Неигрушечное дело

Русский бизнес
Москва, 07.09.2015
«Эксперт Сибирь» №37-38 (461)
Томское предприятие с 2016 года первым в России начнет выпуск трикотажного полотна

Удивительно, но факт. Российская легкая промышленность, которую скептики уже давно считают сгинувшей под натиском китайского ширпотреба, все еще жива, хотя и занимает в общем объеме реализуемой продукции всего 25%. Все остальное — импорт. Еще более удивительно то, что на регио­нальном уровне не только выживают, но и успешно развиваются небольшие по нынешним меркам, но вполне конкурентоспособные предприятия легкой промышленности. Главное условие такого развития — перманентное расширение ассортимента и поиск ниш, в которых можно бросить вызов импорту.

Небольшое томское предприятие — фабрика «Царина», известная своими мягкими игрушками, детским трикотажем, постельными принадлежностями и домашней обувью (да-да, простые домашние тапочки!) — решило пойти ва-банк и запустить в скором времени производство ворсового трикотажного полотна. Надо отметить, что в томской легкой промышленности доля текстильного и швейного производства не превышает 28%. А здесь — реальная ставка на прорыв. На предприятии будут выпускать различные виды флиса, гладкокрашеные полотна, а также полотно с печатным рисунком. И самое главное — новая линия станет первым подобным производством на территории России. Объем выпуска первоначально составит 360 тонн полотна в год с возможностью увеличения до 1,5 тыс. тонн.

«Мы делаем проект по производству тканей — трикотажного полотна. Он уже прошел экспертизу, надеюсь, осенью мы получим полный пакет документов. Предполагается создание производства тканей, в том числе тех, из которых мы будем делать игрушки, спортивную одежду. Также будем продавать ее в регионы РФ. В стране нет еще такого производства», — отмечает директор фабрики «Царина» Александр Горбатенко.

От тапочек до мануфактуры

«Царина» начала работать в Томске в 1998 году в течение нескольких лет становилась победителем торгов на поставку губернаторского подарка для новорож­денных. Фабрика пережила все — жесткую конкуренцию с зарубежными производителями, отсутствие отечественного сырья, изношенность и отсталость оборудования, нехватку кадров и оборотных средств, наличие на рынке контрафактной и контрабандной продукции, несколько кризисов. В этом смысле история предприятия достаточно типична. Нетипично другое — за несколько лет предприятие переоснастилось и смогло кратно увеличить объемы выпуска. Сегодня здесь ежегодно производят десятки тысяч различных изделий — игрушки, тапочки, постельное белье, детскую одежду, одеяла, спальники, подушки, рюкзаки и т.д. Но новая текстильная линия — это уже не швейный цех.

По словам директора фабрики, стоимость проекта составляет более 150 млн руб­лей. Начать строительство цеха планируется уже в конце текущего года, а собственно запуск производства начнется в течение полугода после начала строительства.

 021_expert-sibir_37-38_1.jpg

«Мы проанализировали рынок с помощью данных таможенных органов, — говорит Александр Горбатенко. — Он есть, он большой и занят только китайскими импортерами. У нас есть все возможности начать, но с федеральным финансированием очень тяжело. Областная администрация, возможно, выступит гарантийным фондом по кредитам. Под проект импортозамещения можно получить кредит по льготной ставке порядка пяти процентов годовых».

Директор уточняет, что проект предполагает приобретение оборудования в Китае, монтаж, пусконаладочные работы, реконструкцию производственных площадей, строительство дополнительной подстанции и газовой котельной. На новом производстве будет создано более 30 рабочих мест.

А пока предприятие собирает деньги на проект, «Царина» работает в штатном режиме, и к новому учебному году на фабрике сшили первую партию школьной формы для мальчиков и девочек, а также школьные ранцы. «Мы выпустили около десяти тысяч комплектов школьной формы, в единицах — это около 30 тысяч. Партия ранцев небольшая — около тысячи. Планируем развивать это направление. Вступили мы в этот рынок, думаю, успешно. Предварительные итоги не разочаровывают», — говорит Горбатенко.

Форму фабрика шьет из полушерстяных белорусских тканей и высококачественных сорочечных тканей из Китая. Средняя оптовая цена одного комплекта составляет 1,6 тыс. руб­лей. Школьные ранцы, изготовленные на фабрике, тоже отличаются доступной ценой — от 500 до 800 руб­лей. С такими ценами вполне можно встать рядом с китайскими товарами.

Игрушки — бизнес не шуточный

Настоящая слава пришла к фабрике несколько лет назад, когда та начала выпуск мягких игрушек. В то время здесь появилась самая большая гордость «Царины» — огромный станок для кройки, в программе которого имеется несколько тысяч лекал. Машина может заменить 45 закройщиков, а за сутки с ее помощью можно нарезать до 100 тыс. деталей, которых хватит для изготовления пяти тысяч игрушек.

«Собственно изготовление мягких игрушек сегодня занимает в производстве «Царины» всего около двух процентов, остальные 98 процентов — игрушка-упаковка для новогодних подарков (обычно в виде рюкзачков, куда помещались конфетные наборы. — Ред.) — говорит Александр Горбатенко. — Почему? Потому что крупнопоточное производство — самое эффективное и наименее затратное».

Несколько лет подряд «Царина» занималась массовым пошивом игрушечной упаковки для новогодних подарков кондитерских фабрик страны. Проект начался в 2002 году с заказа кондитерского дома «Восток», а сегодня в числе заказчиков многие крупные кондитерские предприятия страны от Москвы до Дальнего Востока. Тем не менее и на простые игрушки сил еще хватает. Самое сложное, по мнению директора, — придумать новую модель. Ведь если даже каждая сотая китайская фабрика разработает всего один образ, получится хороший ассортимент, а российским фабрикам приходится придумывать десятки моделей.

Каким быть новому образу игрушки, решают, как правило, не художники, а менеджеры по закупкам игрушек в оптовых компаниях и крупных кондитерских предприятиях. Иногда фабрика ставит в каталог что-нибудь особенное, ради любопытства. В 2010 году набрались смелости и предложили владельцам бренда «Смешарики» начать пошив одноименных игрушек в Томске. Идея была успешно реализована.

«Когда производство игрушек получило развитие, мы в качестве набивочных материалов использовали отходы синтепона, которые собирали со всех швейных фабрик вплоть до Барнаула, — рассказывает Александр Горбатенко. — Потом оказалось, что этих швейных отходов нам катастрофически не хватает. Все, что могли собрать, — это грузовую «Газель» в неделю, а нам требовалось иногда по три «Газели» в день. Вот тогда и появился «Шерстон». Нельзя сказать, что мы изобрели этот материал, но, по крайней мере, приложили руку к технологии. Полиэфирных компонентов связующего волокна в нем осталось 25 процентов, а 75 процентов — это овечья шерсть. В общем, получили новый материал. Он легкий, он держит структуру, не раскатывается».

 021_expert-sibir_37-38_2.jpg

После этого в «Царине» появилось производство набивочного материала.

Благодаря «Шерстону» помимо игрушек на фабрике открылось параллельное производство одеял и подушек. На тот момент самых недорогих в регионе.

Китайский синдром

Оборудование на «Царине» практически полностью зарубежное либо собранное по зарубежным аналогам. С сырьем та же история. Например, в СНГ осталось только три фабрики, которые выпускают искусственный мех. Но по качеству он фабрику не устраивает. Поэтому мех приходится покупать в Китае. Конечно, часть вопросов снимет новое производство, где-то есть смежные рынки, на которых можно купить необходимое, но пока зависимость от Поднебесной у легкой промышленности достаточно велика. А на уровне, скажем, кадровой конкуренции наши предприятия так и вовсе проигрывают.

«Фабрика постоянно испытывает кадровый дефицит, — говорит Александр Горбатенко. — Нам очень не хватает швей, готовых заниматься швейной работой на производстве. Но мы можем предложить зарплату около 15 тысяч руб­лей на одну ставку. Поэтому молодежь, имеющая среднее профессио­нальное образование в этой сфере, к нам не идет — они все хотят быть дизайнерами или модельерами».

«Царине» пытаются помогать в районном управлении образования (два цеха фабрики расположены в поселках Томского района). Например, начальник методического отдела районного управления образования Алена Панарина считает, что в районе есть, по крайней мере, две школы, имеющие хорошую базу по швейной специальности: «Я думаю, их ученики с радостью пошли бы работать на производство». Как отметил начальник управления образования администрации Томского района Сергей Ефимов, его ведомство старается собрать полную информацию по потребности районных предприятий в рабочей силе. «Фабрика «Царина» — одна из тех организаций, которая сама к нам обратилась за помощью. Я думаю, в ближайшее время мы постараемся решить вопрос с образованием детей района, желающих заняться швейным мастерством», — резюмирует начальник управления.

Директор «Царины» между тем, решая кадровые и технологические проблемы фабрики, ни в чем не винит китайцев. Напротив, относится к ним уважительно. «Предпринимательство в Сибири — дело непростое, — говорит Александр Горбатенко. — Климат накладывает свои отпечатки на распределение доходов. Причем здесь Китай? Имидж этой страны сформирован большей частью «челноками», которые мотались туда в девяностые годы за товаром. Сейчас там все по-другому. Мы часто ездим в Китай, смотрим технологии. И там все понятно. Цех стоит в поле, им не надо отопления, а у нас на отопление уходит много-много тысяч руб­лей в месяц. Плюс, если у них берешь кредит, то пять процентов — это самая большая ставка, а не как у нас. А если ты еще и на экспорт работаешь, тебе этот кредит может даром достаться. Однако и в наших условиях фабрика «Царина» растет».

ООО «Швейная фабрика «Царина» объединяет три предприятия, основанных в конце девяностых: «Токо», «Фабрику игрушки «Царина» и «Томскую кожгалантерею». «Царина» производит мягкие игрушки, упаковки для новогодних подарков, подушки, одеяла, постельное белье, детский трикотаж. Швейные цеха фабрики работают в Томске, Кожевникове, Моряковке и Юрге.

«Токо» выпускает домашнюю, прогулочную и специальную обувь. «Томская кожгалантерея» — дорожно-спортивные и хозяйственные сумки, синтепон, «Шерстон» (утеплитель, на 75% состоящий из овечьей шерсти) — и имеет собственное производство пластмассовой фурнитуры.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №37-38 (461) 7 сентября 2015
    Верной дорогой
    Содержание:
    Творить и зарабатывать

    Туристический бизнес в России получил шанс стать заметной отраслью в экономике. Идеи есть. Нужны грамотные инвесторы, правильные стратегии и разумные модели регулирования отрасли со стороны государства

    Реклама