Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Право на музыку

2014
  • Основатель:

    Дмитрий Пангаев

  • Сфера деятельности:

    Предоставление фоновой музыки и видео для заведений

    • Стартовые вложения:

      4 500 000 рублей

    • Срок окупаемости:

      не указано

Когда мы приходим в кафе или ресторан, то никогда не едим в тишине: практически везде нас сопровождает музыка. Обращаем на нее внимание мы крайне редко, лишь в том случае, если трек очень понравился или, наоборот, раздражает. Но уж точно не задумываемся о том, что за проигрывание каждой композиции любое предприятие обязано платить авторам. Между тем налоговые выплаты за коммерческое использование музыки и видео — большая проблема для владельцев заведений.

По российскому законодательству все права авторов автоматически защищаются Российским авторским обществом (РАО) и Всероссийской организацией смежных и авторских прав (ВОИС). Эти организации тесно связаны друг с другом: во главе РАО и ВОИС стоят практически одни и те же люди и по сути это одна структура, которая как заключает договоры на публичное воспроизведение, так и контролирует правовое использование музыки. В 2012 году сумма штрафов, которыми РАО обложила предприятия за нарушение авторских прав, составила 3,3 млрд руб­лей.

Бизнес считает тарифы РАО экономически необоснованными, а его деятельность — крайне непрозрачной. Альтернатива, хоть и неугодная Российскому авторскому обществу, все же есть. В России существуют около 10 крупных компаний, которые напрямую заключают контракты с правообладателями. Их клиентами уже стали McDonald’s, «Спортмастер», «Кофехаус», Subway и другие сети. Одна из самых успешных фирм по поставке легального контента — «БУБУКА» — находится в Томске. У сибирского стартапа 683 клиента и дилерская сеть в 20 городах России.

Птица из инкубатора

До создания «БУБУКИ» ее основатель Дмитрий Пангаев успел поработать на телевидении, открыть и закрыть собственную радиостанцию, наладить продажу дорогого пива и создать пивной ресторан, запустить в Томске франчайзинговый проект пабов «Харатс» и побыть рекламщиком. В 2007 году одна из крупных томских сетей продуктовых магазинов предложила ему «озвучить» их супермаркеты: записать рекламу и подобрать фоновую музыку. После этого Дмитрий, который сам уже не раз сталкивался с невыгодной для бизнеса политикой РАО, подумал: почему бы не сделать то, что получилось с супермаркетами, в масштабах страны? Так появилась «БУБУКА». Название фирмы происходит от глагола «бубнить» а сама БУБУКА — это придуманная дизайнером Эдит Заржетской и Дмитрием Пангаевым толстая и смешная птица, она изображена на логотипе стартапа.

«Мы стали резидентами томского бизнес-инкубатора, — рассказывает Дмитрий, — Я не был знаком с айтишной сферой, и инкубатор на тот момент стал нашим проводником: связи, конкурсы, возможности, фонды — нам помогли разобраться во всем этом»

В 2012 году стартап выиграл конкурс фонда Бортника и грант в 900 тыс. руб­лей, в 2013 получил субсидию от администрации Томской области в размере полмиллиона рублей. Первые вложения были потрачены на закупку контента и разработку системы управления музыкой.

«Сначала мы поставляли музыку тихо, почти из-под полы. Проверяли рынок и смотрели: понравится — не понравится наша система, — вспоминает Дмитрий. — Ну, и боялись притока клиентов, чтобы сервер не рухнул, так как стоял он у нас в офисе на тот момент. Сейчас у нас два сервера: в России — в Сибири — и в Германии».

Права на использование контента «БУБУКА» получила, минуя РАО: заключила договор с четырьмя независимыми музыкальными лейблами. Причем, как оказалось, договориться с зарубежными фирмами легче, чем с российскими: в Европе и Америке механизм взаимодействия правообладателей и бизнеса уже отлажен. Но инновация «БУБУКИ» — не в том, что заполучили контент, а в разработке системы управления музыкой.

Технология: itunes для бизнеса

«Большая часть поставщиков до сих пор раздает контент на флешках. Или человек отмечает треки, они на FTP перегружаются, и он их скачивает. Мы сделали облачный сервис, я называю его «itunes для бизнеса», — рассказывает Дмитрий. Эта метафора явно неслучайна: на столе у директора «БУБУКИ» стоит фигурка Стива Джобса, — Наша система не отдает контент клиенту, а просто перегружает его в зашифрованном виде. И пока клиент оплачивает систему и контент, он ими пользуется».

Облачные технологии позволяют управлять музыкой и видео в заведении с любого смартфона, планшета или компьютера с помощью приложения. Совершенно неважно, сидит ли владелец гаджета у себя в офисе или едет по глухой тайге: сервис не требует подключения к Интернету.

«Человек может из любой точки мира менять в заведении музыку, размещать рекламу, объясняет Пангаев, — Известный факт, что персонал ставит свою любимую музыку, пока никто не видит, а так делать нельзя. Система позволяет это контролировать».

Бизнес, понятный для лирика

Одна из целей создателей «БУБУКИ» — сделать прозрачный механизм использования системы не только для владельцев кафе, магазинов и ресторанов, но и для авторов. Правообладатель получает всю информацию об использовании его интеллектуальной собственности и, соответственно, понимает, как высчитывается сумма отчислений.

«Мы придумали уникальную систему отчетности — это то, что не сделало в свое время РАО, а должно было сделать давным-давно, — гордо говорит директор фирмы. — У каждого автора есть аккаунт, плюс ему ежемесячно приходят отчеты: где, какие треки сколько раз игрались. Если ему что-то не нравится, он просто заходит под своим аккаунтом — и там все, вплоть до фасада здания, где находится кафе, ему показывается. Это удобно и для автора, и для пользователя, и для нас».

Сейчас в базе «БУБУКИ» около 30 тысяч музыкальных треков. Как считает Дмитрий Пангаев, этого достаточно: нужен не рост базы, а ее оптимизация. Подбором музыки занимается контент-менеджер, профессио­нальный музыкант. Практически весь свой рабочий день он не снимает наушники: определяет, что нравится пользователям, докупает востребованный контент и избавляется от ненужного. Чтобы клиент «БУБУКИ» при подборке фонового звучания не утонул в музыкальном море, в системе есть функция генерирования контента.

«Никому не хочется заниматься подбором музыки. А у нас можно в системе задать плей-лист, который система будет сама генерировать по определенным параметрам. Например, 20% рок-музыки, 30% — поп, 30% — лаунджа и 20% — джаза. Нажимаем кнопочку — «сгенерировать тысячу треков». И система сама генерирует. А потом клиент может галочку поставить — «сгенерировать раз в месяц», — объясняет бизнесмен.

Предпочтения владельцев заведений довольно предсказуемы: кофейни просят лаундж и джаз, бары и пабы предпочитают инди-рок. В последнее время в «БУБУКУ» все чаще обращаются этнические заведения. Пока томская компания может удовлетворить запросы только французских ресторанчиков и итальянских пиццерий.

«Периодически к нам обращаются грузины. Ну, нет у нас грузинской музыки! — восклицает Дмитрий, — Был показательный случай в Казани. Владельцы заведения говорят: «Дайте нам татарской музыки». А где ее искать, какие там лейблы? Только с авторами договариваться. Мы начали искать исполнителей, связались с ними, выложили музыку в систему. Потом откуда ни возьмись появляется автор музыки, а он оказался членом местной организации РАО, и предъявляет нам претензию: с ним не согласовали. Конечно, все пришлось удалять».

Теперь специалисты «БУБУКИ» стараются как можно более тщательно проверять чистоту авторских и смежных прав.

 «Автор — он художник. Он якобы чужд денег, закона, а потом делает вид, что он что-то не понимал, — говорит Пангаев. — Почему с зарубежными лейблами легче — они все уже знают».

За рубежом «БУБУКА» в основном сотрудничает с английским, американским и люксембургским лейблами. Среди заключивших контракт с «БУБУКОЙ» иностранцев не найти западных звезд: по словам Дмитрия Пангаева, деньги они просят за­облачные. Но выход есть всегда.

«Есть какой-нибудь Тото Кутуньо, а можно найти неизвестного итальянского исполнителя, но не хуже. Так же с роком, с инди — неизвестная, но вполне себе классная музыка», — объясняет находчивый Дмитрий Пангаев.

А вот в России известные авторы и лейблы все чаще хотят напрямую сотрудничать с «БУБУКОЙ». По мнению Пангаева, тренд налицо: правообладатели не понимают, по какому принципу РАО отчисляет им деньги, почти ничего за свои произведения не получают, и их недоверие к госструктуре будет только возрастать.

«Совсем недавняя информация — Илья Резник, известный поэт, объявил о расторжении договора с РАО, — рассказывает Дмитрий. — Договариваемся с российской рок-группой «Ногу свело», возможно, заключим договор с брендом Black Star, который основал Тимати, недавно стали сотрудничать с мультфильмом «Фиксики» — будем транслировать их в детских кафе».

Война с РАО и карточная бюрократия

Конечно, успех коммерческих компаний, которые пытаются зайти на монополизированный рынок, РАО и ВОИС радовать не может.

«Мы воюем с местными представителями РАО в городах. Пытаемся зайти на рынок, им это не нравится, и они пытаются нас как-то дискредитировать, — устало объясняет Пангаев, — Считают, что они единственные, кто может поставлять музыкальный контент. Мы ведь не претендуем на любую музыку, мы используем только тот контент, который есть у нас в системе. Закон не запрещает продавать свои слова, свою музыку. Если есть прямой договор с правообладателем, то аккредитация РАО на бездоговорной основе отпадает».

«БУБУКА» и ее клиенты — не единственные, на кого обратило внимание российское авторское общество. Так, в июне стало известно, что ВОИС требует взыскать 700 тысяч руб­лей с McDonald’s в связи нарушением прав исполнителей. Однако производитель фастфуда, заключивший контракт с поставщиком музыки — компанией Ultivox, — назвал эти требования необоснованными. Защитником McDonald’s выступил известный российский бизнес-омбудс­мен Анатолий Семенов. Сейчас «БУБУКА» сотрудничает с ним по всем юридически сложным вопросам.

Другая головная боль «БУБУКИ» — неприспособленность российской банковской системы к ведению бизнеса в Интернете. В России до сих пор нет корпоративных банковских карт, и это рождает дополнительные бюрократические проволочки. «Наши клиенты — это, как правило, ООО, ИП, и они платят нам по безналу. Для того чтобы они списали свои расходы на расходы в нашу оплату, мы им должны выставить счет, они его оплатить, мы должны им прислать отчет о проделанных работах... У нас есть услуга на сайте: клиенты сами могут выписать себе счет, но у нас таких клиентов, наверно, два. Все остальные ждут, когда мы им пришлем по почте, когда они его оплатят... Классика», — разводит руками создатель «БУБУКИ».

Калькулятор

Сейчас вложения в компанию превысили 10 миллионов руб­лей. Маржа составляет около 50%, чистая прибыль — примерно 670 тысяч в месяц, средний чек — 2 200 — 2 300 руб­лей. В штате работают 10 человек: программисты, контент-менеджер, бухгалтер, менеджер по привлечению клиентов, менеджер по работе с постоянными клиентами. На аутсорсе — программисты, которые разрабатывают новые версии плееров. В 20 городах России есть дилерские центры, дилерам достается около 20% прибыли. Ежемесячная стоимость пользования системой «БУБУКИ» — 1 500 руб­лей — для магазинов, 2 000 — для кафе. Для сравнения — крупные заведения общепита должны отчислять РАО от 100 до 300 тысяч руб­лей в год.

Планы

В течение ближайших двух лет Дмитрий Пангаев хочет наладить сотрудничество с 10% всех российских заведений, это ни много ни мало 30 тысяч предприятий. К концу 2015 года компания ориентируется на оборот в 50 млн руб­лей в месяц.

Пока «БУБУКА» не вышла на самоокупаемость, так как продолжает вкладывать миллионы в свое развитие. «Мы как Алиса в Стране чудес: чтобы стоять на месте, надо двигаться вперед, чтобы двигаться вперед, надо бежать. Я сам постоянно учусь: как делать конверсию сайта, куда какую кнопочку прикрутить... Я уже давным-давно понял, что нет людей, которые сделают это за тебя, нет гениальных маркетологов в области Интернета. Пробовали, плюнули и перекрестились. Поэтому приходится разбираться во всем самим».

Сейчас «БУБУКА» разрабатывает новые плееры под IOS, Linux, MAС. Кроме того, «музыкальный провайдер» готовится к выходу на зарубежный рынок. Сотрудники «БУБУКА» занимаются локализацией системы и подготовкой лендинговых сайтов.

В 2014-м году Дмитрий Пангаев задумывал открыть московский офис, но теперь не видит в этом необходимости. Как оказалось, отдаленное от центра местоположение стартапа можно превратить в пиар-ход. Сыграв на знаниях европейцев о Сибири как о земле с развесистой клюквой, населенной медведями и мужиками с балалайками, сотрудники «БУБУКИ» подкрепили этот стереотип. Этим летом они специально отправились в полузаброшенную деревню в Томской области, чтобы сфотографироваться в ушанках и платочках. «Когда к нам люди звонят, они удивляются, что мы находимся в Томске. Мы пытаемся все-таки доказать, что можно развиваться везде. Мы не против с помощью себя демонстрировать свой город, мы даже за. Мы взрослые люди и не из тех, кто уезжает в Москву, а через два месяца позиционирует себя как москвич. Мы сибиряки и гордимся этим».

«Эксперт Сибирь» №49 (435)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама