Связанные одной целью

Русский бизнес
Москва, 28.04.2014
«Эксперт Сибирь» №18-20 (417)

Все началось в 2012 году, когда Томская область представила на федеральный конкурс заявки по двум кластерам. Первый назывался «Фармацевтика и медицинская техника», второй — «Информационные технологии и силовая электроника». Комиссия решила, что два кластера от одного региона — многовато, и решила поддержать объединенный кластер, который получил название «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии». Как бы там ни было, Томская область вошла в список первых 14 одобренных регио­нальных кластеров из 94 заявленных на конкурс. По большому счету, объединение произошло «сверху», хотя было понятно, что у «низов» уже давно существует совместная цепочка ценностей, внутреннее распределение ресурсов и так называемого неявного знания — всех признаков дееспособного кластера.

В прошлом году на развитие территориального кластера Томской области из федерального бюджета было выделено 46 млн руб­лей. Невесть что, но и такой помощи находится применение. Юридически кластер оформился в сентябре прошлого года и сегодня включает более 90 организаций. В кластер входят ведущие университеты, одиннадцать томских НИИ, множество инновационных фирм и предприятий, работающих на стыке медицинских, информационных и биотехнологий. Якорные предприятия — «Фармстандарт-Томскхимфарм», НПО «Вирион», компания «Сологран Сан», НИИ полупроводниковых приборов, компании «Электропульс» и «Фрэнсис медикал».

Обновленное видение

Во многом появление такого кластера в Томске обязано технологической платформе «Медицина будущего», под эгидой которой медицинские учреждения и предприятия начали консолидироваться намного раньше, чем этот процесс был закреплен документально. Затем появилась программа развития кластера до 2016 года, а сейчас речь идет о разработке стратегических направлений фармацевтической и медицинской промышленности до 2025 года. Горизонты расширяются. Большую роль в создании томского кластера помимо технологической платформы сыграла и серьезная научная база, которая в сочетании с промышленным потенциалом начала давать поразительные результаты. Так деятельность НИИ фармакологии, онкологии, кардиологии, медицинской генетики, микрохирургии, института физики прочности и материаловедения, который разработал целое направление по новым медицинским материалам, успешно идет в ногу с работой крупных медицинских компаний «Микрогнен» и «Фармстандарт»

«Во многом благодаря этому и рождаются такие проекты, как создание на базе НИИ фармакологии центра превосходства — научного подразделения по созданию инновационных лекарственных средств, — говорит заместитель начальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Владимир Филатов. — Одновременно планируется развитие производства на НПО «Вирион», в который большие средства вкладывает «Микроген». Большие инвестиции идут на развитие производства по стандартам GMP на «Томскхимфарме». На реконструкцию уже суммарно потрачено более 300 млн руб­лей».

Собственно, стратегия развития кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» должна показать в первую очередь самой области, каких высот можно добиться, используя кластерные механизмы. Например, сегодня уже очевидно, что в рамках томского кластера успешно функционирует такое направление, как медицинское приборостроение. Инструменты для электрохирургии — одного из направлений в этом секторе — активно производят томские компании НПО «Никор» и «Фрэнсис Медикал», а также еще несколько более скромных по масштабу производства фирм. Основная цель создания и развития инновационного кластера предполагает наличие межотраслевой научной и производственной интеграции томских организаций в области фармацевтики и медицинской техники для создания высокотехнологичных производств по выпуску инновационной продукции. Предполагаемые объемы производства предприятий кластера в 2014 году оцениваются в 6,7 млрд руб­лей. К 2025 году этот показатель должен достигнуть 18,2 млрд. В основном за счет развития новых фармацевтических производств. Одно из них, например, реализует компания «Солагран Сан», которая выиграла один миллиард в федеральном конкурсе и готовится к открытию своего проекта в томской особой экономической зоне.

Кластер как инструмент

«Кластеры — тема действительно злобо­дневная, — говорит директор центра кластерного развития Томской области Денис Таранов. — Пока мы разделялись на отдельные бизнес-единицы, весь мир кооперировался. И кластер — это наша возможность скооперироваться, но на основе добровольного соглашения друг с другом. Речь о том, что все инновационное пространство, которое здесь создано, — это повод разговаривать с инвесторами. С той же Pfizer, например. Они принимают решение о вхож­дении на территорию не на основании наличия одной компании, а на основании всего, что здесь создано. Это и есть кластер, когда мы можем показать свои возможности в совокупности. Мы прошли достаточно сложный путь, но сегодня имеем готовую модель создания кластеров в Томской области и хотим этот опыт перенести на другие отрасли».

Совокупность компетенций различных структур действительно рождает то самое кластерное обаяние, которого трудно избежать инвестору. «Микроген», например, благодаря этому фактору построил на «Вирионе» новую площадку. Руководство «Фармстандарта» приняло решение о начале модернизации «Томскхимфарма», учитывая, что в Томске есть соответствующая среда для развития производства. Фактически в Томске выстроилась полная цепочка развития фармацевтической индустрии — «рождение молекулы», доклинические, клинические исследования, сертификация, появление опытных образцов и масштабного производства.

«Нельзя представлять кластер как некое формальное образование, — подчеркивает глава областного департамента по науке и инновационной политике Андрей Макасеев. — Скорее, это сообщество различных структур, предприятий, организаций, для которых в той или иной степени полезно такое объединение. Даже когда кластер сформирован, он постоянно обновляется. Судите сами, в сентябре 2013 года в составе фармкластера было 47 участников, к новому году их количество достигло восьмидесяти, а сегодня уже новые организации заявляют о своем желании войти в это объединение, чтобы решать свои задачи, реализовывать собственные проекты».

Первый крупный кластерный проект, находящийся на стыке медицины и информационных технологий, реализуется на базе Сибирского государственного мед­университета (СибГМУ). Речь идет о создании центра трансляционной медицины, для которого выбраны три приоритетных направления развития: персонализированная медицина, регенеративная медицина и фармацевтика. Проект оценивается в два миллиарда руб­лей и является самым внушительным для кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии».

Одним из ключевых в кластере является проект реконструкции и технического перевооружения НИИ фармакологии СО РАМН. Цель проекта — создание «Инновационного внедренческого центра по разработке лекарственных средств». Стоимость — 1,38 млрд руб­лей. Это федеральные средства, предоставляемые в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

«Кластер — это инструмент переноса новых технологий на производственные площадки конкретного региона, от него мы должны получить эффект в регио­нальной экономике. Значит, в нем должны участвовать не просто стартапы, а крупные компании, — считает председатель технологической платформы «Медицина будущего», заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова. — Оказалось, в России не так много территорий, где есть одновременно и научные разработки, и крупные партнеры — промышленные, приборостроительные, материаловедческие. Сильным аргументом в пользу томского кластера стало то, что у нас есть фармацевтика, ряд биомедицинских предприятий с приличным объемом производства, медицинское приборостроение, самое современное материаловедение. Благодаря платформе «Медицина будущего» в Томске был сформирован и пул разработок, уже сегодня понятных России. И самое главное — между ключевыми игроками уже сложились крепкие горизонтальные связи».

У партнеров

    Реклама