Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

В одном котле

2015

Очередной экономический кризис в стране может сыграть на руку «Бийскому котельному заводу» (входит в Холдинговую Группу «ТЭП-Холдинг»). Воспользовавшись ситуацией, предприятие намерено не только освоить новое для себя направление — производство котлов для «средней энергетики» — но и захватить существенную часть этого рынка

Импортозамещение для «Бийского котельного завода» (ОАО «БиКЗ») оказалось не пустым звуком. Экономические явления, происходящие в стране и в мире, действительно могут стать толчком для развития как Бийского завода, так и отрасли в целом, считает руководство предприятия, именно поэтому провести модернизацию производства было решено в самое ближайшее время. «Во время общего спада на рынке котельного оборудования, который, скорее всего, продлится около двух лет, есть возможность модернизировать оборудование наименее безболезненно, — рассказывает генеральный директор ОАО «БиКЗ» Дмитрий Фомченков. — За это время нужно провести глубокое техническое переоснащение завода, чтобы к началу подъема потребительского спроса завод был готов удовлетворить потребности сегмента».

«ТЭП-Холдинг» планирует вложить в модернизацию оборудования «Бийского котельного завода» около 200 млн руб­лей. Новые производственные линии, которые позволят сократить сроки изготовления котлов для «малой энергетики» и выйти на рынок «средней энергетики», будут запущены уже в июне этого года. Поясним, что характерной чертой установок в малой энергетике являются компактные размеры и, как правило, мобильность конструкций. Оборудование для «средней» энергетики характеризуется гораздо большей мощностью и размерами, в том числе и котлов.

Смена прописки

История Бийского котельного завода, как и многих промпредприятий, началась в военном 1942 году, когда около полутора тысяч различных предприятий оборонной промышленности и машиностроения были спешно вывезены из прифронтовой полосы в тыл — на Урал и в Сибирь. К началу 1942 года из девяти заводов, выпускающих котлы и котельно-вспомогательное оборудование, работал лишь один Кусинский чугунолитейный, и то не на полную мощность. Другие котельные заводы находились на оккупированной территории. Тогда и возникла острая необходимость в кратчайший срок организовать производство котлов для обеспечения ими перевезенных в тыл новых фабрик и заводов. Официальной датой основания Государственного Союзного Бийского котельного завода, как тогда называлось предприятие, является 17 апреля 1942 года.

Сегодня «БиКЗ» входит в Холдинговую Группу «ТЭП-Холдинг», который специализируется на изготовлении, проектировании, реконструкции, модернизации котельного и котельно-вспомогательного оборудования. Холдинг также включает Кусинский литейно-машиностроительный завод в Челябинской области (приобретен в 2006 году) и Белоозерский энергомеханический завод (Республика Беларусь). ОАО «Бийский котельный завод» является ведущим предприятием холдинговой группы, доля «БиКЗ» в общей прибыли превышает 50%. Уточним, что «ТЭП-холдинг» появился 1 июля 2007 года, а до этого — в 2003 году «БиКЗ» был выкуплен новыми владельцами. С тех пор завод принадлежит собственнику с Екатеринбургской пропиской.

С 2004 по 2007 год завод активно развивался, появилось много заказчиков, разрабатывались новые виды продукции. «Это связано еще и с тем, что в целом экономика России тогда была на подъеме, — вспоминает первый заместитель генерального директора ОАО «БиКЗ» Олег Харций. — До 2008 года рынок котельного оборудования был растущим. После кризиса многие компании, пытаясь сэкономить, стали ремонтировать котлы, прак­тически не покупая новые. Рынок снова начал падать, но с 2010 года начался очередной подъем. Сейчас ситуация в отрасли непонятна, однако нужно признать, что заказов стало значительно меньше».

Из малых в средние

До недавнего времени «Бийский котельный завод» специализировался на производстве котлов и оборудования исключительно для сегмента «малой энергетики» (паровые и водогрейные котлы). Однако на волне повышающейся рыночной конкуренции, а также для снижения влияния «сезонности» на загрузку производства, было принято решение расширить номенклатурный ряд производимого оборудования в сторону рынка «средней энергетики», с этой целью и задумалось техническое переоснащение. Кроме того, помимо освоения новой ниши предприятие намерено еще сильнее закрепиться в сегменте «малой энергетики». Как рассказывает Олег Харций, до кризиса в «малой энергетике» основными сильными конкурентами были иностранные компании, в основном из Австрии и Италии с долей рынка по водогрейным котлам более 30% и паровым котлам более 20%. Сегодня в связи с последними событиями в стране эти компании начинают уходить с рынка, и наша задача суметь занять освободившуюся нишу, и, так сказать, вплотную заняться импортозамещением. Сейчас в сегменте «малой энергетики» сформировалась высокая конкуренция, также ее усиливает большое количество некрупных компаний, зачастую производя продукцию сомнительного качества. Доля «БиКЗ» на рынке по паровым котлам — не менее 30%, по водогрейным котлам — около 3%.

«Паровые котлы бывают малой мощности — до 25 тонн пара в час, и средней — с 35 до 120 тонн пара в час. Именно рынок котлов средней мощности «БиКЗ» сейчас осваивает. Котлы для «средней энергетики» и котлы-утилизаторы используются, в том числе, для химической, нефтеперерабатывающей отраслей промышленности.

Помимо паровых, в «средней энергетике» используются и водогрейные котлы, их «БиКЗ» начал делать в 2009 году, мощность таких котлов измеряется в Гкал в час. Один из них (водогрейный котел большой мощности) эксплуатируется на Новосибирской ТЭЦ-4. Запуск произошел в конце прошлого года. Установка такого котла позволяет обеспечить увеличение тепловой мощности оборудования ТЭЦ-4 и повысить надежность отпуска тепловой энергии потребителям, а также в дальнейшем обеспечит возможность подключения дополнительных тепловых нагрузок. Для сравнения — один дом потребляет порядка 1 Гкал, тепловая мощность нового котла — 120 Гкал в час. Значит, новая установка обеспечит теплом более 100 жилых и социальных объектов.

Проект для ТЭЦ-4 был реализован за три года, процесс включал в себя разработку проектной документации, изготовление самого котла, проект и изготовление автоматики, а также монтаж и пуско-наладку. Этот котел стал для Бийского котельного завода самым мощным из выпущенных на предприятии за последние 40 лет.

На рынке «средней энергетики» сформировалась своя конкуренция, хоть и не такая напряженная, как в сегменте малой энергетики. Основными конкурентами «БиКЗ» на этом рынке стали такие крупные заводы, как ООО «Белэнергомаш — БЗЭМ», АО «Завод котельного оборудования» в городе Алексеевка (Белгородская область), «ЗиО-Подольск» (Московская область) и другие. До недавнего времени с «Бийским котельным заводом» активно конкурировал «Барнаульский котельный завод», однако сейчас на предприятии сложная экономическая ситуация, и его дальнейшая деятельность остается под вопросом. «В настоящее время в отрасли «большой энергетики» наблюдается избыток мощностей. Однако потребителям при достаточно высокой стоимости кВт/ч и Гкал становится все более интересно вводить и модернизировать собственные источники тепловой и электрической энергии. Таким образом, происходит перевес ввода мощностей в сторону «малой» и «средней энергетики», — поясняет Дмитрий Фомченков. — На этом фоне мы выигрываем, потому что можем предложить заказчикам номенклатурный ряд оборудования как в «малой», так теперь и в «средней» энергетике. Однако это не означает, что «БиКЗ» впоследствии может отказаться от производства оборудования для малой энергетики, в планах — развиваться в двух направлениях одновременно: выпускать стандартную номенклатуру и осваивать новую продукцию».

Собрать на автомате

Программа модернизации на Бийском котельном заводе была принята в 2014 году. Вскоре предприятие при­обрело в Китае, у одного из мировых лидеров по производству данного типа оборудования, высокопроизводительный технологический комплекс по изготовлению газоплотных мембранных панелей котлов. «Технологический комплекс включает дробеочистную камеру (удаляет ржавчину и подготавливает поверхность котла к эксплуатации в агрессивных средах); станок для обработки кромок, который обеспечивает необходимый скос кромок для изделий; установку аргонно-дуговой сварки, с помощью которой можно удлинять трубы до необходимой длины; калибровочную машину — устройство для размотки, калибровки и очистки полосы; сварочный портал, позволяющий сваривать пять труб одновременно, а также панелегиб, который позволяет гнуть панели максимальной шириной 2 000 мм на максимальный угол 150 градусов, — рассказывает директор по производству ОАО «БиКЗ» Сергей Кунц, показывая производственные цеха завода. — Вот здесь и будет стоять этот новый производственный комплекс, а проще говоря, автоматическая линия по изготовлению котлов», — говорит Сергей Кунц, указывая на огромную, пока что пустующую в цехе площадку.

«Всего цехов на заводе пять, — рассказывает Сергей Кунц, ведя по территории предприятия. — Первый — цех энергетических котлов. Второй — каркасно-заготовительный. Здесь проходит подготовка комплектующих — на трех больших участках выпускают каркасы, рубят швеллера, листовой прокат и заготавливают трубы. В третьем цехе проходит сборка оборудования. Четвертый цех — механосборочный. А в пятом изготавливают барабаны, различные емкости — те продукты, которые являются самыми дорогостоящими элементами котлов.

Водогрейный котел, изготовленный «БиКЗ» для Новосибирской ТЭЦ-4, стал самым мощным из выпущенных на предприятии
за последние 40 лет, этот проект и ознаменовал освоение Бийским заводом рынка оборудования для средней энергетики 017_expert-sibir_15.jpg
Водогрейный котел, изготовленный «БиКЗ» для Новосибирской ТЭЦ-4, стал самым мощным из выпущенных на предприятии за последние 40 лет, этот проект и ознаменовал освоение Бийским заводом рынка оборудования для средней энергетики

«Рынок «средней» энергетики предъявляет очень высокие требования к качеству оборудования, — продолжает экскурсию директор производства завода. — До приобретения линии газоплотные панели варили вручную, но это менее качественно и более трудоемко. Запуск нового оборудования, который автоматизирует этот процесс, должен произойти в июне этого года. Один из самых важных процессов на котельных заводах — сварка, поэтому техническое переоснащение предприятия включает в том числе модернизацию сварочного оборудования. Недавно на «БиКЗ» был установлен так называемый сварочный портал, который варит панели шириной до двух тысяч миллиметров под флюсом, а также оснащен восемью сварочными инверторами и позволяет выполнять сварку на скоростях до 1 100 мм/мин. А установка аргонно-дуговой сварки, которую завод также приобрел недавно, позволяет удлинять трубы до необходимой длины путем выполнения стыкового соединения с многослойной сваркой в среде аргона».

Помимо качества новое оборудование позволит улучшить производительность. «Например, для того, чтобы сделать котел КВ-Ф-29 («малая» энергетика) в газоплотном исполнении требуется порядка 40 дней и около 30 сварщиков, и это считается хорошим показателем в отрасли, — поясняет Кунц. — При использовании автоматический линии мы сокращаем срок производства до 14–30 дней, в среднем в два раза, и для работы нужны около 8–10 человек. При этом сокращать персонал мы не планируем, — сразу оговаривается Сергей Кунц. — Планов по развитию много, поэтому квалифицированные сварщики будут перераспределяться на другие цеха и подразделения».

Однако одна из главных проблем отрасли, как и всего промышленного сектора, — нехватка квалифицированных кадров. «Проблема стоит очень остро, кадры ищем по всей стране, — сетует Олег Харций. В том числе активно привлекаем студентов на практику, однако преодолеть провал, который произошел между молодым и старшим поколением, до сих пор не удается. Нехватка специалистов, по мнению руководства «БиКЗ», связана как с несовершенством всей образовательной системы, так и с отсутствием интереса у молодых людей работать на предприятии. «Если взять Бийский технологический институт, то сегодня на кафедре технологического машиностроения обучается всего шесть человек,— приводит пример Харций. — А в этом году, по-моему, даже группу не набрали. Сегодня молодому человеку, который хоть что-то понимает в котлах, проще пойти в менеджеры по продаже этих самых котлов».

След кризиса

Несмотря на то, что ТЭП-Холдинг решил использовать кризис для освоения новых рынков, экономические коллизии не прошли незаметно. «Этот котел уже готов, — объясняет Сергей Кунц, сопровождая нас в очередном производственном цехе и показывая на огромную бордовую конструкцию. — Ждет, когда его отправят заказчику, он был сделан по предоплате, нужен был срочно, а теперь вот стоит, так как полную стоимость котла заказчик оплатить сейчас не может».

Как отмечают на предприятии, рынок практически застыл на месте. «Нам помогают друзья из СНГ — Беларуси и Казахстана, — улыбается Харций. — Сейчас заказы идут в основном оттуда, а российский рынок замер, приостановлены работы даже на тех объектах, по которым уже были проведены тендеры». К тому же компании пришлось скорректировать стоимость своей продукции, так как подорожали комплектующие для оборудования, а цена на металл возросла примерно на 15–20% в среднем, а арматура на 40% и выше, сообщают на «БиКЗ».

«Нехватки сырья нет, просто со стороны поставщиков проводятся определенные спекуляции с целью поднять цену, — объясняет Сергей Кунц. — У нас по срокам есть контрактные обязательства перед заказчиками, они всегда четко прописаны и мы должны их выполнять. Однако в последнее время мы сталкиваемся с тем, что, заказывая, к примеру, металлические листы, поставщики зачастую тянут время и не сообщают о наличии сырья, а как только цена на рынке поднимается, они начинают продавать метал по завышенной и более выгодной для них цене! — восклицает Сергей Кунц. — Кроме того, поставщики зачастую склоняют покупать большой объем сырья, который нам не нужен, либо взаимодействовать по индивидуальному заказу, что приводит к удорожанию сырья и увеличению сроков доставки». Основные поставщики «ТЭП-Холдинга» — Первоуральский новотрубный завод, ООО «Уральская сталь», а также небольшие металлургические компании Уральского федерального округа. Сейчас рентабельность производства котлов составляет примерно 15–20%, но как может измениться этот показатель в текущих условиях, в компании назвать затруднились.

В «средней энергетике» изготовление одного котла, вместе с проектированием занимает примерно год, в отличие от котлов для «малой энергетики». Запустив новое производственное направление, компания надеется снять сезонный фактор и обеспечить предприятию круглогодичную загрузку.

Сегодня на «БиКЗ» по емкости и по сложности изготовления выпускают разные изделия, к примеру, в месяц на заводе можно запустить в производство три–четыре больших котла и изготовить семь–десять котлов для малой энергетики. «Сказать определенно, сколько производится единиц продукции за месяц в штуках, очень сложно, — говорит Харций. — Поэтому производительность предприятия, как правило, оценивается в тоннах. В прошлом году завод выпустил около семи тысяч тонн готовой продукции, в этом году мы планируем выйти на 12 тысяч тонн готовой продукции — это общая мощность обоих направлений, при этом объем прибыли прогнозировать практически невозможно, так как многое зависит от того, как компания отработает на тендерах».

Парад контрафакта

Работа в отрасли производства котельного оборудования всегда осложнялась наличием на рынке контрафактной продукции, произведенной кустарным методом. «Самое сложное в изготовлении котла — это барабан, говорит Сергей Кунц, показывая на конструкцию цилиндрической формы, внутри которой сваривает детали рабочий. — Сам котел сделать несложно, трубы в нужную форму нагнуть все смогут». На мелких предприятиях барабан варится вручную, а на крупных заводах есть специальный стенд для сборки барабанов, так называемый «паук», именно он обеспечивает прямолинейность барабана — а это основное его техническое требование. Сварка ручным способом не может гарантировать того, что барабан в скором времени не «поведет».

Бывает и так, что на «БиКЗ» обращаются с жалобой, когда абсолютно новые котлы выходят из строя. На проверке оказывается, что те же контрафактники устанавливают в новый каркас барабан «БиКЗ», произведенный еще в 1980-х годах, и это выясняется только при разборке котла.

Собственный брак «БиКЗ» составляет примерно 1–1,5%. Причины различные: как собственные ошибки, так и проблемы с поставкой некачественного сырья.

«Связанный с этим случай произошел относительно недавно, при поставке котла в Беларусь, — вспоминает Сергей Кунц. — В процессе эксплуатации произошло расслоение листа, из которого сделан барабан, это явный брак поставщика металла. Тем не менее, специалисты по устранению дефектов выехали на место и устранили неполадку. Другой случай связан с поставкой оборудования в Татарстан — в барабане образовалась трещина. Как выяснилось, заказчик использовал котел на ту мощность, на которую он просто не рассчитан, соответственно, его перегрел. Претензий к компании он не имеет, потому что понимает, что это то же самое, что пытаться выжать из «жигули» 200 км в час. Тем не менее, мы всегда стараемся помочь нашим партнерам и снять все возникшие вопросы».

«Эксперт Сибирь» №15 (448)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама