Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Разрушительный трафик

2015
Фото: Михаил Кичанов

Единственный способ остановить разрушительное воздействие на плотину Братской ГЭС растущего автомобильного трафика и грузовых железнодорожных перевозок — построить мост через Ангару в нижнем бьефе ГЭС и вынести авто- и железную дорогу

Воспетая поэтом Евгением Евтушенко Братская ГЭС перегружена потоками автомобильного и железнодорожного транспорта, вибрация от которых самым негативным образом сказывается на конструкции плотины. Причем с каждым годом транспортный трафик увеличивается.

«Результаты наблюдений на Братской ГЭС показали, что проходящие по плотине грузовые составы являются основным источником техногенных вибровоздействий на бетонную плотину как по силе, так и по продолжительности воздействия и частоте», — заявили «Эксперту-Сибирь» в пресс-службе федерального Ростехнадзора.

Решение проблемы износа ГЭС и сохранение федерального автомобильного и железнодорожного сообщения через Братск оценивается в 52 млрд рублей.

Под давлением

Через плотину Братской ГЭС проложена электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль. Исследования показали, что неудовлетворительное состояние дренажа приводит к просачиванию воды через деформационные швы на нижнюю часть консоли, что приводит зимой к появлению наледей. Наиболее проблемный участок — правобережная насыпная плотина, в дренажной галерее которой наблюдаются суффозные выносы — размывание грунта.

Показания пьезометров на Братской ГЭС выявили изменение уровней при прохождении поездов в пределах двух–четырех сантиметров. То есть установлен факт пульсации градиента фильтрационного потока в правобережной плотине под влиянием движущегося железнодорожного транспорта. Прохождение поездов также приводит к регулярному возникновению остаточных микросмещений на швах между секциями бетонной плотины.

Проблема усугубляется растущими год от года объемами грузоперевозок по железнодой дороги. «Для нашей дороги 2014-й стал годом рекордов. Зафиксирован абсолютный исторический максимум по объему грузооборота (211 млрд ткм). Установили рекорд по весу грузового поезда на Транссибе и БАМе (8 000 и 7 100 тонн)», — говорил в недавнем интервью «Эксперту-Сибирь» начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов (см. «БАМ — это не только железнодорожный проект» в № 21 за 2015 год).

«Модернизация Транссиба и БАМа идет полным ходом: прокладываются новые пути, реконструируются станции... Конечная цель — пропускать по БАМу 27 пар поездов и перевозить 50 миллионов тонн грузов в год. То есть вдвое больше, чем сейчас. Первый этап реализации проекта рассчитан до 2017 года. В нынешнем году планируем сдать первые объекты и запустить по ним движение», — подчеркнул Фролов.

За последние пять лет интенсивность движения транспорта по плотине Братской ГЭС увеличилась на 30%. «Счетчик интенсивности на выезде из Братска показывает 2 236 автомобилей в сутки (транзитный транспорт). Через ГЭС проходит не менее пяти тысяч автомобилей в сутки, — комментирует ситуацию пресс-служба Минтранса России. — При проезде грузового транспорта через ГЭС ощущаются вибрации. При проведении ремонтных работ на автомобильной дороге Братской ГЭС в 2013–2014 годах были серьезные затруднения движения. Проезд расстояния в пять километров занимал два часа. Произведен ремонт покрытия на участке три километра. Текущее состояние удовлетворительное. При ДТП на участке автомобильной дороги через ГЭС движение парализуется полностью до момента ликвидации последствий».

«Начиная с первых лет эксплуатации ГЭС, на автодорожном мосту возникали аварии. То каток при транспортировке при резком торможении съехал с трейлера, то водитель самосвала не справился с управлением и, пробив защитное ограждение, завис над машинным залом. Все это и риски возможных ДТП всегда подталкивали руководство станции к постановке вопроса о строительстве мостового перехода в нижнем бьефе», — говорит директор Братской ГЭС Андрей Вотенев.

По данным Минтранса РФ, подходы к Братской ГЭС (6,7 км на левом берегу и 12 км на правом берегу) находятся на балансе Братского муниципалитета. Дорога через Братскую ГЭС (5,1 км) — под управлением ОАО «Иркутскэнерго» (входит в ОАО «ЕвроСибЭнерго»), при этом земляные плотины — собственность РусГидро, а бетонная плотина — принадлежит Иркутскэнерго.

 021_expert-sibir_25.jpg Фото: Михаил Кичанов
Фото: Михаил Кичанов

В ожидании моста

Еще в 2009 году, сразу же после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, Прибайкальское управление Ростехнадзора выдало собственнику станции предписание: проработать вопрос о снижении вибрационных воздействий от проходящего железнодорожного транспорта по плотине Братской ГЭС и контролю над их уровнями, а также проработать вопрос строительства железнодорожного и автомобильного моста через Ангару в нижнем бьефе гидростанции.

В 2010 году Иркутскэнерго, РЖД и генеральный проектировщик Братской ГЭС (Институт Гидропроект) начали прорабатывать вопрос о возможности укладки бесстыкового пути для исключения воздействия на гидротехнические сооружения от проходящих автомобилей и железнодорожных составов.

Для решения проблемы разрушения ГЭС, Иркутскэнерго выступило с технико-экономическое обоснованием строительства совмещенного мостового перехода через Ангару в нижнем бьефе Братской ГЭС и выноса авто- и железной дороги. Расчетная стоимость инвестиций — 52 млрд рублей.

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору поддерживает необходимость строительства железнодорожного и автомобильного переходов в нижнем бьефе Братской ГЭС с целью снижения нагрузки на гидротехнические сооружения», — сообщили в Ростехнадзоре.

Ожидается, что «братский» проект реализуют на принципах частно-государственного партнерства. Однако сроки его воплощения в жизнь пока не определены. «В федеральной целевой программе по развитию транспортной системы до 2020 года строительство мостовых переходов через реку Ангара в Братском районе не планируется», — лаконично отметили в Минтрансе РФ.

Впрочем, на самой ГЭС не сомневаются: реализация проекта по строительству моста через Ангару и выносу авто- и железной дороги — это вопрос времени. «Безусловно, строительство мостового перехода в нижнем бьефе будет выполнено. Это объективная необходимость. Просто нужно соблюсти все процедуры и согласования для принятия официального решения», — считает Андрей Вотенев. Документы по обоснованию строительства моста прорабатываются в Правительстве РФ, сообщил директор ГЭС.

А пока Иркутскэнерго продолжают вести мониторинг воздействия авто- и железнодорожного транспорта на бетонную конструкцию плотины Братской ГЭС. «С помощью специализированной организации мы проводим анализ и оценку всех ранее выполненных работ по теме влияния транспорта на сооружения Братской ГЭС и намечаем мероприятия по детализации измерений. Для более качественного анализа необходимо проводить углубленный мониторинг состояния строительных конструкций, земляных и бетонной плотины. Безусловно, существуют постоянные риски аварий как на автодороге, так и на железной дороге в зоне гидротехнических сооружений ГЭС. Никто от этого не застрахован. Оценка последствий зависит от масштаба аварий на транспорте», — подчеркнул Андрей Вотенов.

Братская ГЭС — одна из крупнейших и наиболее известных ГЭС России. Является второй, после Иркутской ГЭС, ступенью Ангарского каскада ГЭС. Строительство гидростанции велось с 1954 по 1967 годы. Длина бетонной гравитационной плотины — 924 метра, максимальная высота — 124,5 метра. Установленная мощность Братской ГЭС — 4 500 МВт. В здании ГЭС установлено 18 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 250 МВт, работающих при расчетном напоре 106 м. Существует возможность увеличения установленной мощности до 5 000 МВт (путем установки двух дополнительных гидроагрегатов). Братская ГЭС является основным поставщиком электроэнергии для Братского алюминиевого завода. Для передачи электроэнергии потребителям от подстанции ГЭС отходит пять ЛЭП-500 кВ и 20 ЛЭП-220 кВ. Средне­годовая выработка находится в пределах 23–25 млрд кВт/ч. В многоводные годы выработка достигает значения 30 млрд кВт/ч. Братская ГЭС контролируется ОАО «Иркутскэнерго», при этом земляные плотины ГЭС находятся в собственности ОАО «РусГидро».

«Эксперт Сибирь» №25 (455)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама