ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Про ЭТО

2014
Фото: Виталий Волобуев

Торговля «товарами для взрослых» — узкий сегмент ритейла, который в своем росте успешно преодолевает «дремучесть» сибиряков и борется с проблемами, характерными для всех рынков продукции luxury

По данным «2ГИС», в сибирских городах увеличивается количество секс-шопов. Еще полгода назад общее количество магазинов, к примеру, только в Новосибирске было меньше 50, сегодня же их число перевалило за 60 торговых точек. Среди лидеров по Сибири также значатся Красноярск (51), Иркутск (27), Барнаул и Омск (по 22). Чуть меньше таких магазинов в индустриальном сердце Кузбасса — Новокузнецке (20). Да и вообще Кемеровская область вообще ощутимо проигрывает соседям по количеству секс-шопов. «Рынка эротических товаров в Кемерове я не ощущаю, есть эпизодические предложения, не сформированные как уникальные. Поэтому мною такое предложение воспринимается как товары повседневного спроса, ширпотреб, который интересен лишь определенному потребительскому сегменту. За рубежом видел эту категорию товаров в уникальном, достойном предложении. Однако и там рынка я также не ощущал, скорее, малая рыночная ниша», — считает Владимир Киселев, профессор кафедры торгового дела КемИ (ф) РЭУ им Г.В. Плеханова.

В большинстве своем даже сложившиеся на локальных рынках сети магазинов не выходят за пределы своего города. Есть исключения, как, например, сеть «Казанова» из Новокузнецка, в двухтысячные зашедшая в Новосибирск; с тех пор компания — среди местных лидеров по продаже товаров эротической направленности. Или абаканский магазин-выставка эротических товаров и нижнего белья «Дон Жуан», который недавно открыл еще одну торговую точку все в том же Новосибирске (кстати, его владелица до открытия бизнеса работала следователем милиции по кражам, грабежам и развратным действиям). Причина отсутствия сетевых магазинов на территории нескольких городов очень проста — сегодня со стационарными точками успешно конкурирует интернет-торговля. Зачем устанавливать свое присутствие в соседнем Бердске, когда туда можно зайти через виртуальное пространство? Ответ для многих начинающих предпринимателей очевиден.

10 лучших городов по количеству секс-шопов

Но это реалии нынешних дней, а около двадцати лет назад бизнес в сфере товаров для взрослых был в Сибири в новинку. Долгое время, в девяностых, во всех крупных сибирских городах было по одному–два магазина. Ни о какой баснословной прибыльности или построении сетей и речи не шло. Достаточно сказать, что владелец одного из первых секс-шопов в Томске Владимир Дорохов даже брал плату за вход в свой магазин — мало кто из пришедших горел желанием что-то приобрести, посетителями двигал в большей степени интерес. Невысокая покупательная способность вместе с достаточно скромным ассортиментом, который, по словам одного предпринимателя, формировался на основе единственного в те годы каталога от фирмы Doc Johnson, и отсутствие четкого понимания того, как продвигать торговлю в массы, приводили к тому, что доход едва покрывал все издержки, а порой предприниматели оставались в минусе. Врач-сексолог Инна Соснина, открывшая в 1994 году магазин «Казанова» в Новокузнецке, признается, что бизнес как был ей больше для души, так им и остался. «Прибыль, как и тяга к этому бизнесу, была всегда, но насколько она большая — сложно сказать. Это не самое прибыльное занятие. А первое время так вообще сплошные убытки: аренда, реклама на страницах газет и на телевидении. Потом от всего этого пришлось отказаться», — вспоминает одна из пионеров торговли секс-товарами. Отказалась Соснина и от распространения торговой сети на близлежащие кузбасские города — Междуреченск и Прокопьевск. «Мы зашли в Междуреченск в 1999-м: открыли магазин с двумя продавцами. Но в небольшом городе сложно рассчитывать на хорошую выручку, по­этому спустя некоторое время мы продали помещение — нерентабельным оказался филиал. Крупным игрокам в таких городах сложно, гораздо проще, когда владелец одновременно и продавец, и бухгалтер, и закупщик», — рассуждает Инна Соснина.

Дефолт 17 августа 1998 года, как бы это ни было парадоксально, помог игрокам этого сегмента ритейла определиться с дальнейшими планами на бизнес. Одни, как кемеровский «Интим», постепенно переориентировались на другие сегменты ритейла и стали, к примеру, аптеками. Другие не смогли выдержать резкого скачка курса доллара — и по причине того, что весь товар закупался за границей, банально не свели в последующие месяцы дебет с кредитом из-за сверхнизкой реализации и были вынуждены закрыться. Третьи кое-как выкрутились и стали задумываться о расширении сети. «Мы тогда ужимали расходы и считали каждую копейку, экономили на всем. Вдобавок у нас были долларовые кредиты на строительство, брали мы их, когда доллар стоил шесть руб­лей, а отдавали уже по курсу в 22 руб­ля», — вспоминает Инна Соснина. Но все-таки «Казанова» пережил тяжелые времена: уже в 2003 году Инна Соснина решила двигать на запад и открыла первый магазин своей сети в Новосибирске.

В Интернете без стеснения

«Тогда здесь был всего один магазин, и сами новосибирцы были какие-то закрытые в своих желаниях. Разительно отличались от новокузнечан. Мне вспоминается история, как один мой знакомый искал наш магазин и обратился к прохожему с просьбой показать дорогу. А тот аж в лице переменился и как скажет: «В Новосибирске секс-шопа нет и быть не может!» — улыбается Инна Соснина. Подобная сексуальная «неграмотность» была характерна не только для столицы Сибири. «Когда я думала в 2008 году, что лучше открыть — магазин детской одежды или секс-шоп, — то пришла к выводу, что товары для взрослых будут интереснее, потому что магазинов на тот момент было немного, да и со взрослым покупателем интереснее работать. Объяснять, рассказывать, направлять, потому что половина всех приходящих покупателей толком не знает, чего они хотят, а 30% вообще имеет противоречивые представления о физиологии и оргазме партнера», — отмечает директор красноярского магазина «Конфетка» Елена Замятина.

В середине «нулевых» рынок товаров для взрослых пережил второе рождение — стали открываться новые магазины, иногда со специализацией: фетиш, БДСМ, эротическое белье, интимная косметика. Постепенно развивалось и интернет-направление: негоже было заходить на рынок без своего сайта, некоторые из них со временем трансформировались в полноценный интернет-магазин. Основной тенденцией последних лет и вовсе стали сугубо интернетные игроки, открывающие виртуальные пункты торговли. По мнению ряда опрошенных сибирских предпринимателей, создание только интернет-магазина имеет несколько плюсов. Во-первых, не нужно платить большие деньги за аренду помещения — достаточно снять скромный закуток под склад на окраине города. Во-вторых, владелец, как правило, аккумулирует сразу несколько функций: закупщик, продавец, бухгалтер, что тоже позволяет снизить расходы. В-третьих, у интернет-магазина больше охват потребительской аудитории: некоторые торгуют по всей стране. Зато не все в состоянии открыть стационарную торговую. Это влечет не только резкое возрастание издержек, но и увеличивает период инвестирования в магазин. «Для того чтобы в 2007 году вывести мой первый стационарный магазин на безубыточный уровень, потребовался год. Причем надо учитывать, что мне пришлось после первых трех месяцев продать свой автомобиль, дабы не закрыться», — вспоминает Дмитрий Ярославцев, владелец кемеровского магазина «Ты и я».

Для некоторых новосибирских предпринимателей важна и другая особенность интернет-сегмента: гарантированная анонимность клиента, что упрощает ведение торговли. «Выбрала Интернет — потому что, как мне кажется, люди стесняются прийти в обычный магазин, а потом еще и проехаться в общественном транспорте или в метро с массивным черным пакетом. По моим наблюдениям, в секс-шоп с улицы заходят мужчины. Если мужчина с девушкой, то она начинает делать вид, будто это все — не для нее, хотя через Интернет и по телефону в основном товары заказывает прекрасная половина человечества. Но многие даже по телефону стесняются говорить. Были и такие моменты, когда клиент-девушка просила, чтобы товар доставила девушка-курьер», — рассказывает директор интернет-магазина Sexpantera.ru Елена Ильина.

 022_expert-sibir_14.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Москва наступает

Зато у интернет-магазинов самая главная статья расхода — это реклама. По сравнению со стационарными игроками, которые тратятся на оформление фасада магазина и размещение баннеров и плакатов в радиусе двухсот метров, продвижение виртуального секс-шопа идет через контекстную рекламу, «Яндекс-Директ», баннеры на других сайтах и, конечно, посредством справочно-информационной системы «2ГИС». И если для Кемерова, где всего шесть магазинов, очередность в списке, за которую нужно дополнительно доплачивать, не так важна, то в Новосибирске с его 60 секс-шопами присутствие в первой пятерке — залог узнаваемости. Но выехать только на этом — не получится. «Первое время размещались в «2ГИС», но бума интереса к нам это не вызвало. Плюс не факт, что заплатив несколько десятков тысяч руб­лей за четыре месяца, всегда будешь стоять в топе — кто-то может переплатить в другой месяц и сместить тебя. По большему счету, раскрутка сайта — это соревнование в деньгах», — объясняет один новосибирский предприниматель.

Однако быстрое продвижение своего интернет-магазина становится важной задачей из-за растущей с каждым годом конкуренции. Новичков теснят интернет-магазины с пятилетним стажем, а последних, в свою очередь, постепенно с общероссийского рынка выдавливают игроки из Москвы и Санкт-Петербурга.

Стационарные точки в основном конкурируют по двум направлениям. Во-первых, это предоставляемый сервис, выражаемый в готовности продавца понять желания клиента, сформировать его запрос и предложить без ноты стеснения соответствующий товар. Любопытно, что в новосибирских магазинах продавцами могут быть и мужчины, хотя, в общем и целом, торгуют девушки. «У нас одно время был прямо поток кандидатов-мужчин. Но работал только я, и то — первое время, а потом понял, что мужчины отпугивают всех клиентов. Девушке проще объяснить про свои предпочтения девушке. Или же, если покупатель не знает, чего он хочет, то с девушкой-продавцом опять же легче выйти на контакт», — отмечает Дмитрий Ярославцев.

Тем, кто, как Инна Соснина, пришел в бизнес из медицины, проще наладить грамотный сервис. Столкнувшись в свое время в Новосибирске с «дремучестью» потребителей, владелица «Казановы» внедрила свою собственную систему подготовки кадров, дабы ликвидировать клиентскую неграмотность. Сначала для со­искателей идет полуторанедельный курс, в рамках которого с медицинской точки зрения рассказывается об эффекте, что дают интимные товары. После чего продавец отрабатывает свой испытательный срок и сдает экзамен на профпригодность. Как результат — прием на работу или отказ.

Веревка и инновации из Канады

Второй особенностью секс-шопов является упор на качество предоставляемого товара. По своим характеристикам товары для взрослых близки к сегменту luxury. В пользу этого утверждения говорит узкая прослойка потребителей; высокая цена (у большинства предпринимателей средний чек превышает тысячу руб­лей, отдельные специфические игроки могут похвастаться чеком в три–четыре тысячи руб­лей); персонализированные продажи и сама особенность рынка, создающая эффект «только для своих».

На качество продукции влияет страна-производитель. Причем они поделились по сегментам. Бывшие польские братья занимаются изготовлением качественного белья и интимных костюмов, ФРГ — родина БДСМ и фетиш-направления, в США и Швеции знают толк в производстве резиновых кукол, а Канада, как это ни удивительно, — один из главных инноваторов на международном рынке по количеству самых разнообразных стимуляторов. Что до Китая, то он, как и в других отраслях торговли, занимает главенствующие позиции за счет дешевой рабочей силы. В Поднебесной расположены производства многих американских и европейских марок, плюс сами китайцы научились делать недорогой и сравнительно качественный товар. «Китай стал сейчас производить много секс-игрушек, хотя по части качества они все же отстают от Германии и США. Но там и цена другая. Вот, к примеру, китайский вибратор за 900 руб­лей — он отработает максимум год. Есть немецкий, но уже за четыре тысячи, зато приблизительный срок его эксплуатации — пять лет», — объясняет директор кемеровского магазина «Зайка» Елена Буракова.

Что касается России, то единственный, по сути, наш известный бренд — это уральский «Биоритм», который специализируется на интимной косметике и биологически активных добавках. По мнению кемеровского предпринимателя Дмитрия Ярославцева, по качеству продукция «Биоритма» все же уступает западным аналогам. «Причем цена чуть ниже. А с наценкой получается дороже. И еще качество — импортная смазка мягче, а наша чуть ли не жжет кожу, а потребитель думает, что так и надо», — констатирует Дмитрий.

Но, как отмечалось выше, часть клиентов, готовых платить за новейшие западные разработки, уже перешли от местных игроков к столичным интернет-магазинам, которые могут доставить в сибирскую глубинку даже самый специфический товар. В выборе между грамотным сервисом в стационарном магазине и расширенным ассортиментом интернет-магазина чаша весов клонится в сторону виртуальности. Другой сегмент потребителей, совершавших покупки в пределах тысячи руб­лей, вынужден из-за роста инфляции переключаться в пользу бюджетных китайских торговых марок. По словам Елены Замятиной, в Красноярске в последние годы наблюдается снижение покупательского спроса на дорогие товары от мировых брендов. «В выигрыше оказались те, кто сделал ставку на самые ходовые игрушки по низким ценам. Это многочисленные павильоны на остановочных пунктах, в которых торговля вроде как запрещена в соответствии с краевым законодательством, однако она все же осуществляется. Часть клиентов перешла в эти самые павильоны», — говорит Елена Замятина.

Однако в подобной ситуации виноваты сами операторы рынка: недостаточно хорошо продвигают себя и свой товар, не завоевывают новых потребителей. Если тенденция продолжится и впредь, помощь в реализации запросов окажут самые обычные магазины. Именно такое мнение выразил кемеровский покупатель, блогер simposium-six: «Это может показаться парадоксальным, но бизнес «схлопывается». Наплыва покупателей нет. Нужно продвигать свой товар, а продавцы привыкли к ситуации, когда их товар обладает повышенным спросом и продается сам. А такого сейчас нет. Ну зачем мне покупать за бешеные деньги фиксаторы, когда в хозяйственном магазине за копейки продается отличная пеньковая веревка? Убедите меня, покажите, но этим никто не занимается».

«Эксперт Сибирь» №14 (413)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама