ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Свежий взгляд на знакомые дали

2014

Аэропорт Томск начинает работать с ближним зарубежьем и планирует расширить межрегиональную маршрутную сеть. Последняя — приоритет в работе нового руководства аэропорта

Планы томского аэропорта с некоторых пор не отличаются провинциальной скромностью. Во многом благодаря этому аэропорт в прошлом году получил статус международного, а томичи — возможность летать за рубеж. Но главная идея последних лет — связать Томск воздушным сообщением с основными городами Сибири и ключевыми хабами страны — все еще витает в воздухе, хотя порой уже в буквальном, реализованном смысле. На карте появляется все больше пунктов, куда из Томска без проблем можно добраться самолетом. И, как показывает статистика, число пассажиров на внутренних и зарубежных авиалиниях неумолимо растет.

Обозревая окрестности

Количество межрегио­нальных рейсов из Томска сегодня можно пересчитать по пальцам. Так, например, испытывающая периодические финансовые трудности авиакомпания «Томск авиа» тем не менее целиком обслуживает пассажирские перевозки в Стрежевой (нефтяной Север Томской области), а также выполняет субсидируемые полеты в Новосибирск и Красноярск. Работающие сейчас в Томске компании «КАТЭК­АВИА» и «Таймыр» также летают в Красноярск и, кроме того, — в Сургут. «КАТЭК­АВИА» плюс ко всему выполняет рейсы в Нижневартовск. Буквально пару недель назад на томский рынок зашла и «Крас­авиа», которая теперь летает в Абакан на небольших чешских самолетах L-410. Маршрут пока можно назвать «пилотным», но, по информации компании, самолеты на всех рейсах заполнены, что, очевидно, вызвано относительно невысокой ценой на билеты. Этот рейс на 50% субсидирует федеральный бюджет, по 25% выделяют Томская область и Республика Хакасия.

Пожалуй, на этом география межрегио­нальных перевозок из Томска пока исчерпывается. Тем не менее директор аэропорта Томск Роман Фроленко отмечает, что его предприятие будет активно расширять маршрутную сеть. «В текущем году мы планируем запустить рейсы в Барнаул, Иркутск, возможно, в Екатеринбург, и вообще будем восстанавливать в основном межрегио­нальные перевозки, — рассказывал он. — Кроме этого, мы рассматриваем возможность полетов до Улан-Удэ, поскольку там очень приличный пассажиропоток в сторону Томска. И здесь есть два варианта — либо через Иркутск, либо через Красноярск, поскольку запустить прямой рейс из Томска довольно сложно. Сейчас нет прямых рейсов на Барнаул и Горно-Алтайск, но туда можно улететь через Новосибирск. Дело в том, что попытка компании «Томск авиа» полететь в Горно-Алтайск напрямую показала крайне низкую загрузку. Рейс, конечно, можно восстановить (есть предложение от «Красавиа»), но только при наличии субсидий».Что касается летних направлений, то Сочи и Анапу взяли на себя «Оренбургские авиалинии» и «Алроса». Вопрос по полетам в Крым пока открыт. «Пока решение не найдено. Томск заявлен в программу субсидирования, но основная проблема — с воздушными судами, потому что у всех авиакомпаний практически сверстаны летние программы, и найти какие-то дополнительные суда трудно», — сказал Фроленко.Основным глобальным направлением для Томска остается Москва. По московским потокам томские специалисты получают информацию о том, куда пассажиры летят дальше, какие города являются их конечной целью. На основе этих данных планируется формировать предложения по новым рейсам. «Сейчас на московском направлении представлены все ведущие авиакомпании — «Трансаэро», «Аэрофлот», S7, «ЮТэйр», — говорит Роман Фроленко. — С 1 июня «Аэрофлот» добавляет еще один утренний рейс в Москву. Если возникнет потребность, мы можем в любой момент увеличить количество мест до столицы. Кроме этого, в июне вновь открывается рейс на Санкт-Петербург — два раза в неделю. Мы на­деемся, что этот рейс будет круглогодичным, поскольку в Петербург из Томска летает довольно большое число пассажиров, но пока только через Москву».

Общая схема, которую выстроили томичи, понятна — два крупных аэропортовых хаба в Новосибирске и Красноярске позволяют пассажиру из Томска с наименьшими неудобствами улететь туда, куда прямой дороги из Томска нет. Но если такой полет можно сделать без стыковки — тогда это идеальный случай. Отсюда и следующая задача аэропорта Томск — войти в опорную сеть Сибири, чего невозможно достичь без акцента именно на межрегио­нальные перевозки. При этом, как показывает статистика, именно они сегодня дают наибольший рост пассажиропотока.

Сегодня все мы пассажиры

Если переходить от частного к общему, то надо отметить, что в первом квартале 2014 года все семь аэропортов, входящих в группу «Новапорт» (кроме Томска, в Сибири группа управляет аэрогаванями Новосибирска, Барнаула и Читы), показали рост пассажиропотока. Но самое удивительное, что больше всего этот показатель увеличился именно в аэропорту Томска. За указанный период там было обслужено 103 657 человек, что на 17,8% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за указанный период у крупнейшего аэропорта Сибири — новосибирского Толмачево — этот показатель вырос на 9,2%. За первые три месяца нынешнего года количество самолето-вылетов из Томска увеличилось на 11,5%, до 890 взлетно-посадочных операций. Количество пассажиров на внутренних воздушных линиях увеличилось на 3,8% и составило 91 311 человек. На международных направлениях, которые открылись только в мае 2013 года, аэропорт Томск обслужил 12 346 пассажиров.

С одной стороны, это говорит о том, что люди готовы летать и платить за перелет, если им это удобно (небольшое время между стыковками и так далее). С другой стороны, по мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, рост спроса на российские направления связан главным образом с оттоком пассажиров с железнодорожного транспорта. «После введения так называемого динамического ценообразования (новые правила расчета цен на железнодорожные билеты, которые предусматривают рост тарифа по мере заполнения мест в поезде и в случае высокого спроса на конкретную дату) число пассажиров в поездах снизилось на 9,3% — почти на 750 тысяч человек. Значительная часть этих пассажиров пересела в самолеты», — считает эксперт.

Аэропортам и перевозчикам «железнодорожный» фактор только на руку, но в любом случае он заставляет подумать о качестве пассажиропотока — не пересядут ли нынешние клиенты завтра обратно в поезда? Другой момент — увеличение интенсивности взлетно-посадочных операций заставляет, в частности, аэропорт Томск снова говорить о реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП). Новый глава томского аэропорта рассчитывает полностью реконструировать ВПП летом 2015 года. «Идет работа в рамках федеральной целевой программы и, надеюсь, что к лету этого года работу закончим, и в этом же году — осенью-зимой — начнем закупать материалы. Надеюсь, за лето следующего года успеем провести реконструкцию полосы, — пояснил Роман Фроленко. — Увеличивать, расширять ВПП мы не собираемся, нам важно обновить полосу, чтобы она еще долгое время была в нормальном состоянии». Реконструкция полосы в настоящее время оценивается в 650 млн руб­лей. В дальнейшем руководство аэровокзала надеется реконструировать весь аэродромный комплекс (перрон, рулежные дорожки и т. д.). Стоимость этих работ оценивается уже в 2,5 млрд руб­лей. Но, очевидно, такова цена успеха в битве за пассажира. Все аэропорты хотят, чтобы «он хорошо взлетел и крайне удачно сел». И за пассажиром — последнее слово.

Азиатский гамбит

Еще одной стратегической задачей томского аэропорта остается создание постоянного воздушного сообщения с дальним зарубежьем, со странами СНГ, в частности с Казахстаном. Дело в том, что к томским вузам у казахских абитуриентов — исторически сложившийся большой интерес. На настоящий момент в Томске учится около 4,5 тыс. студентов из соседнего государства. Республика входит в пятерку стран, с которыми Томская область имеет самый большой внешний товарооборот. Томское бизнес-сообщество все теснее сотрудничает с казахскими партнерами, развиваются научные связи — особенно в сфере биотехнологий и здравоохранении. Одним словом, Казахстан всегда был интересен Томску, и наоборот.

Учитывая все это, казахская авиакомпания SCAT в июне нынешнего года решила открыть регулярный рейс по маршруту Астана–Томск–Астана. Рейс будет выполняться раз в неделю на 50-местном реактивном самолете Bombardier CRJ 200, а стоимость билета из Томска до Астаны составит 5 500 руб­лей, что вполне может определить высокий спрос на этом направлении. «Мы долгое время изучали логистику — как попасть в Томск из городов Казахстана. Оказалось, с большими сложностями. Лично мне пришлось вылететь из Шымкента в Алматы, из Алматы в Новосибирск и только оттуда в Томск, — рассказал коммерческий директор авиакомпании SCAT Николай Буряков. — Мы организовали стыковки, то есть из Томска сейчас через Астану с удобным временем разлета можно будет вылететь в Алматы, Шымкент и Атырау. Это крупнейшие города республики». Раньше из Томска до Астаны можно было добраться либо по железной дороге (более двух дней в пути) — и то с пересадкой, либо на автобусе (более суток). Перелет занимает чуть менее двух часов. Первый результат работы томичей со странами ближнего зарубежья позволяет рассчитывать на развитие успеха. «Это действительно первый шаг в сторону регулярных международных рейсов. Регулярные рейсы по СНГ мы начинаем с Казахстана, — говорит Роман Фроленко. — Направление очень перспективное. А мы сегодня уже нацелены на Узбекистан и Киргизию. Осенью, возможно, будут открыты какие-то из этих направлений». Выход на Астану для Томска в перспективе может означать не только стыковки с другими городами Казахстана. Отсюда можно наладить удобное сообщение на соседние республики — те же Киргизию и Узбекистан (от Шымкента до Ташкента всего 100 км на автобусе), а в перспективе — и на дальнее зарубежье. Конкуренцию Москве в этом смысле Астана вряд ли составит, но определенную часть пассажиров, заинтересованных в посещении азиатских стран и даже европейских, она может переориентировать. В итоге все будет зависеть от спроса. Компания SCAT предполагает стимулировать различными тарифами, например, для молодежи. Ими могли бы воспользоваться многочисленные студенты из Казахстана, обучающиеся в Томске. В любом случае выход на Астану может стать не только «началом большой дружбы», но и реальной предпосылкой создания азиатского мини-хаба для Томска. Очевидно, это вопрос не такого уже отдаленного будущего.           

«Эксперт Сибирь» №21 (418)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама