Движение на восток

Сюжеты года
Москва, 22.12.2014
«Эксперт Сибирь» №1-4 (438)
В 2014 году разрешилась одна из главных интриг последнего времени — появление McDonald’s в Сибири

26 июля международная сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s открыла двери своего первого заведения в Новосибирске. Хотя выражение «открыть двери» здесь не совсем уместно — мировой производитель «биг-маков» разместился на фудкорте ТРЦ «Аура».

Заход в «Ауру» отличался от первоначальных планов. В 2013 году McDonald’s сообщал, что продвижением франшизы компания в Новосибирске займется ООО «Сиб-Фуд», которое арендовало для этого семь земельных участков в черте города. Однако весной этого года представители «Сиб-Фуд» открестились от возможной связи с McDonald’s. Чуть позже стало известно, что распространением сети в Сибири займется головной офис McDonald’s в России.

Спустя месяц после открытия первого ресторана появился и второй — в торговом центре «Мега», а 4 ноября, в День народного единства, открылся полноценный ресторан на Речном вокзале, рядом с одноименной станцией Новосибирского метрополитена. В конце декабря стало доступно и четвертое заведение McDonald’s — на этот раз в свежеоткрытой торговой «Галерее Новосибирск» на улице Мичурина.

Помимо Новосибирска еще два ресторана заработали в Омске. На этом экспансия McDonald’s в Сибири остановилась. Красноярск и Томск как города в средне­срочной перспективе развития, по словам директора по развитию компании Ленара Кутлина, значатся в плане на 2015 год. «В Томске точно откроем один ресторан в первом–втором квартале следующего года, но конкретного месторасположения назвать не могу», — сообщила директор центра по связям с общественностью «Макдональдс Россия» Светлана Полякова. Что до Барнаула, Кемерова, Иркутска и других городов, то здесь даже приблизительных дат никто не говорит.

Свобода выбора

В свою очередь и другой крупный игрок мирового рынка фаст-фуда — Burger King — в этом году довел число своих ресторанов в Новосибирске до четырех. В отличие от McDonald’s, Burger King располагает двумя полноценными заведениями и двумя точками на фудкортах. «Чем фудкорт хорош — там не надо отделывать зал, инвестиции намного меньше. Добавьте к этому хорошие технические условия — без проблем можно получить все необходимые киловатты», — рассказывает генеральный директор Burger King Russia Дмитрий Медовый. Интересно, что как и McDonald’s, Burger King не смог открыть все запланированные рестораны, хотя в начале этого года речь шла о десятке заведений. А в Красноярске ресторан Burger King закрылся спустя две недели после открытия — по всей видимости, из-за небольшого потока посетителей.

Еще два североамериканских оператора рынка фаст-фуда с мировым именем — Carl’s Junior и KFC — за год в Новосибирске незначительно расширили свои сети, добавив по одному–двум заведениям. Зато они зашли в Кемеровскую область, став первыми международными брендами общепита в Кузбассе. Местных игроков в лице «Подорожника» и «Сибирских блинов» это не пугает. «Мы никогда не скрывали, что учимся у коллег, перенимая опыт и внедряя передовые тренды. А в итоге выигрывает клиент, получая более качественную и доступную продукцию. Появление McDonald’s будет иметь еще одну неоспоримую пользу. Наконец-то у наших земляков будет возможность сравнить и вкус, и качество продукта местных производителей и лидеров рынка. И уже на собственном опыте, а не на умозрительных предпосылках определиться со своими предпочтениями. По мне, скоро будет пик экспансии транснацио­нальных операторов общественного питания на сибирский рынок. Что до того, опаздывает McDonald’s или нет, то такой оператор, который устойчиво входит по самым разным версиям в первую десятку всемирных брендов, может приходить туда и тогда, куда и когда предписывает прийти его стратегия», — делится своими размышлениями президент ООО «Марка Подорожник» Татьяна Фомина.

Застоя не будет

Говорить о перспективах McDonald’s в Сибири и конкретно в Новосибирске — преждевременно. Необходимо дождаться итогов года. В начале весны аналитики из маркетингового агентства Grinderr прогнозировали, что McDonald’s сможет подмять под себя минимум 15–20% всего новосибирского рынка быстрого питания. Благо, что компания, открыв на конец прошлого года 377 заведений, уже отработала стратегию поведения на рынке в России. Оттого и средняя дневная выручка заведения составляет 400 тыс. руб­лей. Подобная цифра для некоторых кафе в Новосибирске из того же сегмента быстрого питания набирается за месяц.

Однако нет опасений, что McDonald’s сможет захватить весь рынок. Скорее, заход производителя «биг-маков» будет стимулировать местных игроков тщательнее подходить к работе с клиентами и своему предложению. «Появление нового игрока на рынке всегда полезно и выгодно. Это не позволяет ему пребывать в застое, тонизирует и заставляет остальных игроков развиваться и предпринимать контрмеры, соответствовать современным трендам. И все это нужно помножить на два, а то и больше раз, если на рынок выходит общепризнанный лидер отрасли», — уверена Татьяна Фомина.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №1-4 (438) 22 декабря 2014
    Спираль фортуны
    Содержание:
    Гурманам здесь не место

    Эмбарго на поставки продовольствия из-за рубежа, похоже, возвело сибирских производителей в привилегированное положение. Правда, ни фермерские хозяйства, ни продуктовые ритейлеры, ни владельцы общепита не имеют представления, насколько они готовы к импортозамещению

    Реклама