Девять оттенков будущего

Общество
Москва, 30.06.2014
«Эксперт Сибирь» №27 (424)
На берегу Оби стартует четвертый молодежный форум «Томский коллайдер»

Комары, лесные пожары, летний зной и ночной холод, как показывает практика, не могут помешать работе молодежного форума «Томский коллайдер». Ставшее традиционным мероприятие с бюджетом семь миллионов руб­лей в этом году открылся 30 июня на одной из баз отдыха в поселке Киреевск (Томский район). Две смены участников, распределенные по интересам, будут до середины июля работать над проектами, призванными изменить мир (а в менее глобальной проекции — Томск) к лучшему. Во всех аспектах.

Нынешним летом форум соберет на берегу Оби пятьсот самых активных и талантливых молодых людей Томской области (около 70% участников приедут на форум из районов региона). Здесь встретятся молодые предприниматели, авторы и руководители социальных, творческих, исследовательских проектов, журналисты, менеджеры и инноваторы. За каждую из двух недельных смен участники смогут пообщаться с экспертами, посетить мастер-классы и тренинги, чтобы в конечном итоге разработать собственный проект. Самым продвинутым удастся встретиться с потенциальными инвесторами и партнерами прямо здесь — на форуме. На этот раз «Томский коллайдер» будет работать в новом формате — по девяти направлениям, среди которых, например, «Творчество», «IT и робототехника», «Предпринимательство», «Студенческое и ученическое самоуправление», а также несколько экзотические «Карьера в ЖКХ», «Учитель будущего», «Библиотекарь будущего» и др. Основная же цель остается прежней — дать талантливой молодежи возможность реализовать себя сначала на «Коллайдере», а потом в свободном плавании (см. «Жизнь после коллайдера» в «Эксперте-Сибирь» № 32 за 2012 год).

Кто я? Что делать?

Формальный старт «Томскому коллайдеру-2014» дала промо-акция на Новособорной площади Томска — в центре города. По заверениям организаторов форума, она носила совсем не ознакомительный характер, а скорее была направлена на привлечение большего количества участников. Организаторы установили на площади современное чудо — 3D-прин­теры, на которых печатали всем желающим небольшие сувениры.

Надо отметить, что в прошлом году «Томский коллайдер» впервые перерос летние рамки. Первая зимняя сессия молодежного форума прошла в минувшем декабре на базе отдыха «Томь» под Томском. На сессию собрались 80 участников, которые представили более 50 социальных и бизнес-проектов. 18 проектов вышли в финал на инвестиционную сессию — и это притом, что рамки зимнего форума были весьма жесткими: участникам предоставлялись лишь два дня и одна ночь на доработку проектов вместе с экспертами, среди которых были известные молодые предприниматели, специалисты по социальной франшизе, современному бизнес-инструментарию повышения эффективности, облачным технологиям, landing page, seo-оптимизации, контекстной рекламе и т.д. Результаты оказались весьма неплохими, хотя понятно, что летний «Коллайдер» в этом смысле перепрыгнуть сложно. Все-таки он дает участникам больше времени на размышления. Отпущенная на подготовку неделя — срок хотя и не великий, но вполне достаточный для того, чтобы продумать и представить взыскательному жюри готовый проект.

«В этом году намечается много нового. Будет девять направлений, руководителями которых стали лидеры из местной молодежной среды, — говорит заместитель начальника областного департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Евгений Дорошенко. — В качестве новшества решили сделать разделение заездов. В первую смену на «Коллайдер» попадают школьники и учащиеся сузов, а во вторую — студенты Томска и работающая молодежь. Кроме этого, в нынешнем году по договоренности с фестивалем «Золотой Витязь», который проходил в Томске, мы открываем на форуме киноклуб. Там будем показывать в вечернее время фестивальные ленты и обсуждать их. В этом году на форуме также присутствует Пушкинская библиотека, будет много книг. Как показывает опыт, в библиотечной секции не только читают, но общаются, пользуются Интернетом и т.д».

Помимо прочего, в этом году у «Томского коллайдера» появился базовый партнер — Томский государственный университет (ТГУ). Университету в лагере выделен отдельный шатер, где можно будет получить необходимую консультацию. По просьбе организаторов ТГУ сформулировал темы, которые молодые люди могут проработать на площадке форума, чтобы затем получить поддержку проекта уже в университете. В целом, как отмечает Евгений Дорошенко, сотрудничество с томскими бизнес-инкубаторами сделало доступным использование 3D-принтеров и плоттеров, заметно улучшилась инфраструктура лагеря, появились сцена, библиотека, штатное радио, новое административное здание.

«Коллайдер в этом году подходит под лозунгом «Кто я и что мне делать?», — говорит программный директор форума Олег Козубенко. — Программа состоит из двух основных блоков. Первый — образовательный, направлен на конструирование идентичности, призван озадачить человека и дать ему понять, что делать. Этот блок работает над проблемой самопознания. Отсюда такие темы, как логика, критическое и системное мышление, логико-психологические основы общения и т.д. Второй блок — экспертный, он направлен на то, чтобы дать каждому участнику лучшие компетенции. Учитель будущего и библиотекарь будущего — это собственно заказ от некоммерческих ассоциаций, которые готовы предоставить для этих целей своих экспертов. Например, свое сотрудничество нам предложила ассоциация молодых учителей, заинтересованная в создании модели будущего учителя, который выстраивает новые коммуникации с учащимися. Направление «Карьера в ЖКХ» тоже родилось из потребностей нынешнего дня. Эта смена направлена на воспитание ответственного жильца и формирование общественного контроля в сфере ЖКХ. То есть каждое направление — это ответ на вызов времени, на то, что необходимо сегодня. Из тех инноваций, которые пока не удается реализовать, остается семейное направление. Но мы не оставляем идею провести смену для семейных людей».

Многие выпускники «Коллайдера» работают в статусе успешного бизнеса 027_expert-sibir_27.jpg
Многие выпускники «Коллайдера» работают в статусе успешного бизнеса

Социальный акцент

Как отмечают организаторы, нынешний «Коллайдер» будет носить более выраженный социальный характер. Это не значит, что бизнес-проектов или коммерческих идей будут избегать, просто вся логика нынешнего форума заострена именно на творческих и социальных инициативах. Это видно и по списку приглашенных экспертов, среди которых, например, общественный деятель и руководитель социальных проектов в Москве Александр Гезалов, известный томский скульп­тор Леонтий Усов, один из организаторов акции «Бессмертный полк» Сергей Колотовкин и др.

Сегодняшний тренд таков, что руководителями смен на «Коллайдере» становятся вчерашние его участники из числа успешных и состоявшихся организаторов. В этом году две смены «Творчество» возглавят координатор проекта «Интерактивный арт-фестиваль Street Vision» Ирина Махнева и автор проекта круглосуточной библиотеки «Зеленая лампа» Евгения Нестеренко. Оба проекта в свое время прошли через «Томский коллайдер» и сегодня успешно реализуются в Томске. «На «Коллайдере» мы сформировали команду, которая позволила проекту Street Vision выйти на новый уровень и сделать его межрегио­нальным, а фактически — всероссийским, — говорит Ирина Махнева. — Если в прошлом году я была просто участником форума, то теперь я руководитель смены. Возможно, у нас получится собрать новую команду и сделать какой-то свежий проект для города».

Одним из показательных состоявшихся социальных проектов форума можно назвать велопробег по памятным местам ГУЛАГа в Якутии «Дорогами памяти», победивший на «Коллайдере» в прошлом году. Руководитель проекта Иоанн Чечнев вместе с единомышленниками задумал провести историко-краеведческую экспедицию протяженностью 3,8 тыс. км, из них 1 тыс. км — за полярным кругом. «На «Коллайдере» удалось познакомиться с огромным количеством людей, которые затем стали участниками нашего проекта, — говорит Чечнев. — 1 февраля 2014 года в городе Нерюнгри был дан старт экспедиции, которая продлилась 76 дней при средней температуре воздуха 55оС».

«По итогам каждого лагеря делается сборник проектов «Томского коллайдера», — говорит Евгений Дорошенко. — Многие ребята уже действуют автономно, многие теперь работают в другом статусе. Раз в год мы обзваниваем всех участников и узнаем, что у них изменилось». Измениться, кстати, может многое. Так, скромный некоммерческий проект небольшой частной библиотеки «Зеленая лампа» уже после форума получил грант, что позволило найти помещение и начать реальную работу. Совсем недавно открылся для посетителей еще один успешный проект Blackvist — площадка невизуального восприятия, интерактивное путешествие в кромешной темноте. Здесь посетителям предлагают, ничего не видя, передвигаться по инсталляционным комнатам. Необходимо, пользуясь лишь четырьмя органами чувств, найти дорогу и понять, что тебя окружает. Говорят, количество желающих поучаствовать в таком путешествии уже перевалило за тысячу человек. При входной цене билета в 250 руб­лей можно сказать, что стартап состоялся.

Были, конечно, и будут на «Коллайдере» чисто коммерческие проекты. Как уже говорилось, никто их не игнорирует. Например, хорошее развитие получила идея изготовления бескаркасной мебели. Авторы начали производить кресла-мешки, но после форума проект неожиданно вырос. Организаторы купили оборудование и начали поставлять для других компаний наполнитель для мебели — полистирол, — доведя обороты своей компании до миллионов руб­лей. Пример, может быть, не такой показательный, но вполне в духе «Коллайдера». Чаще, конечно, бывает так, что проекты с яркой коммерческой составляющей получают затем гранты от различных фондов на развитие бизнеса. И, в частности, от фонда Бортника. «Здесь нет противоречий, — говорит Евгений Дорошенко. — Если человек начинает предоставлять качественную услугу, она становится бизнесом. На «Коллайдере», конечно, будет больше социальных проектов, но будет и линия по социальному предпринимательству, где начнем учить молодых людей тому, как сделать свою работу самоокупаемой. Это можно назвать коммерциализацией социального проекта».            

У партнеров

    Реклама