Для формирования «наукополиса» Новосибирской агломерации нужно учесть интересы и разросшегося за полвека Академгородка, и территорий, к нему тяготеющих

Год назад мы заявили о «кризисе роста» Новосибирского Академгородка (см. «Нужно согласовать интересы и планы» в № 13 за 2013 год). Сформированная вокруг него территория с учреждениями науки и образования, высокотехнологичными производствами, предприятиями инновационного бизнеса и местами расселения их сотрудников была определена как «Большой Академгородок». Поскольку давно уже очевидно, что исторический Академгородок, основанный более полувека назад, перерос свои старые границы. Разработчики проекта Новосибирской агломерации (институт «ГИПРОГОР») использовали «модернистский» термин «наукополис», которым обозначили территорию развития науки, образования и инновационных производств, складывающуюся вокруг Академгородка, НГУ, институтов РАН, РАСХН и РАМН, а также наукограда Кольцово.

Мы попытались проанализировать реальную ситуацию, складывающуюся «на месте», чтобы понять, как концепции «Большого Академгородка» и «наукополиса» соотносятся друг с другом. И каковы могут быть их границы. Если наложить очаги фактического и перспективного градостроительного развития на природный и транспортный каркасы обозначенной территории, можно увидеть, что «Старый Академгородок», «Ельцовка» и «Шлюз» давно исчерпали ресурсы своего роста. При этом в общих границах фактически сложился и стремительно заполняется содержимым «одноэтажный Академгородок», включающий поселки Ключи, Ложок и Каинскую Заимку, а также десятки дачных обществ, постепенно перерождающихся в коттеджные поселки. Уже начато формирование центра «Нового Академгородка», включающего территорию развития Технопарка (на западе), микрорайона «Серебряное озеро» (на севере), поселка ученых (на востоке) и перспективную территорию (в центре). Для комфортного проживания и работы людей здесь уже давно стало необходимым создание адекватных транспортных артерий, фактически уже намеченных. Синим цветом обозначены меридио­нальные артерии — существующая трасса Бердского шоссе на западе и пока только проектируемый Восточный обход на Востоке; красным цветом — широтные артерии, в зачаточной форме действующие, но требующие должного оформления с необходимыми развязками, мостовыми переходами, тротуарами и велодорожками. На севере — обозначенный в перспективных планах архитекторов Южный обход, представленный дорогой «Академгородок–Кольцово», уличной сетью Академгородка и упирающийся в железнодорожный виадук на Нижней Ельцовке. На юге это уличная сеть Советского района и юридически не существующая дорога «Академгородок–Ключи». В привязке к Южному и Восточному обходам на заброшенных и полузаброшенных сельскохозяйственных угодьях находятся перспективные зоны роста.

Территория «Большого Академгородка» — это территория компактного проживания и работы, порядка 10 км шириной, где из любой точки можно попасть в другую менее чем за полчаса на автотранспорте. Но вокруг этого «контура» есть и периферийные очаги проживания и производства, нанизанные на те же самые транспортные артерии и примыкающие природно-рекреационному каркасу, включающему существующие леса, Обское море и прибрежные сосновые боры. Сюда входят наукоград Кольцово, город Бердск, район ОбъГЭС и Краснообска (вотчина СО РАСХН). В пределах такого широкого контура время автотранспортной доступности — не более часа. Очевидно, его и можно считать территорией всего «наукополиса».

Таким образом, «наукополис» Новосибирской агломерации может включать в себя указанные внутренний и внешний «контуры». На уровне каждого из них необходимо развитие адекватных современных транспортной и инженерной инфраструктур. При этом необходимо обеспечить сохранение и обустройство природно-рекреационного каркаса — «зеленых коридоров», или «сквозных рекреационных» зон, органично оформляющихся вдоль основных естественных водотоков (рек Ельцовка, Каменушка, Зырянка, Ромка и Шадриха), включая сосновые боры Академгородка и Ботанический сад. Естественная сеть таких зон, обрамляющая узлы градостроительного роста, дополняет основную транспортную сеть альтернативными транспортными связями (в виде пешеходных, велосипедных и лыжных маршрутов, охватывающих всю территорию), создавая здоровые и комфортные условия проживания и работы. При этом нужны единая схема территориального планирования, градостроительный план и механизмы взаимодействия администраций и хозяйствующих субъектов, различно действующих на одной и той же территории, разделенной границами на несколько разноуровневых муниципалитетов. Важно, чтобы градостроительный план предусматривал разумные этажность и плотность застройки, необходимые для комфортной работы представителей наукоемких производств, и резервировал территории размещения этих производств. И в первую очередь требуется координация процесса выделения земельных участков под застройку в соответствии с этим планом. Последнее приобретает особую важность сейчас, когда в условиях проводимой реформы РАН решения по землям вокруг Академгородка и в самом Академгородке могут иметь непредсказуемые последствия.  

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (410) 10 марта 2014
    Рынок рабочих специальностей
    Содержание:
    Хорошо быть закройщицей

    Лучшая ситуация с кадрами — в сфере производства промышленного оборудования, худшая — в легкой промышленности. Ключевая проблема с точки зрения работодателей стабильна — это разрыв между тем, что делают образовательные учреждения, и тем, что необходимо бизнесу

    Реклама