Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Окрыленная идеей

2014
Фото: Михаил Кичанов

Десять лет назад новосибирская компания NPM Group придумала простое устройство, из которого вырос многомиллионный бизнес и рынок для тысяч малых предприятий, причем как в России, так и за рубежом

Без ложной скромности новосибирская компания NPM Group (прежнее название «Новосибирскпродмаш») в середине 2000-х годов совершила настоящую революцию на российском пивном рынке, сначала разработав, а потом запустив в серийное производство устройства для быстрого беспенного розлива пива из кег в пластиковые и стеклянные бутылки. Ноу-хау получило название PEGAS. Десятками таких устройств сегодня укомплектованы магазинчики по продаже пива из кег в географии от Калининграда до Владивостока, и уже кажется, что «пегасы» существовали всегда. Как автор запатентованной технологической идеи, NPM Group сегодня удерживает 90% отечественного рынка розничной продажи устройств для розлива пива. А отсутствие аналогов за рубежом открывает хорошие перспективы и для завоевания мирового рынка, тем более что в России потребление пенного напитка неуклонно сокращается. Сегодня у новосибирской компании есть дилеры на всех континентах, и доля заграничных продаж стремительно растет.

Впрочем, PEGAS — далеко не единственное производственное направление компании. NPM Group специализируется также на выпуске оборудования для розлива воды в 19-литровые бутыли; изготовлении приборов для приготовления талой питьевой воды в бытовых условиях; а также производстве вендинговых аппаратов для розлива молока.

От торговли к производству

Все производственные линии NPM Group размещены в левобережье Новосибирска. Основные мощности сосредоточены на новом предприятии, в десяти минутах ходьбы от торгового комплекса «Лента» на проезде Энергетиков. Еще есть цех пластмассовых изделий, площади под который компания арендует у завода «Луч».

Внешний вид завода NPM Group неожиданно и приятно удивляет. На первый взгляд, четырехэтажное светло-серое здание похоже на офисное, но нет — административные площади здесь бок о бок соседствуют с производственными. И фасад, и внутренняя планировка указывают на то, что над проектом трудились творческие умы. Первое, что бросается в глаза при входе, — «водопад» в виде спирали ДНК из прозрачных нитей, занимающий пространство атриума лестничной клетки с первого по четвертый этаж. Магия медленно текущих прозрачных капель завораживает.

«Только не советую прикасаться к этим каплям, тем более одеждой. Если думаете, что это вода, то я вас разочарую. Это глицерин — жирная вязкая жидкость. Придется стирать одежду и отмывать руки», — предостерегает директор NPM Group Наталья Франтовская.

Наталья Франтовская считает неправильным отказываться от инвестиций в производство из-за ослабления рубля 029_expert-sibir_01-04.jpg Фото: Михаил Кичанов
Наталья Франтовская считает неправильным отказываться от инвестиций в производство из-за ослабления рубля
Фото: Михаил Кичанов

Доброжелательная и улыбчивая Наталья — наемный менеджер. Компания NPM Group на 100% принадлежит новосибирскому предпринимателю Сергею Бучику, основавшему ее в 1999 году, в 27 лет.

«Собственник компании никогда не работал по найму. Он начал заниматься бизнесом еще студентом (окончил НГТУ. — Ред.), а после получения диплома открыл торговую компанию. Из нее-то и вышел NPM Group. — рассказывает Наталья Франтовская. — Помог случай. Сергей с другом решили заработать на продаже какому-то заводу оборудования для розлива воды. Скинулись, поехали, купили, но завод от договоренностей отказался. Пришлось искать нового покупателя. И вот, продав производственную линию, Бучик решил: а почему бы не сделать продажу оборудования основным видом своей деятельности?».

Торговый успех при техническом образовании бизнесмена очень быстро привел его к мысли о создании собственного производства, сулившего куда больший доход, чем могла дать банальная перепродажа оборудования.

Несмотря на спад интереса молодежи к техническим специальностям в начале девяностых годов и старению советских кадров, Новосибирск к началу «нулевых» все еще сохранял инженерный потенциал. «Арендовали на заводе «Луч» цех, набрали инженеров и рабочих и поставили задачу создать оборудование для розлива воды на порядок дешевле, чем у западных производителей. Так как в России на тот момент никто таким производством не занимался, мы начали быстро завоевывать рынок. Уже через год доля нашего оборудования на рынке страны достигла 70%. Это был 2003 год», — вспоминает Наталья Франтовская.

Но громкое имя новосибирская компания сделала себе вовсе не на воде.

Простой принцип

«Наши инженеры обратили внимание на то, что при промышленном производстве розлив пива в тару строится на принципе противодавления. И нам пришла в голову идея, а почему бы не перенести промышленный процесс на бытовой уровень. То есть, почему бы не изобрести устройство, позволяющее беспенно разливать пиво в тару мелкими партиями. Поставили задачу конструкторам и через два года получили уникальную в мировом масштабе разработку», — улыбается Наталья Франтовская.

Первые 500 пеногасителей компания продала в 2004 году. Покупателем стал предприниматель из Набережных Челнов. Но прежде чем завоевать рынок, менедж­менту NPM Group пришлось хорошо потрудиться. «Не могу сказать, что идея легко прижилась на рынке. Мы объездили много пивных заводов, говорили: «Смотрите, как это удобно! Наше устройство позволит быстро оснастить розничную точку по продаже пива, быстрая окупаемость гарантирована». В конце концов, интерес к разработке проявила одна из новосибирских компаний, открывшая первые в городе точки по продаже разливного пива. Успех этой компании — окупаемость за полгода, а потом прибыль в размере 100% — быстро был подхвачен огромным количеством желающих. «Уже в 2009 году мы продали 130 тысяч таких устройств. Сначала получили рынок Новосибирска, затем Сибири, потом пришли на Урал и в Центральный регион и, наконец, — на юг России, где мы до сих пор динамично развиваемся. Это была настоящая взрывная волна», — восклицает Наталья Франтовская.

Принцип работы PEGAS довольно прост. К устройству подведен шланг с СО2 и шланг с пивом из кеги. Углекислый газ подается в ПЭТ-бутылку под давлением, равным давлению в пивной кеге. Скорость наполнения бутылки пивом зависит от того, насколько быстро из нее выводится газ. Этот процесс регулируется.

Новосибирское устройство принципиально отличается от всего того, что мировой розничный рынок знал до этого. «Например, в пабах пиво разливают через обычный кран в кружку. При этом пиво пенится и годится только для употребления здесь и сейчас. Налить через кран, к примеру, в банку, и поехать на дачу теоретически можно, но пиво будет невкусным — из него выйдет половина углекислого газа», — объясняет директор по маркетингу NPM Group Дмитрий Кувшинов.

Своим изобретением NPM Group сформировал огромный самостоятельный рынок, на котором работают тысячи предприятий. Помимо локальных торговых компаний сегмента малого бизнеса «пегасы» дали жизнь большому количеству мелких и средних пивных заводов, которые до этого проигрывали конкурентную борьбу за место на полках супермаркетов транснацио­нальным корпорациям: «Балтике», «САН ИнБев», EFES, HEINEKEN. А потребитель получил выбор: пить десятки наименований «живого» пива из кег или столько же — пастеризованного, упакованного в стеклянную бутылку или алюминиевую банку. «Думаю, не будет преувеличением сказать, что переход потребительских предпочтений россиян с крепкого алкоголя на пиво во многом произошел благодаря нам», — замечает Наталья Франтовская.

Должное разработке NPM Group отдают и крупнейшие российские производители пива. «Новосибирское изобретение стало настоящим открытием того времени и положило начало развитию канала продаж разливного пива. «Сибирская Пивоварня Хейнекен» одной из первых начала использовать систему PEGAS в Новосибирске и за его пределами, что положительно отразилось на объемах продаж компании», — подчеркивает директор филиала продаж «Западно-Сибирский» компании HEINEKEN Александр Мясников. При этом он отмечает и рост интереса потребителей к пиву в алюминиевой банке — если в 2012 году банка составляла около 8% в общем объеме продаж компании, то по итогам 2014 года — уже 14%.

«Уникальность нашего региона в том, что именно здесь, в том числе благодаря «пегасам», формат магазинов разливного пива начал набирать популярность. В Новосибирской области и Новосибирске работают около 1 300 торговых точек формата «пиво на вынос», разливные установки имеются и в небольших магазинах традиционной розницы. Потребитель в таких магазинах в большинстве случаев отдает предпочтение недорогим светлым сортам пива. Здесь цена имеет определяющее значение при выборе», — комментирует управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь компании «Балтика» Ольга Егорова. Основные объемы продаж разливного пива компании «Балтика» сосредоточены в сегменте HoReCa, где, по словам Егоровой, компания может «четче отслеживать уровень сервиса для потребителей, качество пива, соблюдение правил подачи напитка и в целом формировать высокую культуру потребления».

Экономическое решение

Первые годы возрастающий спрос на «пегасы» худо-бедно удовлетворяла производственная площадка компании на НПО «Луч», но очень быстро стало понятно, что для наполнения продукцией стремительно растущего рынка необходимы новые мощности, которые появились у компании в конце 2012 года. Ожидалось, что инвестиции в строительство нового предприятия «в чистом поле» не превысят 150 млн руб­лей, но по факту составили 400 млн руб­лей. Возведение здания продолжалось три года и потребовало привлечение банковских кредитов, по которым, к слову, компания уже рассчиталась. Сейчас основное производство NPM Group сосредоточено на новой площадке. На «Луче» осталось лишь изготовление пластиковых компонентов для «пегасов».

«Мы продолжаем наращивать производство, закупаем станки. Совсем недавно купили оборудование японской Yamazaki Mazak Corporation. Конечно, в условиях санкций и ослабления руб­ля появляются дополнительные риски. Но мы пока не готовы приостановить программу развития, у нас просто нет времени ждать. Мы можем просто упустить рынок», — объясняет Наталья Франтовская, по словам которой в 2010 году новосибирская компания чуть было не лишилась лидерского положения на рынке пеногасителей. В тот год NPM Group столкнулась с беспрецедентной волной китайского контрафакта. На российском рынке вдруг появилась треть устройств под брендом PEGAS, не имеющих никакого отношения к новосибирскому производству. А главное, «пришельцы» были почти вдвое дешевле оборудования от NPM Group.

«Сначала мы пытались бороться силовыми методами: письма в таможни, аресты партий, разбирательства, отлавливание контрафакта по всей стране. Но усилия были тщетными. В России две тысячи таможенных постов, на всех нарушителей заявления не напишешь, расширять штат безопасников — большая роскошь. Стали искать экономическое решение, которое позволило бы дать рынку устройство, сопоставимое по цене, но надлежащего качества. Наши конструкторы смогли решить эту задачу, и через полгода на рынок поступила модель, которая убила контрафакт. И вот уже три года мы живем без китайских копий», — улыбается Наталья Франтовская.

За 2014 год компания произвела 220 тысяч «пегасов» восьми модификаций. Металлическая начинка, которая в устройстве составляет примерно 30%, заказывается у контрагентов в Китае и Европе. Но в перспективе, по мере оснащения производства новым оборудованием, основную часть металлических комплектующих NPM Group будет изготавливать самостоятельно, точно так же, как это произошло с пластиком. Резиновые детали, используемые в изделиях, тоже российского производства. «К сожалению, из Китая не получается привозить комплектующие гарантированного качества, очень много брака», — сетует директор NPM Group.

Только на производстве деталей, сборке и упаковке устройств PEGAS занято порядка 50 человек.

Водные процедуры

Всего на NPM Group работают 160 человек, притом, что год назад здесь трудились 105 сотрудников. Средний возраст персонала предприятия — 32 года. Средняя заработная плата — 30–35 тыс. руб­лей. Большинство конструкторов набрано по конкурсу, им компания готова платить заметно выше рынка. Основная часть сотрудников задействована на трех непивных производственных направлениях, суммарная доля которых составляет порядка 30%.

Во-первых, это выпуск вендинговых аппаратов по розливу молока (торговая марка MilkBox). Они устанавливаются в супермаркетах и позволяют покупателям самостоятельно наливать охлажденное молоко в ПЭТ-тару емкостью до 1 литра. «Этому направлению, тоже ориентированному на малый бизнес, два года. Хотим постепенно превратить его в крупный коммерческий проект», — объясняет Наталья Франтовская.

Производство линий по розливу воды перестало быть для NPM Group приоритетным бизнесом 030_expert-sibir_01-04.jpg Фото: Михаил Кичанов
Производство линий по розливу воды перестало быть для NPM Group приоритетным бизнесом
Фото: Михаил Кичанов

История продукта началась с обращения в NPM Group руководителя компании «Тогучинское молоко», который попросил сделать бюджетный аналог итальянского аппарата по продаже свежего молока в розницу. Получившийся образец оказался втрое дешевле европейского — 300 тысяч руб­лей против одного миллиона.

За два года компания произвела и установила в супермаркетах Новосибирска 15 молочных аппаратов емкостью 200 литров, до конца декабря их количество возрастет до 20, к апрелю — до 50. «Для нас это пилотный проект. Мы не хотим просто продавать автоматы, мы хотим продавать технологию. Отработать всю производственно-логистическую цепочку: от фермы до конечного покупателя. Сейчас по этому проекту мы работаем с хозяйством «Скала» (Колыванский район), на базе которого собственными силами организовали цех по пастеризации молока. Просчитываем все возможные затраты и риски. Думаю, в ближайшее время сделаем рынку пакетное «молочное» предложение с экономически обоснованными инвестициями и доходами», — рассказывает Наталья Франтовская.

Этот проект в NPM Group называют социальным. Во-первых, он позволит больше зарабатывать сельским переработчикам, ведь львиную долю в конечной стоимости молока занимает торговая надбавка. Во-вторых, потребитель получит натуральное молоко без консервантов со сроком годности всего три дня.

Другим перспективным направлением для компании стало производство приборов для приготовления талой питьевой воды в бытовых условиях. Пока приборы AquaOn — изготовленный вручную дорогой штучный товар. Стоимость выполненных из натурального кедра «бочонков» составляет 80 тыс. руб­лей. В месяц выпускают порядка 50 штук. Запуск серийного производства — перспектива 2015 года. Ожидается, что в этом случае стоимость прибора снизится до пяти–шести тысяч руб­лей за счет фактора масштаба и использования более дешевых материалов.

«Из курса физики известно, что при замерзании воды содержащиеся в ней соли и примеси вытесняются к середине. Так вот, наш прибор сконструирован так, чтобы высвобождать из замершей воды ненужные и даже вредные компоненты. Таким образом, мы получаем воду, по свойствам приближающуюся к родниковой», — подчеркивает Дмитрий Кувшинов. Срок превращения воды из-под крана в талую занимает примерно восемь часов.

И, наконец, третье направление, с которого, собственно, и начался бизнес NPM Group, — изготовление линий по розливу воды в 19-литровые бутыли (Waterpak) производительностью от 75 до 1 200 бутылей в час. За все время работы компания произвела и реализовала порядка 120 таких продуктов. Стоимость линии мощностью 450 бутылей в час — 4 млн руб­лей.

«Сегодня это направление не входит в число приоритетных для компании. Рынок чистой воды стагнирует. Российские производители вынуждены конкурировать с дешевой и качественной импортной продукцией как европейского, так и китайского производства. Больших перспектив мы здесь для себя уже не видим», — говорит Наталья Франтовская. По ее словам, еще совсем недавно доля NPM Group на этом рынке в стране достигала 30%.

Мировой бренд

В 2015 году основные усилия NPM Group намерена сконцентрировать на экспорте «пегасов». Новосибирский производитель присутствует на мировом рынке с 2008 года, поставляя через дилеров продукцию во все страны мира. Сейчас доля экспорта в продажах компании достигает 10–15%. Но международное направление динамично растет, и предприятие делает на это ставку. К примеру, в России «живое» пиво обычно разливают в ПЭТ-тару, и устройства PEGAS для российского рынка стоят 2,5–8,3 тыс. руб­лей. В странах Европы же такое пиво по традиции покупают в граулерах — стеклянных бутылках. И решение для этого рынка стоит уже порядка 1 тыс. евро. Срок службы изделия — три–пять лет. Производитель рассчитывает уже через два–три года сравнять объемы продаж в регионы России и за рубеж. Интересно, что основной импортер продукции новосибирской компании — США.

«Все наши продукты запатентованы, причем как в России, так и за границей. Мы видим, что они интересны зарубежному рынку. Проблема лишь в том, что у нас, по сути, советское качество изделий. Устройства надежны и вполне удовлетворяют потребности российских покупателей, но недостаточно хороши для взыскательного западного рынка. Да, наши изделия хорошо там продаются, но только из-за отсутствия других предложений. На исправление этой ситуации и направлена модернизация и дооснащение нашего производства современными станками», — замечает Наталья Франтовская.

Главными каналами продвижения своих пеногасителей на мировой рынок компания считает участие в международных выставках и развитие Интернет-ресурсов. В планах NPM Group — перевести сайт на 20 иностранных языков (сегодня он понятен людям, владеющим шестью европейскими языками, ивритом и корейским).

Тревожные ожидания

А вот доля российского рынка пеногасителей для NPM Group, судя по всему, будет снижаться. Во-первых, несколько лет назад у компании появились конкуренты. По словам Натальи Франтовской, «на рынке есть неплохие решения». И если в 2009 году у компании было 100% рынка, то сегодня — уже 90%. Одним из наиболее крупных конкурентов выступает торгово-промышленная группа «Альянс», выпускающая пеногасители под брендом WINTAP. Продукция производится в Китае. Заметны на рынке и устройства итальянской компании CEM — они тоже в основном собираются в Китае.

Вторая проблема — продолжающееся снижение потребления пива россиянами. Причина этого явления — запретительные меры со стороны государства. «Рынок пива продолжает снижаться по всей стране, и Сибирь не является исключением, — говорит Ольга Егорова из «Балтики». — На это влияет и рост акциза на пиво темпами, опережающими инфляцию, и затянувшийся процесс адаптации потребителей к закрытию нестационарных точек продаж, а также избыточное регулирование пивоваренной отрасли, включая ограничение продаж пива по месту и времени. Ни в одной стране мира, кроме России, нет такого жесткого ограничения рынка пива, непредсказуемого введения все новых и новых нелогичных запретов, которые обосновываются якобы борьбой со злоупотреблением алкоголя».

Одна из последних инициатив государства — предложение по уменьшению емкости ПЭТ-упаковки для пива до 0,5 литра. «Ни для кого не секрет, и это подтверждают исследования — искусственное ограничение объема потребления пива провоцирует рост потребления крепкого алкоголя. Принятие инициативы по ограничению объема ПЭТ-тары для розлива пива крайне негативно скажется на состоянии пивного рынка Сибири, так как в Сибирском федеральном округе значительные объемы пива реализуются в ПЭТ-упаковке», — подчеркивает Егорова. Звучат на федеральном уровне инициативы и о полном запрете ПЭТ-тары. В целом объем российского рынка пива с 2008 по 2013 год снизился на 24%.

Соглашаясь с правильностью выбранного федеральными властями вектора на оздоровление нации, ограничение и уж тем более запрет продажи пива в ПЭТ-упаковке Наталья Франтовская считает нелогичным шагом, более того, рынок к этому не готов физически. В России сегодня нет столько мощностей по производству стекла и алюминиевой банки, чтобы удовлетворить спрос после запрета пластиковой тары. Это неизбежно приведет росту цен на пиво и переориентации потребителей на крепкий алкоголь.

Впрочем, пока NPM Group демонстрирует стабильный рост. При годовой выручке в полмиллиарда руб­лей компания по итогам 2014 года увеличила продажи на 30%. Годом ранее выручка приросла лишь на 15%. Всю прибыль NPM Group и в 2015 году намерен направлять на модернизацию производства. Только в этом году компания вложила в новое оборудование 50 млн руб­лей.

«Эксперт Сибирь» №1-4 (438)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама