Отлить в металле

Общество
Москва, 30.06.2014
«Эксперт Сибирь» №27 (424)
В Кемерове последние десять лет работает система передвижных туалетов, которая успешно справляется с удовлетворением естественных потребностей человека

Фото: Георгий Шишкин

Бесплатные общественные туалеты — непозволительная роскошь для городских пространств в Сибири. В том же Новосибирске их практически не осталось, а платные заведения в парках и местах большого скопления людей зачастую стоят закрытыми на ключ. В результате поход по нужде каждый раз превращается либо в увлекательное приключение, либо финиширует в любых более или менее зеленых зарослях. Поэтому опыт, наработанный в Кемерово, представляется весьма интересным. В этом 500-тысячном городе, по данным управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Кемерова, действует более 40 туалетов, не присоединенных к системе канализации. И это — блестящий показатель! Расставляются туалеты в местах массовых гуляний, например на Притомской набережной, площади Советов и в Парке Победы, на крупных магистралях города и вблизи железнодорожного и автобусного вокзалов. Работают они с апреля и до октября для предотвращения размораживания системы канализации.

С виду туалеты в Кемерово выглядят просто и даже неказисто: кабинка на небольшой возвышенности, под которую спрятан бак для отходов. Над кабинкой находится трехкубовый резервуар с водой, для мытья рук и слива. Кабинки бывают как двух-, так и четырехместные. Внутри: раковина и унитаз вагонного типа — такие можно было не так давно встретить в поездах, а также мыло и туалетная бумага. Разработкой и производством туалетов еще в начале 2000-х занимался Кемеровский авторемонтный завод (КАРЗ), обслуживание туалетной системы сейчас лежит на плечах муниципального предприятия «Спецавтохозяйство», которое из года в год выигрывает конкурс на осуществление подобных работ.

Средство от лихорадки

КАРЗ, когда-то крупный завод, занимавшийся ремонтом сельскохозяйственных машин, ГАЗов и двигателей, ныне почил в бозе. На его площадях начал работать ООО «Кемеровский завод металлоконструкций» (КЗМК), благо, что Виктор Гарченко как бывший директор КАРЗа смог сохранить за новорожденным заводом большую часть из имевшейся территории — 3,9 из 7 гектаров. Коллектив у КЗМК — тоже «карзовский». По словам Гарченко, у станков на заводских участках народ работает по два–три десятка лет, а до недавнего времени трудились тут и такие люди, как, например, бывший начальник планового отдела Людмила Попова, пришедшие на КАРЗ в год его открытия — в 1968 году.

Сам Виктор Гарченко пришел в КАРЗ в 1978 году, по распределению — сразу после окончания Новосибирского сельскохозяйственного института. С должности мастера дошел до директора. С начала 2000-х КАРЗ стало лихорадить. Когда-то здесь выполняли по пять тысяч капитальных ремонтов машин в год, но 15 лет назад золотые времена закончились, и завод был вынужден цепляться за любой контракт. «Одно время пытались делать детские городки — было несколько заказов от муниципалитета. Но дальше в эту тему не пошли, потому что там доминируют несколько предприятий, которые оснащены оборудованием, а нам с нуля начинать было несподручно. Там нужны соответствующие пресс-формы и большие термопласт-автоматы, потому как сейчас детские площадки делают из пластика, а мы фактически вручную лепили из железа. Как тут можно было составить конкуренцию?» — вспоминает директор.

Вот как раз в то время, в 2001 году, от мэрии Кемерова и пришел заказ на изготовление передвижных туалетов. «Нам он тогда здорово помог, удалось сохранить коллектив и прожить до следующего крупного заказа», — говорит Гарченко.

Кондовый, но удобный

Тринадцать лет назад мэром Кемерова был Владимир Михайлов — градоначальник, ставший легендой (он руководил городом с советских времен и оставил пост лишь в 2012-м). «За годы его руководства город очень преобразился — достаточно вспомнить, каким областной центр был в девяностые. Владимир Васильевич всегда был за чистоту, и одна из его идей касалась размещения системы туалетов», — рассказывает Виктор Гарченко. Заказ от мэрии был, правда, небольшой — чуть более четырех миллионов руб­лей за 40 туалетов, фактически по 100 тыс. руб­лей за штуку. От первоначального плана проектирования туалета из нержавейки по западным образцам, когда передвижная уборная является чуть ли не архитектурной ценностью, пришлось отказаться — такие кабинки обошлись бы в 300 тыс. руб­лей за каждую. Так что пошли по пути простоты и дешевизны. «Нам сказали, что пока и так сойдет, а когда городской бюджет станет больше, вот тогда можно будет перестроить», — объясняет директор КЗМК.

В итоге был разработан вариант из черного металла, со стороны выглядящий довольно кондово. Что до раковины и унитаза, то на эту работу КАРЗ подрядил один из подмосковных заводов. Также было выпущено несколько экземпляров другой модели туалетов, сделанных из пластика. По стоимости они были дороже в полтора раза, да и напоминали небольшие домики с массивными дверями. Один из таких туалетов функционирует за трибуной на площади Советов у одного из зданий областной администрации.

Производство туалетов для Кемерова шло до 2005 года. По словам Гарченко, были отдельные заказы от муниципалитетов близлежащих городов — Березовского, Топок, Ленинска-Кузнецкого. Приобретали передвижные туалеты особого, утепленного, типа и кузбасские бизнесмены — например, для установки на горнолыжных трассах. Но массового спроса КАРЗовская разработка не получила. «Они же были неказистые на вид и перспективы под собой не имели еще и потому, что могли работать только летом. Если уж выпускать, то красивые и отделанные, но это и по цене ударит», — сетует Гарченко.

Туалет на площади Советов — один из самых посещаемых в городе 029_expert-sibir_27.jpg Фото: Сергей Спицын
Туалет на площади Советов — один из самых посещаемых в городе
Фото: Сергей Спицын

Сегодня заводская специфика у КЗМК заметно отличается от КАРЗ. Завод металлоконструкций оправдывает свое название, выпуская несущие конструкции для каркаса зданий. Большинство автоцентров в Кемерово построены с помощью железных балок от КЗМК. Производит завод и временные конструкции, применяемые при строительстве мостов. Так, кемеровчане внесли свою лепту и в строительство Бугринского моста в Новосибирске, поставив для «Сибмоста» балки для возведения полукруглой арки. Портфель заказов у КЗМК невелик: годовой оборот предприятия едва достигает 140 млн руб­лей. Работает оно под «ноль» — вся выручка «съедается» налогами и зарплатой. Конкуренция на рынке металлоконструкций имеет место, причем более мелкие фирмы отчаянно демпингуют, чтобы добиться получения очередного заказа. «Соответственно и нам приходится идти на снижение стоимости своих работ — какая уж тут прибыль?» — восклицает директор КЗМК. Однако про туалеты Гарченко не забывает — говорит, что вернется к выпуску, если предложат красивый и интересный проект.

Деньги не пахнут

Ныне передвижные «карзовские» туалеты находятся на ведении муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» (САХ). Каждую весну работники САХ проводят комплексный ремонт туалетов, подкрашивают кабинки и развозят их по городу согласно плану расстановки, утверждаемому управлением дорожного хозяйства и благоустройства мэрии. Обслуживание системы туалетов выполняется по контракту от кемеровской мэрии. «Деньги нам выплачивают по факту работ. Сюда входят ежемесячные затраты на зарплату рабочим и необходимое обслуживание, а также сопутствующие издержки. Вместе с ремонтом, который выполняем весной и осенью, в общей сложности получается порядка восьми миллионов руб­лей в год», — рассказывает директор «Спецавтохозяйства» Анатолий Сомиков.

«Туалетной» работой в таком 500-тысячнике, как Кемерово, занято около тридцати специалистов САХ. Сюда входят два сантехника, четыре водителя, работающих посменно на машинах, которые заливают чистую воду и выкачивают отходы, 21 уборщица и мастер-бригадир. «С уборщицами — особая тема. Во-первых, ставка у них — всего 13 тысяч руб­лей, во-вторых, на такую работу никто не рвется, вот поэтому разрешаем нашим женщинам брать по две–три ставки и поощряем в дни праздников и мероприятий, когда загруженность по полной программе», — объясняет Сомиков.

Также в распоряжении «Спецавтохозяйства» имеются 10 однокабиночных биотуалетов. Часть из них САХ купил самостоятельно, часть — приобрела мэрия и отдала в ведомство. Биотуалеты отличает малогабаритность, благодаря которой их можно вывозить на крупные мероприятия вроде посадки деревьев или спортивных состязаний. Но и у туалетов от КАРЗ есть свои преимущества. «Во-первых, в «карзовских» установлена система вентиляции, которая убирает все нехорошие запахи. В биотуалетах, несмотря на то, что мы добавляем биожидкость, запашок все же есть. Во-вторых, установленный бак в больших туалетах позволяет смывать все отходы с глаз долой. Ну и наличие воды для мытья рук. К недостаткам же относится тот факт, что для перевозки туалетов нужен кран и трал с низкорамником, иначе под троллейными путями туалет не пройдет. И не стоит забывать, что из-за громоздкости конструкции ее может запросто перекосить при поднятии краном. Да и ремонта требуется с каждым годом все больше: где-то днища и унитазы подлатать, где-то крышу выправить», — рассказывает директор САХ. 

У партнеров

    Реклама