Сам себе строитель

Русский бизнес
Москва, 21.04.2014
«Эксперт Сибирь» №17 (416)
Строить железную дорогу в Туву будет «СГК-транс-стройямал», частично контролируемая структурами инвестора проекта Руслана Байсарова. Консолидация проекта в одних руках может пойти ему только на пользу

Тувинская энергопромышленная корпорация (ТЭПК, контро­лируется Русланом Байсаровым) подвела итоги конкурса «на право заключения договора на разработку рабочей документации» и строительство железной дороги к Элегестскому месторождению (по маршруту «Кызыл–Курагино»). Это месторождение после строительства дороги, по сути, может стать новым угольным центром страны. Запасы Элегеста — около одного миллиарда тонн угля, причем это сырье качественных марок.

Победителем конкурса на строительство дороги ожидаемо стала структура «Стройгазконсалтинга» — «СГК-транс-стройямал», долю в которой Руслан Байсаров приобрел еще в конце прошлого года, прямо заявляя о том, что делает это ради контроля работы будущего победителя. Консолидация в одних руках и инвестора проекта, и исполнителя строительных работ, похоже, показывает, что перспективы крупнейшей в России новой железной дороги вполне реальны.

Как ни садитесь

Железная дорога «Кызыл–Курагино» — один из самых многострадальных транспортных проектов современной России. Кажется, с ним уже сделали все, что можно для успеха стройки. Еще в 2006 году дорога была признана приоритетным инвестпроектом — тогда государство согласилось финансировать за свой счет 147 километ­ров трассы, а остальные 254 должна была построить «Енисейская промышленная компания» Сергея Пугачева. Позже определились и подрядчики — тоже, в общем, не случайные. Тендер государственного участка выиграла «Стройинновация» (входит в Группу «Сумма»), а подряд ЕПК получило омское НПО «Мостовик».

Но затем у Пугачева начались проб­лемы — обанкротился его Межпромбанк, а затем и успех всего проекта был поставлен под сомнение. К тому времени, правда, было торжественно уложено первое полотно трассы — до сих пор одиноко стоящее в поле около Кызыла. Вскоре после этого в истории появился и Руслан Байсаров, который совместно со своим партнером по Русской медной компании Игорем Алтушкиным договорились с Пугачевым о покупке ЕПК вместе с ее правом на разработку Элегестского месторождения. Но партнеры быстро выяснили, что долговая нагрузка не позволяет реализовать проект — ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. И тогда же было объявлено, что Байсаров в Туве остается и под этот мегапроект организует новую компанию — ТЭПК.

Таким образом, Байсаров быстро оказался де-факто единственной надеждой на то, что тувинский проект «выстрелит». Хотя еще в начале 2013 года казалось, что его заявления — это лишь продолжение бесконечных намерений, которые инвесторы постоянно высказывали все эти годы. Поэтому еще в феврале прошлого года глава Тувы Шолбан Кара-оол в интервью «Эксперту-Сибирь» весьма осторожно говорил: «Сейчас появился бизнесмен Руслан Байсаров. Надеюсь, что он не только как бизнесмен, но и как мужчина слов на ветер бросать не будет. Насколько я знаю, на Кавказе, откуда он родом, слова мужчины ценятся. Надеюсь, что он говорит их не ради блефа».

Один шаг до Индии

И заявления Байсарова, похоже, оказались настоящими. Уже в мае прошлого года ТЭПК получила лицензию на Элегестское месторождение взамен ЕПК. В октябре было подписано соглашение с РЖД, по которому ТЭПК обязалась вывозить 15 млн тонн угля в год с месторождения уже с 2015 года. Наконец, в конце 2013 года Байсаров покупает 30% «СГЕ-транс-стройямал», заявляя, что намерен плотно контролировать будущего подрядчика строительства.

«Стройгазконсалтинг» (структура которого и итоге и будет строить дорогу) долгое время оставался типичным отраслевым игроком. Строил для «Газпрома», в результате чего в кризис увеличил выручку в три раза — до 388 млрд руб­лей. Затем диверсифицировал бизнес за счет контрактов с РЖД и Московским метрополитеном. Словом, это понятная «системная» компания.

Конкурс на строительство был объявлен в марте, последняя дата подачи заявок была поставлена на 14 апреля. По иронии судьбы, именно в этот период заявил о своем банкротстве НПО «Мостовик» (надорвавшийся на олимпийских объектах), которому должен был достаться подряд. По сообщению пресс-службы ТЭПК, в конкурсе участвовало «несколько десятков компаний». Структура «Стройгазконсалтинга» предложила цену в 144,3 млрд руб­лей — это дешевле, чем прежняя цена «Мостовика» (156 млрд руб­лей).

Планируется, что работы начнутся во II квартале 2014 года и завершатся в I квартале 2018 года. В техзадании говорится, что максимальная скорость движения грузовых поездов на трассе должна составить 90 км/ч, пассажирских — 120 км/ч, максимальная масса груженных углем поездов — шесть тысяч тонн. Общая стоимость проекта (дорога плюс месторож­дение) — 217 млрд руб­лей, из которых 163 млрд ТЭПК планирует получить из Фонда нацио­нального благосостояния и в целом программ господдержки.

На этот раз проект близок к реальному запуску как никогда. В сентябре прошлого года о том, что «проект «Кызыл–Курагино» — один из главных приоритетов», заявил глава Минтранса РФ Максим Соколов. А в середине апреля этого года министр обороны Сергей Шойгу и вовсе предложил продлить строящуюся железную дорогу сразу до Индии. «От Кызыла можно было бы идти дальше, через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, а оттуда уже в любую сторону — в Пакистан, в Индию, куда угодно», — заявил он. Как видно, все настроены серьезно.          

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №17 (416) 21 апреля 2014
    Логистика
    Содержание:
    «За чей счет банкет?»

    «Евросиб» стал первым оператором, который построил свой терминал на восточной окраине Ново­сибир­ска, пока осталь­ные только присматривались к этой территории. Об особенностях роста на новой площадке рассказывает исполняющий обязанности директора «Евросиб-Терминал-Новосибирск» Игорь Хмелинин.

    Реклама