Зимой и летом — одним ходом

Новый бизнес
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Сибирь» №34 (426)

Детство у всех разное. Кто-то, как автор этих строк, обожал гонять футбольный мяч на пыльной дворовой коробке с утра до вечера. Кому-то по душе были бесконечные прятки и «казаки-разбойники» на территории детских садов и строительных площадок. Михаил Минаев же, сколько он себя помнит, любил играть с различными конструкторами и собирать модели автомобилей, кораб­лей и самолетов. «Даже некоторое время пробовал ходить в модельный кружок. Но там меня постоянно одергивали, говорили, что делаю неправильно, не следую инструкциям, и вообще у меня ничего не получится. Но нет, получалось. Так что оставил я эти кружки и паял-клеил в свободное от учебы время», — улыбается Михаил. Потом пришел период взросления и выбора профессии, и изобретательство пришлось отложить в сторонку до 2008 года.

Когда грянул кризис, у Минаева был собственный строительный бизнес — он возводил кровли на различных объектах Кемерова и области. Успел поработать на руководящей должности в кемеровском дилерском центре УАЗ и менеджером по продажам в корпорации «Техно­НИКОЛЬ», занимавшейся производством гидро- и теплоизоляционных материалов. Экономические потрясения в конечном счете заставили Минаева обанкротить свое предприятие: дебиторская задолженность достигла астрономических сумм. «Я скопил почти пять миллионов руб­лей и взял год на раздумья: что же дальше делать. То ли жить в свое удовольствие пяток лет, то ли рискнуть и заняться одной идеей, которая у меня появилась двумя годами ранее. Решил рискнуть», — вспоминает предприниматель.

Уникальная технология

«Интерес к новому бизнесу возник неслучайно. Дело в том, что почти все реки в Сибири сильно обмелели за последние тридцать лет. Их никто не углубляет, как в советское время. Из-за этого кое-где уровень воды стал меньше метра — катера и моторки не могут передвигаться. Значит, нужен некий универсальный аппарат для всех условий», — объясняет изобретатель. Водометные катера и суда на воздушной подушке (СВП) Михаил отбросил сразу из-за отсутствия фактора всепогодности. Да и к тому же с прошлого года Государственная инспекция маломерных судов запретила СВП выходить на воду при отрицательной температуре и тонком льду: есть опасность обледенения корпуса и руля, вследствие чего движение становится небезопасным. Еще один фактор не в пользу СВП — «безобразная управляемость при большой скорости». «Потому что нет сцепления ни с водой, ни со льдом», — подчеркивает предприниматель.

В итоге выбор пал на аэробот, или, как принято называть по классификации Ростехнадзора, аэросани. «Это самоходные сани с двигателем внутреннего сгорания и пропеллером, который приводит в движение весь аппарат», — расшифровывает термин Википедия. На деле же сложно подобрать точное определение, потому что аэросани в исполнении ООО «Экспедиция» одновременно напоминают и лодку, и вездеход, и самолет. Столь замысловатый дизайн получился из-за того, что Минаев шесть лет назад не имел перед глазами отечественных аналогов, на которые мог бы опираться. Это даже и к лучшему, потому что пришлось создавать все свое.

Предприятие было открыто в пригороде Кемерова, в поселке Комиссарово, там же, где раньше располагался офис строительной фирмы Минаева. В двух цехах идет сбор аэросаней. В первом испытывается и доводится до ума «начинка». В другом — варится алюминиевый каркас. «Вместо стеклопластика, который используется для корпуса на зарубежных аэроботах, мы взяли алюминий. Он не трескается, как пластик, при низких температурах, и его можно хранить на улице. Для того чтобы модели получилась легче, чем у западных конкурентов, применили профили по моему собственному патенту. В итоге по технологии конструкции мои аэросани немного напоминают самолеты и космические ракеты — там используются подобные наработки», — рассказывает Михаил.

Для пущей прочности каркаса и защиты днища от ударов Минаев применяет еще одну собственную разработку: поли­этиленовые трубы, выложенные в ряд и идущие по всему днищу аэросаней. В итоге, со слов изобретателя-предпринимателя, получается легкая полая система, которая при ударах деформируется и рассеивает энергию. «Чтобы ее заменить, требуется всего час, и стоит материал сравнительно недорого — около 50 тысяч руб­лей. Зато если у вас аэробот из стеклопластика, то там на ремонт днища уйдет не менее недели, и ценник вырастет в четыре–пять раз. Вот такая экономия», — смеется Минаев.

Помимо профилей и полиэтиленовых труб в списке изобретений еще значится редуктор для понижения оборотов на пропеллере. А вот двигатель, как и винты, покупаются за границей. Детали пропеллера до недавнего времени привозились с Украины, а дизельный двигатель американской марки Cummins собирается на заводе в Набережных Челнах. Хотя первое время Минаев покупал «б/у-шные» японские двигатели, потом он все же перешел к «звездно-полосатым», ибо они надежнее и мощнее.

Спасателям в помощь

Чуть более года ушло на создание опытного образца аэросаней. Как вспоминает Михаил, было много переделок и ошибок. Рабочая бригада маленького завода испытывала модель самостоятельно на близлежащих реках. В одно из таких испытаний Минаев познакомился с будущими покупателями — группой рыболовов из Иркутской области. Аэросани им были нужны для ловли весной и осенью, когда тонкий лед. «Цену тогда назначил смешную — еще не знал, какие вообще ориентиры на рынке. Вроде, отдал за 450 тысяч руб­лей», — рассказывает Минаев.

Вторая продажа состоялась только на следующее лето, однако и объемы производства тогда были небольшими — две модели в год. Но Минаев начал продвигать свое изобретение, разработал свой сайт, стал выкладывать видеоролики с испытаний на канал в YouTube и принялся участвовать в таких выставках, как «СибБезопасность» в Новосибирске. «Там и познакомился с представителями МЧС из других областей — Томской, Новосибирской и Пермской. Наша разработка им пришлась по вкусу — еще бы, аэросани не только по воде, но и по снегу и земле способны передвигаться. В условиях спасательных операций — это самое то», — гордится предприниматель.

К концу прошлого года ООО «Экспедиция» вышло на показатель в 10 моделей. Правда, желающих заказать аэросани гораздо больше. «Вот сегодня мы с вами разговариваем, а рабочие приступают к выполнению заказа, который поступил еще в декабре, — вот такая очередь из заказчиков из-за нехватки мощностей производства: нет достаточных финансов, чтобы загодя иметь готовые модели, мы упустили чуть более половины всех заказов», — сетует Минаев.

Среди заказчиков не только рыбаки и спасатели, есть еще компании, которые занимаются грузоперевозками, и отдельные личности, которым по карману приобрести диковинное средство передвижения. Разбег цен впечатляет: от простого, одноместного аэробота без крыши, совсем как в американских фильмах, за 300 тыс. руб­лей, до сверхнавороченного, рассчитанного на 24 человека, с грузоподъемностью более двух тонн, а также всеми прибамбасами вроде радара, который позволяет отслеживать все суда в радиусе нескольких километров, и GPS-навигатора, за 7,5 млн руб­лей. «Такого красавца, правда, никто не покупал. Самая крупная сделка была в три миллиона руб­лей», — говорит предприниматель.

В таком узком сегменте, как производство и продажа аэросаней, у «Экспедиции» есть свои конкуренты. И если нижегородская «Хивус» отличается от кемеровчан как объемами (300 рабочих против двадцати у «Экспедиции»), так и ставкой на стеклопластик вместо алюминия, то «Тайфун» из Владивостока работает по схожей технологии. «Поэтому мы готовим совершенно новую разработку со специальной амортизационной подвеской, которая позволит не терять скорость при движении по насту», — делится тайнами Михаил.

 045_expert-sibir_33-34_2.jpg Фото: A42.ru
Фото: A42.ru

Калькулятор

Сегодня в ООО «Экспедиция» работает двадцать человек. Основная специальность на предприятии — сварщик, который получает в месяц от 30 до 60 тыс. руб­лей. Выручка за 2013 год составила 10 млн руб­лей, прибыль — один миллион. Планируемые мощности в 2014 году — 15 моделей. Цена колеблется от 300 до 7,5 млн руб­лей. Затраты на рекламу — порядка 50 тыс. руб­лей в месяц.

Переправа, переправа

«Забавно, заказы у нас от Москвы до Владивостока, а в Кузбассе мое изобретение не особо-то и нужно. Сколько раз был на выставках с аэросанями, и хоть бы один представитель областного МЧС подошел — нет, такого сроду не было», — сетует Минаев. И действительно, до недавнего времени об аэросанях мало кто знал, пока предприниматель не провел публичные испытания на Томи в городской черте Кемерова.

Казалось бы, что такой технологии самое место в Кузбасском технопарке, но там Минаева завернули еще на стадии подачи заявки. Областное подразделение ГИМС тоже не замечает минаевское изобретение, и это притом, что в Кемеровском районе есть четыре переправы, которые должны функционировать круглогодично. Возможно, что в аэросани просто не верят, мол, невозможно собрать такое универсальное средство передвижения в Кузбассе. «Ко мне часто подходят мужики на бензоправках и спрашивают: «А где это купил? В Москве, что ли?». Когда отвечаю, что это наше, кузбасское, то начинают смеяться и говорить, что я их обманываю», — улыбается предприниматель.

Но все же Минаев не унывает. В планах у него увеличение мощностей предприятия, ребрендинг — дабы не путали с одноименным магазином по продаже туристической экипировки; запуск новой модели и различные публичные мероприятия вроде испытаний аэросаней или водной экспедиции по кузбасским рекам. Рассматривает предприниматель и возможность предоставления такой услуги, как организация доставки туристических групп в зимнее время в труднопроходимые места. Все это, по мнению Минаева, приведет к росту интереса к его изобретению.

ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 17 за апрель 2014

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (426) 18 августа 2014
    Новый бизнес
    Содержание:
    Реклама