Как в старые времена

Русский бизнес
Москва, 28.04.2014
«Эксперт Сибирь» №18-20 (417)
От идеи открыть в Новосибирске первые частные общественные бани до реализации проекта у Дениса Левина ушло пять лет

Все началось в 2008 году, когда накануне экономического кризиса молодой бизнесмен нашел «убитое» двухэтажное здание бывшей тяговой подстанции троллейбусного парка, которое и купил за 6,5 млн руб­лей. Примерно полтора–два года потребовало проектирование и получение технических условий, из которых самое сложное — газификация объекта. Непосредственно строительство продолжалось три года. Левин не стал сносить старое здание, а расширил и реконструировал его. Вместо изначальных 700 кв. м возник объем площадью 1 100 квадратов. «Наверное, лучше было снести старое здание и построить на его месте новое. Это вопрос не экономики, а удобства пространства. Все-таки при проектировании я должен был учитывать существующие несущие конструкции, и это ограничивало возможности», — говорит Левин.

Заведение получило пафосное название «Общественные бани высшего разряда «Паровозовъ». Как объясняет Денис Левин, общественная баня для него не просто бизнес с понятной доходностью и рисками, а любимое хобби, корни которого уходят далеко в детство. «Сколько себя помню, я всегда ходил с отцом в баню. Маленьким сидел в тазике, пока отец парился. Когда подрос, стал ходить самостоятельно, два раза в неделю. Ходил именно в общественные бани, потому что там особый, очень хороший пар, — рассказывает Денис Левин. — Не отказался от общественных бань и когда стал бизнесменом (владеет сетью газовых котельных в Новосибирске. — Ред.). В Москве ходил в «Сандуновские бани», «Краснопресненские бани» или «Очаковские». В столице много хороших бань с русскими традициями, отличной кухней и обслуживанием, где можно совместить приятное с полезным: попариться и обсудить вопросы с деловыми партнерами. Видя, что в Москве общественные бани — это развивающийся бизнес, я решил открыть дело в Новосибирске».

Когда все равны

При открытии банного бизнеса предприниматель ориентировался на опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на наличие в Новосибирске одиннадцати муниципальных бань (сеть МБУ банное хозяйство «Сибирячка») и почти трех сотен саун, по словам Дениса Левина, ниша общественных бань оказалась свободной. «Муниципальные бани могут предложить лишь пар, который порой весьма хорош, но обслуживание и сервис там далеко не на высшем уровне. Сауна же вообще особый вид отдыха, другая культура и атмосфера. Да и пар там хуже», — подчеркивает предприниматель.

Выбор названия «Паровозовъ» для своих бань Денис Левин объясняет известной каждому новосибирцу историей возникновения города, начало которому дал железнодорожный мост через Обь. «Мы с архитектором решили обыграть тему паровоза как в фасаде здания, так и во внутренних помещениях. Причем именно дореволюционного поезда, с аутентичной фурнитурой. Более того, наши гости пьют чай, держа в руках настоящие железнодорожные подстаканники», — улыбается бизнесмен.

В общественных банях «Паровозовъ» два отделения — мужское на первом этаже на 44 места и женское — на втором (38 мест). Каждое отделение оборудовано раздевалкой с кабинками для вещей, обеденным залом с мягкими кожаными сидениями, общей помывочной комнатой с мраморными скамьями и двумя парными: с мягким паром (75–80 градусов) и паром пожестче — 100–110 градусов. Индивидуальные печи для парилок «Паровозова» разработала новосибирская компания «Теплодар». Печи-каменки заполнены чугунными шишками, работают на газовых горелках, что позволяет точно регулировать температурный режим и минимизировать сжигание кислорода в парных помещениях. «Мы долго тестировали эти печи, стараясь довести их работу до совершенства. Получилось. Сейчас «Теплодар» запустил эти печи в серийное производство», — подчеркивает Левин. Рядом с парными установлена купель, а на заднем дворе — небольшой деревянный бассейн, который особой популярностью посетителей пользовался на крещения, тем более что его освятил священник. Собственная автоматизированная газовая котельная бани решает проблему отсутствия горячей воды в период плановых летних отключений, а прачечная гарантирует чистоту банных принадлежностей — простыней, полотенец, халатов, которые посетители могут взять в прокат.

По словам Дениса Левина, мужчин в баню ходит в разы больше, чем женщин. Пропорция примерно шесть к одному. «Мы, конечно, знали, что женщин будет меньше, но не думали, что соотношение будет настолько разительным. Чтобы загрузить бани в воскресные дни, мы скорректировали работу отделений, забрав у женщин выходной день в пользу мужчин. Это позволило получить хорошую заполняемость женского отделения в субботу и отличную посещаемость бань — в воскресенье. Чтобы снизить диспропорцию гендерного спроса, мы ввели безлимитное посещение для женщин. Если мужчина платит минимум за два часа, а потом имеет возможность продлить время пребывания в банях, то женщина платит только за вход и может находиться в бане столько, сколько захочет», — рассказывает предприниматель. Есть преференции и для детей — до 12 лет вход в «Паровозовъ» бесплатный. Таким образом Денис Левин рассчитывает возродить утраченную традицию ходить в общественные бани вместе с детьми.

Предприниматель затруднился дать усредненный портрет своего гостя. В его бани ходят и молодые и пожилые, люди среднего достатка и обеспеченные предприниматели, высокопоставленные граж­данские чиновники и люди в погонах. «Поговорка «В бане все равны» работает и у нас. Это же относится и к женщинам. Много приходит молодых и среднего возраста. Бывает, мужчины провозят своих пожилых мам», — делится наблюдениями Денис Левин. По собственной статистике, 93 процента посещений — повторные. Большинство — постоянные гости.

Время пребывания посетителей в банях фиксирует специальный электронный чип на тканевых браслетах, которые каждый гость получает на входе. Также этот умный электронный механизм служит ключом к индивидуальной кабинке и платежным инструментам в ресторане. Расчет за все банные услуги — на выходе.

Главное — чистота

В штате «Паровозова» около 40 человек. Это банщики, повара, официанты, уборщицы, административные кадры. «Как это ни покажется странным, но одними из важнейших наших сотрудников являются уборщицы. Как и в советских банях — это пожилые женщины, которые, не обращая внимания на голых мужчин, делают свою работу. Это нормально, мужчин они не смущают. А чистоте мы уделяем огромное внимание. Это и подбор чистящих средств, и периодичность уборки. Для бани гигиена — не праздный вопрос», — подчеркивает Денис Левин.

Большое внимание Левин уделяет питанию своих гостей. В банях полноценный ресторан, повара которого готовят практически все, что представлено в меню, разве что за исключением вяленой рыбы. Это и квас, и морс, и закуски, и вторые блюда. «Задача — сделать все по-домашнему. Я лично проверяю все закупки, контролируя каждый шаг. Прак­тически ежедневно я заезжаю на кухню и пробую, как посолили селедку или красную рыбу и каков квас», — говорит бизнесмен.

Темпами развития банного бизнеса Денис Левин вполне доволен. Финансовые показатели находятся ровно посередине между цифрами, заложенными в пессимистический и оптимистический прогнозы бизнес-плана. Средняя заполняемость заведения — 20–25 процентов. «На этом этапе — это нормально. Такое заведение, как бани, должно раскручиваться годами. Мы ведь, по сути, начали возрождать банную культуру в Новосибирске. Рано или поздно это принесет свои плоды», — уверен Левин.

Калькулятор

Посещение бань «Паровозов» оплачивается минимум за два часа: в будни с 11:00 до 14:00 — 350 руб­лей, с 14:00 до 17:00 — 550 руб­лей, с 17:00 до 23:00 и весь день в выходные и праздники — 750 руб­лей. Последующее время тарифицируется через каждые 15 минут. Для сравнения час пребывания в муниципальных общественных банях стоит 170 руб­лей (пенсионеры платят 85 руб­лей), в трехместной сауне ценник начинается от 500 руб­лей за час. Дополнительно в «Паровозове» можно купить услуги персо­нального банщика (от 600 до 750 руб­лей) и массажиста (от 300 до 1 200 руб­лей) воспользоваться прачечной и приобрести банные принадлежности. Простыня и тапочки в прокат — по 50 руб­лей, халат — 60 руб­лей, веник — 200 руб­лей. Есть услуга банного депозитария, когда посетителю за 500 руб­лей в месяц предоставляется право хранения в «Паровозове» любых банных принадлежностей. При этом сколько бы человек ни приходило в баню, их вещи будут постираны, выглажены и продезинфицированы. Ценник в ресторане таков: салаты — от 85 до 290 руб­лей, пивные закуски — от 100 до 640 руб­лей, горячие блюда — от 150 до 500 руб­лей.

Сейчас бани посещает от 60 до 175 человек в день: в будни — меньше, в выходные дни — больше. Левин ожидает снижение спроса в летние месяцы, когда горожане предпочитают отдыхать на дачах и париться в собственных банях. Но оно должно быть небольшим, учитывая уникальность предложения, считает бизнесмен. Фонд оплаты труда компании составляет 1,35 млн руб­лей, средняя зарплата — около 30 тысяч руб­лей. Исходя из сегодняшней заполняемости бань, срок окупаемости своего бизнеса Денис Левин оценил в семь–восемь лет. «Естественно, я рассчитываю, что посещаемость будет расти, тогда, конечно, сроки доходности сократятся», — объясняет предприниматель. Решению этой задачи будет способствовать масштабная рекламная кампания. Во всяком случае, старт банного дела «высшего разряда» незамеченным не остался: в центре города появились многочисленные растяжки, призывающие посетить общественные бани «Паровозовъ». Следующую массированную рекламную кампанию Левин планирует запустить к началу нового банного сезона — в конце сентября или начале октября.

Планы

В ближайший месяц Денис Левин планирует установить на территории бань два стационарных бассейна с холодной и горячей водой. Как он говорит, это просьба посетителей, сам он в них необходимости не видел. Также появится летнее кафе. В более отдаленной перспективе Левин планирует открыть в Новосибирске еще одни общественные бани, а также продавать франшизу. «Этот бизнес очень тонкий, с массой нюансов. Для новичка и дилетанта он точно не подходит. Ко мне приезжали ребята из Барнаула, Томска, других сибирских городов, говорят, хотят создать банный бизнес, приглашают в партнеры. Так что буду смотреть, делиться опытом», — говорит Левин. 

У партнеров

    Реклама