Ферма с гусями

Русский бизнес
Москва, 24.11.2014
«Эксперт Сибирь» №48 (434)

Внедрение новых технологий, которые делают жизнь проще, стали настолько обыденными для горожан, что многим уже кажется ненормальным провести день без Интернета, телефона, круглосуточных кабельных каналов… А уехать в деревню — дико. В то же время люди, уставшие от городской суеты, вечных пробок, грязного воздуха и работы, которая благодаря все тому же Интернету может найти тебя в любое время суток, все чаще мечтают уехать в так называемую «глушь» и провести время по-новому.

Депутат барабинского горсовета (Новосибирская область) Константин Терещенко увидел в стремлении горожан к загородной идиллии перспективный бизнес, а также возможность вдохнуть в вымирающие деревни новую жизнь. Он предлагает своим городским клиентам купить у него домашнюю птицу и наблюдать по Интернету за тем, как она растет в барабинском хозяйстве, в селе Новониколаевка в 315 километрах от Новосибирска, и тем самым приобщиться к фермерскому хозяйству. Итог наблюдения — доставка на дом экологически чистого и «самолично» выращенного продукта.

Село с подорванной экономикой

Идея бизнеса у Константина Терещенко появилась в марте 2012 года, когда они с сыном возвращались с соревнований по рыбной ловле. Увидев загон с гусями, Терещенко предложил девятилетнему сыну завести домашнюю птицу вместо собаки, и когда получил одобрительный ответ, задумался, как это лучше сделать. «Идея состояла в том, что нужно найти загон в деревне, поставить веб-камеру и следить за тем, как птица растет. Потом я провел опрос в социальной сети «ВКонтакте», интересна ли эта идея горожанам. Больше 70% сказали, что да, хотели бы быть фермерами, но жить при этом в городе. Часть из них переживают за село, другим кажется забавной моя идея», — рассказывает депутат. К реализации проекта предприниматель приступил в середине июня того же года, причем без бизнес-плана, не проводя расчетов. Для осуществления своего проекта Константин Терещенко выбрал село Новониколаевка в Барабинском районе, где жил его прадед. Кроме того, это село с подорванной экономикой, где нет производства, только школа, детский сад, котельная, администрация, клуб и магазин.

«Основные проблемы села — удаленность и отток жителей. Из деревни постоянно уезжают люди — молодежь едет учиться в город, а значит, новой рабочей силы не появляется. Вместе с людьми уезжают деньги и продукция, которую родители отправляют детям. Обратно в село ничего не возвращается. Что я предлагаю: в рамках проекта NewKolhoz, который находится в селе, человек приобретает птицу, то есть автоматически становится участником коллективного хозяйства и имеет право голоса. У настоящего фермера три проблемы — кредитные деньги, какую цену для продажи установить и какие объемы производить. А проект решает и сельские проблемы, и проблемы конкретного фермера — мы знаем, сколько человек у нас участвует, сколько денег они принесут и сколько цыплят надо выводить. Если у нас есть 400 заказов, я уже не буду выводить 450 цыплят», — объясняет суть проекта Константин Терещенко.

Кадры подводят

Предприниматель выбрал участок на краю деревни, на котором когда-то располагалась пекарня. Восстановив здание, он превратил его в хостел на 12 человек. «Туда могут приезжать участники нашего проекта, жить там три дня, ухаживать за птицами. На территории еще был гараж для комбайна, который мы используем под птичник. Общая территория участка 5 600 квадратных метров, также мы на десять лет взяли в пользование озеро, где выращиваем пелядь, сазана — их тоже можно купить, а потом приехать и выловить», — объясняет Терещенко.

Первую партию гусей Терещенко выводил не сам, а купил у другого фермера. Инкубаторы и собственное маточное стадо появились позже. Сейчас на ферме разводят гусей, кур, цесарок. Также можно заказать свинью, но добавленная услуга никак не рекламировалась, поэтому заказов пока не было. До баранов, которых также собирался заводить и продавать предприниматель, дело так и не дошло, потому что за ними сложнее, а главное — некому — следить: в селе большая проблема кадров. «Найти людей, которые бы хорошо работали, приходили вовремя, относились к животным с ответственностью, очень сложно. Нас очень подводят кадры — могут напиться и не прийти, могут сломать или украсть что-то. Сейчас на ферме работают четыре человека — жители села, а осенью добавляется рыболовецкая бригада», — перечисляет предприниматель.

Патриоты, игроки и покупатели

По наблюдениям Константина Терещенко, целевая аудитория проекта разделилась на три части: патриоты — те, кто покупают продукцию исходя из того, что это замечательный инструмент, помогающий селу выжить, дает рабочие места. Таких примерно 10 процентов. Вторая часть аудитории — игроки, которым NewKolhoz интересен как мобильное приложение «Веселая ферма». Эта часть составляет 30 процентов. И 60 процентов аудитории — это покупатели, которых не интересует, что происходит в селе, они просто хотят получать экологически чистые продукты, выращенные под их контролем. Всего активных пользователей около 600 человек. А птиц на ферме — около 800.

Механизм бизнеса таков: клиент на сайте покупает одну или несколько птиц. Время от времени он заходит на страницу сервиса, чтобы понаблюдать за тем, как растет его живность. «Он полноценный колхозник — у нас проводятся собрания, обсуждения, голосования. Когда птица вырастает, ее рубят, ощипывают, потрошат, разделывают. Клиент оплачивает разницу между предоплатой и стоимостью тушки и получает экологически чистое мясо — готовит его, ставит на стол и говорит, какой он хороший фермер», — по-доброму улыбается Константин Терещенко.

По его словам, в основном NewKolhoz интересен горожанам, которые когда-то жили в деревне или хотят дать своим детям возможность пожить деревенской жизнью — погонять гусей, покупаться в озере.

«За два года мы сохранили аудиторию, но пока не можем обеспечить всех желающих собственной птицей. Так как уже сложилось маточное стадо, которое производит определенное количество продукции, чтобы обеспечить цыплятами всех желающих, надо либо докупать несушек, либо переводить клиентов на другие подобные фермы, но переводить некуда», — заявил Терещенко.

«Поднять на вилы»

При запуске проекта предприниматель столкнулся не только с кадровой проблемой, но и с открытым недовольством со стороны жителей Новониколаевки. «Я теперь всегда говорю: хочешь почувствовать себя оккупантом — начни бизнес в деревне. Мы приехали в деревню, а местные говорят: «Сейчас все захватят». Что у них захватывать? Сами все вырезали и разорили. В деревне, если ты хоть сколько-нибудь отличаешься от соседей, они сделают все, чтобы поднять тебя на вилы. Если ты начал что-то делать, а у тебя не получается — для них это счастье», — возмущается предприниматель, по словам которого сельские жители воруют у него то рыбу, то веб-камеру.

У NewKolhoz нет прямых конкурентов. Аналогов этого бизнеса нет ни в России, ни за рубежом. «Что касается продвижения, то рекламируем мы себя просто: в соцсетях — «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram. Очень помогают публикации в журналах и сюжеты на телевидении», — рассказывает Терещенко.

Калькулятор

Проект NewKolhoz реализуется исключительно на кредитные деньги. Общая сумма инвестиций составила 2,8 миллиона. Этих денег хватило на выкуп земли, аренду водоема, зарыбление, постройку дома. На завершение проекта необходимо еще около 2,2 миллиона, тогда обустройство фермы будет полностью завершено. Зарплата сотрудников в Новониколаевке зависит от квалификации и колеблется от семи до десяти тысяч руб­лей. С момента покупки цыпленка до его выкупа клиенты не вносят никаких платежей, даже за корм. Стоимость птицы на ферме NewKolhoz колеблется от 100 руб­лей за цыпленка бройлерной породы до тысячи за петуха. Также можно заказать свинью, но за нее придется выложить четыре с половиной тысячи руб­лей. Когда птица вырастает, ее доставляют клиенту. Необходимо оплатить разницу — например, килограмм куриной тушки стоит около 150 руб­лей, клиент оплачивает птицу в зависимости от веса, и из итоговой стоимости вычитаются деньги, изначально внесенные за цыпленка. «У нас по сравнению с рыночной стоимостью цены ниже процентов на 10», — заявляет Константин Терещенко. Также участники колхоза не платят и за проживание в домике. Расходы на заработную плату, корм, оплату коммунальных услуг составляют около 70 тысяч руб­лей в месяц. Окупаемость проекта — пять лет.

По словам Терещенко, риски у его бизнеса очень высокие. «Есть поговорка: хочешь потерять деньги — вложи их в сельское хозяйство. Но мы продумали альтернативу — в нашем проекте три составляющих, и они могут работать независимо друг от друга: у нас есть озеро на 200 гектаров, и если с птицей что-то пойдет не так, мы подстрахуемся товарным рыболовством, а также рыбаки у нас останавливаются, платят деньги и рыбачат; в хостел можно приехать просто отдохнуть, но если не являешься нашим клиентом, то придется заплатить — это тоже независимый проект. Но пока к такому делению бизнеса прибегать не приходилось», — говорит бизнесмен.

Планы

На будущий год коман­да Терещенко хочет добавить к своему проекту интерактивное выращивание продуктов — картошки, свеклы, моркови, а также увеличить поголовье и разнообразить виды птиц. В планах взять в аренду еще одно озеро под товарное рыболовство. В течение зимы на сайте появятся новые функции, добавятся механизмы интерактивности. Например, можно будет участвовать в кормлении. Терещенко намерен открыть в Новосибирске магазин с фермерской продукцией. Сейчас предприниматель патентует товарный знак. «Когда полностью наладим все механизмы, тогда задумаемся о продаже франшизы — чтобы люди в других деревнях и селах могли под нашим товарным знаком выращивать и продавать животных — кто-то кроликов, кто-то коров. Когда у меня спрашивают, социальный или коммерческий это проект, я не могу ответить, потому что социальный проект без коммерции существовать не может. Но дело в том, что меня не отпускает внутренняя тревога за село. Я фермеров ставлю в одну линейку с врачами, учителями, военными. Конечная цель — создать модель, которая приносит деньги и подает пример другим фермерам. Этот год уже был продуктивным, мы очень много сделали. Это не IT и не торговля, это что-то среднее, и из-за этого смешения очень много проблем», — заключает Константин Терещенко.

У партнеров

    Реклама