион за компенсацию передает имущественный комплекс в новую управляющую компанию аэропорта.

«Аэропорты России» — как раз такая структура, о которой вроде бы мечтал министр транспорта Еремин. Это сетевая управляющая компания, которая контролирует аэропорты «Кольцово» (Екатеринбург, 52,48% акций), «Нижний Новгород» (75%) и «Курумоч» (Самара, 71,18%), а также является инвестором строительства нового аэропорта в Ростове-на-Дону. Заметим для справедливости, что к работам в Красноярске «Аэропорты России», по заявлению Виктора Вексельберга, намеревались приступить до весны 2014 года. В конце прошлого года инвестор даже получил в ФАС России разрешение на покупку 100% ООО «Аэропорт Емельяново» через подконтрольную структуру — ООО «Емельяново-Инвест». Гендиректор компании Евгений Чудновский в рамках XI Красноярского экономического форума заявил, что «Аэропорты регионов» готовы построить пассажирский терминал в Емельяново в течение двух лет, вложив в него шесть миллиардов руб­лей. Общие же инвестиции в модернизацию аэропорта, по словам Чудновского, оцениваются в 12 млрд руб­лей (как собственных средств, так и банковских кредитов): кроме терминала, холдинг построит гостиничный и ангарный комплекс.

Однако в проект модернизации аэропорта неожиданно вмешались депутаты Заксобрания края.

«Наскребут за неделю»

Все началось с того, что «Центр транспортной логистики» (собственник «Аэропорта Емельяново») через одну из подконтрольных структур за 100 млн рублей заказал проект реконструкции аэропорта компании Hochtief Airport GMBH. Спикера Заксобрания Александра Усса возмутил тот факт, что этот заказ прошел мимо местного проектировщика — института «Красаэропроект». «У нас на территории края находится проектная организация, которая занимается проектированием аэропортов — «Красаэропроект». Она проектировала модернизацию олимпийского аэропорта в Сочи, аэропорта «Пулково», «Кольцово»… Это одна из ведущих проектных организаций в России, но в проектировании того, что нам представлено, она не принимала участия. Сегодня там высказывают серьезные сомнения в качестве этого проекта, в соответствии его сибирским условиям», — сказал Усс.

Возможно, зерно конфликта стоит искать именно здесь — в лоббировании интересов местных компаний, особенно на волне подготовки к предстоящим губернаторским выборам. Как рассказали «Эксперту-Сибирь» представители местных строительных компаний в кулуарах КЭФ, кроме проектантов речь идет и о строительных холдингах, которые не уверены, что структуры «Реновы» будут размещать свои заказы среди местных.

Тем не менее, затем претензии перешли и на саму структуру сделки. «74,9% аэропорта уйдет «Ренове» — проект явно сомнительный. Почему их навязываете, почему нет открытого публичного тендера?»,— спрашивает депутат Заксобрания Всеволод Севастьянов. Напомним, за эту долю в операторе аэропорта «Ренова» должна внести в капитал «Аэропорта Емельяново» два миллиарда руб­лей с гарантией того, что проект будет реализован. А депутаты могут повлиять на срыв сделки очень просто: согласно договоренностям, бюджет финансирует ремонт перрона аэропорта за 1,2 млрд руб­лей — это финансирование Заксобрание вполне может «заморозить».

«Есть два пути поиска инвестора для модернизации аэропорта, — говорит редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Первый: имущественный комплекс аэропорта сразу передается в собственность инвестора на аукционе. Деньги приходят сразу. Второй путь пытаются реализовать в Красноярске. Инвестор и регион создают совместное предприятие: первый вносит деньги, второй — имущественный комплекс. В этом варианте деньги сначала идут на реконструкцию, и только затем инвестор выкупает оставшуюся долю региона. Видимо, небольшая сумма первоначальной компенсации и не понравилась депутатам».

Два миллиарда «отходных», которые «Аэропорты России» вносят в капитал «Емельяново», стали для Заксобрания едва ли не «тридцатью серебряниками». «Аэропорт является стратегическим сверхперспективным объектом, — заявил Усс. — Писать в обоснованиях про отсутствие у могучего края денег просто стыдно! Давайте попросим «КРЭК», «Красцветмет». Они по сусекам в своих «окошках» два миллиарда найдут за неделю». Председатель правительства края Виктор Томенко, правда, парировал, что сумма вложений в реальности может увеличиться в два–три раза, что сверхдефицитному бюджету «могучего края», как ни крути, будет не под силу.

Альтернатива, предложенная Заксобранием, — укрепление уже существующей схемы или более детальное и продолжительное обсуждение новой структуры работы с инвестором. «У нас Олег Шпагин (гендиректор ООО «Аэропорт Емельяново». — Ред.) на убогой инфраструктуре достиг пика в показателях работы аэропорта. Ему в помощь деятеля из «Люфтганзы», и он бы тут вообще всех завалил. Почему мы такие убогие и нам надо искать каких-то профессионалов?» — спрашивал Усс. По его словам, даже вариант, при котором край оставляет за собой 51% собственности оператора, является «радикальным». При котором, правда, в дальнейшем аэропорт можно продать значительно дороже.

Надо уметь управлять

В «сухом остатке» можно выделить две претензии депутатов, которыми вполне рацио­нально можно объяснить разожженный конфликт. Первая: отсутствие в числе проектантов местных компаний. И вторая: слишком низкая цена, которую инвестор платит краю за контроль над аэропортом.

Но даже этими причинами нельзя объяснить неожиданность, с которой развернулась кампания против структур «Реновы». В самой компании комментариев получить не удалось, однако представитель грузового оператора «Емельяново» — компании «Интерпорт» — заявил «Эксперту-Сибирь», что старается понять ситуацию. «Мы пока никак не комментируем происходящее, потому что понимаем, что любой комментарий может как-то повлиять на исход этой ситуации. Мы будем наблюдать за ситуацией со стороны, как будет дальше — покажет время», — говорит пресс-секретарь «Интерпорта» Юлия Попова.

Есть и третья причина — действия других заинтересованных аэропортовых холдингов. Как пояснил «Эксперту-Сибирь» на условиях анонимности один из отраслевых аналитиков, депутатов вполне мог возмутить непрозрачный механизм прихода инвесторов. «Почему «Ренова», если не было нормальных конкурсных процедур? На этом фоне может возникнуть большой конфликт, подогреваемый конкурентами УК «Аэропорты регионов». Вполне возможно, что конкуренты просто снабжают депутатов необходимой фактурой, хотя, конечно, прямых доказательств у нас нет».

Но даже в этом случае депутаты забывают, что исключительно инвестициями или сменой собственника успех аэропорту не обеспечить — такому инфраструктурному проекту нужна еще и профессиональная структура управления. То, что нынешнее руководство «Емельяново» обеспечивает существующий пассажирский и грузопоток на впечатляющей своей отсталостью для города-миллионника инфраструктуре, может вызвать только восхищение. Однако настоящий рывок в развитии в современных условиях может быть обеспечен только в рамках сетевой структуры. Благо, что подтверждение этому в Сибири есть — это аэропорт «Толмачёво», за несколько лет полностью перешедший под контроль «Новапорта» Романа Троценко. Есть и антипримеры — аэропорты Омска и Иркутска: излишний государственный патернализм, похоже, только мешает их развитию. Да и в самом Красноярском крае есть примеры успешных «частных» аэропортов. Это, прежде всего, Норильск, где ВПП принадлежит, как везде, федерации, а сам комплекс зданий — «Норникелю». Почему в этой цепочке аэропорт Красноярска может быть исключением — самая большая загадка.

Ясно одно: никакой инвестор не будет вкладывать деньги в объект, над которым у него нет полноценного контроля. Так что выбор для «Емельяново» прост: либо отстающий государственный аэропорт, либо модернизированный, но под управлением профильного инвестора. Третьего пути пока не придумали.           

«Эксперт Сибирь» №10 (409)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама