Интервью

Москва, 29.08.2016


«Совдепия всем надоела»

05 oct 2015

Совладелец новокузнецких компаний «НефтеХимСервис» и «Инрусинвест» Александр Говор — о строительстве Яйского НПЗ, развитии сети АЗС ЛУКОЙЛ и продвижении McDonald’s в Сибири

Александр Говор — один из самых известных и разносторонних бизнесменов Кузбасса. Среди его крупных инвестиционных проектов — строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЯНПЗ), развитие по франшизе сети заправок «Лукойл» в Сибирском федеральном округе, открытие в начале сентября текущего года первого международного отеля в Кемеровской области — четырехзвездочного ParkInn by Radisson, строительство медицинской клиники и многофункционального фитнес-центра. Помимо этого, Говор — новый франчайзинговый партнер международной сети быстрого питания McDonald’s, его компания займется развитием этого бренда в Сибири. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Александр Говор рассказал об особенностях реализации своих инвест­проектов в СФО. 

Нефтеперерабатывающий бизнес

— Александр Николаевич, ранее вы говорили о том, что в августе–сентябре 2015 года начнется строительство второй очереди Яйского НПЗ. Как обстоит дело с реализацией этого проекта?

— Мы уже приступили к поэтапному выполнению второй очереди проекта. Буквально в середине сентября начали закупать оборудование и необходимые материалы для строительства. В конце 2015 года проект будет отдан на экспертизу. Как только преодолеем этот этап, начнется активное строительство.

— Не скорректировала ли экономическая ситуация планы по финансированию проекта?

— Не могу сказать, что произошли какие-то существенные изменения. С банками по-прежнему есть полное понимание, основные партнеры в реализации второй очереди, как и в первой — «Сбербанк» и «Альфабанк». Хотя есть предложение и от других банков. В строительство второй очереди будет вложено около 30 миллиардов рублей.

— Сроки завершения реализации проекта не изменились?

— До конца 2017 года мы должны построить вторую очередь НПЗ и до 2020 года третью очередь. Активная стадия строительства начнется в апреле–мае 2016 года. Планы не сдвинулись, потому что закупка оборудования и геологические исследования, которые сейчас и проходят, мы изначально относили к началу реализации второй очереди проекта. Мы начали вовремя, и отступлений от дорожной карты пока что никаких нет.

— Какова общая стоимость проекта НПЗ?

Уже потрачено порядка 20 миллиардов рублей, во вторую очередь, как я уже сказал, планируется вложить еще 30 миллиардов, соответственно общая стоимость строительства объекта оценивается в 50–52 миллиарда рублей.

— Какую продукцию сейчас выпускаете на НПЗ, как изменится ассортимент продуктов ГСМ после окончания строительства?

Выпускаем дизельное топливо, мазут, и низкооктановый бензин, который в том числе используется в химической промышленности. После завершения строительства в 2017 году к выпускаемой продукции добавятся бензины уровня Евро5. Принято решение Евро4 даже не запускать, так как мы сразу хотим вывести завод на высокую рентабельность, а конкуренцию выдержать можно только в том случае, если сразу вкладываться в глубокую переработку. Нелегко придется небольшим НПЗ, учитывая, что в 2017 году акциз на мазут будет 100 процентов, а значит перспектив, если не уйти в глубокую переработку, просто не останется. После завершения второй очереди продолжим выпускать дизельное топливо и бензин Евро5, постепенно снижая объем производства мазута.

— Вы заявляли, что проект предусматривает три очереди. Что будет включать в себя третья очередь?

— Да, третья очередь предусмотрена. Она предполагает увеличение глубины переработки и мощности. Глубину планируем увеличить с 77-ми до 93 процентов, а мощность — с 3,5 миллионов тонн до 6,5–7 миллионов тон, то есть в два раза. По завершении этого проекта полностью откажемся от выпуска на НПЗ мазута, запустим гидроочистку, и все виды бензинов и дизельного топлива будут проходить по ГОСТу. Реализация третьей очереди рассчитана с 2017 года по 2020 год. Такие сроки оговорены с Минэнерго. Объем инвестиций в третью очередь составит около 24 миллиардов рублей, соответственно все очереди проекта в сумме будут стоить ориентировочно 76 миллиардов рублей.

— Сейчас на территории Кемеровской области строится сразу несколько НПЗ, в том числе два проекта принадлежит холдинговой компании «Кем-Ойл». Как оцениваете такую конкуренцию?

— Не могу назвать эти НПЗ нашими конкурентами. У них совокупный объем переработки по итогам 2014 года составил 700 тысяч тонн, по итогам 2015 года планируется, насколько я знаю, около одного миллиона тонн. На Яйском НПЗ после завершения строительства второй очереди запланировано выпускать 3,5 миллиона тонн в год. Мы просто будем на одном рынке.

— Тогда как собираетесь соседствовать и делить рынок с такими гигантами, как Омский и Ачинский НПЗ?

— Основная задача после окончания реализации второй очереди — закрыть потребности в ГСМ рынка Кемеровской области, куда планируется поставлять 60 процентов производимых бензинов. Оставшиеся 40 процентов планируем поставлять в Новосибирскую и Томскую области, Красноярский край. Конечно, это ориентировочные расчеты, ведь есть еще и экспортный рынок. Сейчас мы поставляем 50–56 процентов выпускаемой продукции в Киргизию, Монголию, Узбекистан и отказываться от этих рынков не планируем.

Что касается конкуренции с Омским и Ачинским НПЗ, то я считаю, что мы сможем составить достойную конкуренцию. Главным образом за счет того, что транспортная составляющая в стоимости наших продуктов будет гораздо меньше. Если у них доля транспортных затрат в стоимости бензина — примерно три рубля на литр, то у нас будет около одного рубля. Это очень существенная разница на рынке нефтепродуктов.

— Насколько существенную поддерж­ку в строительстве ЯНПЗ оказывают власти Кемеровской области?

Во многом проект продвигается без остановки и сбоев благодаря помощи губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. И это не пустые слова, это действительно так. Лишь личная поддержка губернатора привлекла тех солидных инвесторов, с которыми мы сейчас сотрудничаем. Вообще в Кемеровской области работа с инвесторами отлажена очень хорошо. Помимо административной помощи, льгот по налогам, область также предоставляет поручительство перед банками, в нашем случае оно составляло два миллиарда рублей.

Автозаправочный бизнес

— Как обстоят дела с проектом развития автозаправочной сети «Лукойл» в Сибири? Что удалось реализовать, и каких результатов ожидаете от 2015 года?

— Сеть автозаправочных станций «Лукойл» я развиваю по франшизе уже пять лет. Этот бизнес веду без партнеров, это полностью моя структура. Согласно франчайзинговому договору, за пять лет в Сибири должно было появиться порядка 50 автозаправок «Лукойл», но задачу удалось перевыполнить, и их уже порядка 75. Я рассчитываю, что еще через два–три года их количество дойдет до ста.

— Планируете ли выходить в Новосибирскую область, или уже нет?

— Мы развивали сеть «по кругу», начиная от Кемеровской области. Сейчас кольцо вновь замкнулось на Новосибирской области. Поэтому уже в ближайший год намерены зайти и в этот регион.

— Сколько заправок может появиться в Новосибирской области, и какой объем инвестиций планируете вложить в этот проект?

— Рассчитываю, что не менее 25 штук, с объемом инвестиций более одного миллиарда рублей.

— Ранее компания «Кем-Ойл» планировала увеличить свое присутствие на розничном рынке ГСМ. Председатель совета директоров компании Александр Юган говорил о том, что хотел бы расширить сеть АЗС компании до 120, в том числе за счет приобретения и строительства около 50 заправок в Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях. Насколько сильную конкуренцию сможет составить реализация этих планов, особенно на рынке Новосибирской области?

— Территория перечисленных вами регионов огромна и насыщена сетью автомобильных дорог, поэтому для стабильного развития бизнеса места хватит всем.

Строительный бизнес

— На каком этапе находится реализация проекта строительства многопрофильного медицинского центра в Новокузнецке?

— Строительство идет полным ходом, примерно через год планируем сдать объект в эксплуатацию. Это будет медицинский центр самого высокого уровня, подобные в Сибири есть, пожалуй, только в Новосибирске. Площадь центра составит 16–18 тысяч квадратных метров. Проект реализуется совместно с голландской фирмой Philips. Оборудование закупаем у этой же фирмы, а также в Германии и Австрии.

— Нет опасений, что не сможете найти специалистов необходимой квалификации?

— С компанией Philips заключен договор, что первые полтора–два года работу специалистов, которые пока что в Новокузнецке в дефиците, будут по контракту выполнять иностранные специалисты мирового уровня. Рядом с медицинским комплексом строим жилье, где будут размещены приглашенные специалисты.

— Какой объем инвестиций будет вложен в проект?

— Около трех миллиардов. Здание уже есть, сейчас планируем вложить около 600 тысяч рублей во внутреннюю отделку и около 1,4 миллиарда — в закупку медицинского оборудования. Я отдаю себе отчет, насколько это серьезный проект, необходимость создания которого обусловлена востребованностью в регионе высокоспециализированной многопрофильной амбулаторно-поликлинической помощи. И мы не намерены делать полуфабрикат, это будет центр, оснащенный самым современным оборудованием и IT-технологиями со специалистами высшей квалификации, доступный всем жителям Кузбасса независимо от социального статуса и уровня дохода, в том числе в рамках системы ОМС. По крайней мере, мы будем стараться идти по этому пути, потому что для нас это важный социальный проект.

— Какие медицинские направления будут представлены в центре?

Практически все направления. Специалисты Philips провели маркетинговые исследования нашего региона и выявили самые распространенные заболевания, именно на их диагностике и лечении и будет сделан акцент.

— Недавно вы говорили, что напротив отеля ParkInn, который вы недавно сдали в эксплуатацию, планируете возвести некий многофункциональный центр. Расскажите о проекте подробнее.

— Действительно, это будет многофункциональный центр, однако никакого отношения к торгово-развлекательному центру этот проект не имеет. В перспективе в состав МФК войдут спортивный центр, фитнес-центр, 50-метровый бассейн, аквапарк. Центр будет рассчитан на проведение международных соревнований. Планируем подписать договор или с сетью World Gym либо World Class. Кроме этого, одна из стен комплекса будет стеклянной, и за ней планируем разместить музей ретро-автомобилей. Собиранием автомобилей занимаюсь почти 22 года, у меня и моих партнеров скопилась большая коллекция моделей отечественного автопрома и уникальные образцы машин иностранного производства, некоторые из них имеются в России в единичном экземпляре. Хочу, чтобы коллекция радовала не только меня, но и жителей Новокузнецка, и его гостей.

— О каких сроках реализации проекта и объеме инвестиций идет речь?

— На данный момент идет этап проектирования и согласования объекта, а также земельного участка под него с администрацией города. К строительству комплекса планируем приступить к Новому году, а через год сдать первые объекты. Объем инвестиций оцениваем в 2,5 миллиарда рублей.

Планируете ли совместно с Rezidor Group запускать отели сети ParkInn в других городах Сибири? 

— Предложения из других сибирских городов уже есть, мы их рассматриваем. Думаю, в течение года мы примем решение. Развитие сети отелей ParkInn нам интересно, в том числе потому, что в Новокузнецке отель показал результаты лучше, чем мы ожидали, и это неслучайно, потому что назрела потребность в качестве мирового уровня, совдепия всем надоела.

Ресторанный бизнес

— Недавно вы начали заниматься развитием сети McDonald’s в Сибири по франшизе. Договор заключен на двадцать лет. Расскажите — что планируется сделать за этот срок?

— Если говорить о ближайших планах, то до конца года мы планируем открыть еще три ресторана — по одному ресторану в Кемерово, Новокузнецке и Томске. В двух последних городах предусмотрен формат McAvto. Договор франчайзинга действительно заключен на 20 лет, но с дальнейшей пролонгацией, поэтому мы зашли в Сибирский регион надолго, можно сказать, навсегда, и у нас серьезные намерения по развитию здесь бизнеса. Сейчас мы управляем шестью ресторанами в Новосибирске и одним в Новокузнецке. Согласно договору за ближайшие пять лет мы должны были открыть 20 ресторанов, но я вижу возможность перевыполнить этот план и открыть 15 ресторанов уже до конца 2016 года, которые появятся в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях.

Первоочередные города, где появятся рестораны McDonald’s, — с населением 500 тысяч и более, там должно быть минимум три ресторана. В Новосибирске до конца 2016 года должно появиться еще три ресторана. Дальнейшее развитие будет происходить по мере востребованности ресторанов в том или ином городе. Если будем видеть, что трех ресторанов не хватает, то будем строить до пяти в каждом городе с населением более 500 тысяч человек. Также планируем построить в Бийске, на Чуйском тракте, совместно с заправкой «Лукойл». В дальнейшем планируем ставить рестораны и на других заправках «Лукойл», понимание по этому вопросу от компании McDonald’s мы уже получили.

— Сколько планируете вложить в развитие сети McDonald’s до конца 2016 года?

— За 2,5–3 года планируем вложить около трех миллиардов рублей. Уже есть предложения от банков.

— Планируете ли вы выходить в те города, которые пока что не обозначены в договоре франшизы, например, в Красноярск?

— Да, планируем. У нас договоренность с McDonald’s такова, что если мы не срываем планы в течение двух лет, то нам поступит предложение выйти в Красноярск. Я думаю, что и этот проект мы осилим. У меня создана большая и сильная команда менеджеров, с которыми я сотрудничаю не один год, мы готовы и к такому проекту.

— То есть, можно говорить о том, что через два–три года в Красноярском крае может появиться первый ресторан McDonald’s?

— Да, мое личное мнение, что это вполне реалистично. Если мне доверят этот проект, и при этом я почувствую, что у меня достаточно ресурсов для его реализации, то это вполне возможно. Я уверен, что моя команда справится с теми задачами, которые нам поставила компания McDonald’s, и уже через два года мы внесем предложение увеличить нам территориальную франшизу и на Красноярский край.

— Когда McDonald’s только заходил в Новосибирск, ожидания от его появления были очень большие, но сейчас интерес к этой сети, на мой взгляд, поутих, возможно, сказывается высокая конкуренция. У вас какие ожидания от сети?

— Да, рынок общепита, особенно в Новосибирске, насыщенный, но я считаю, что у McDonald’s есть свой потребитель, к тому же, как показывает исследование рынка, аудитория в регионах пока что растет. Я считаю, что рестораны McDonald’s предлагают действительно качественный продукт, я сам этого недопонимал, пока мы с моей командой не прошли стажировку в самой компании. Поэтому, считаю, что McDonald’s займет достойную долю рынка общественного питания в Сибири.

Что касается рентабельности этого бизнеса, то пока мы не построим пятнадцать ресторанов, мы будем работать в убыток, именно поэтому я намерен до лета открыть еще четыре–пять ресторанов. Не потому, что я просто этого хочу или заболел глобализмом, а потому что иначе экономически невыгодно.

— Очень многие бизнесмены, добившиеся успеха в своем регионе, в конце концов уезжают в более крупные города или вообще в Москву. Не планируете ли и вы покинуть регион?

— Нет, у меня таких планов нет. Я глубоко убежден в том, что нужно строить бизнес там, где живешь, этим я и моя команда планируем заниматься. Да, в Сибири риск ведения серьезного бизнеса очень большой, это связано с территориальными, климатическими и другими условиями, но я знаю точно, что если я и мои дети научатся этому здесь, то они смогут заниматься бизнесом хоть где.

Строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода началось в 2007 году. Реализует проект компания «НефтеХимСервис» под руководством Александра Говора и Юрия Кушнерова. Производственная площадка располагается в Яйском районе Кемеровской области, на равном стокилометровом удалении от Кемерово и Томска. В настоящий момент завершен первый этап строительства ЯНПЗ. По итогам 2014–2015 годов, на НПЗ переработано около 3 млн тонн нефти, планы 2016 года — 3,3 млн тонн. По данным компании, из 1 млн тонн дизтоплива полученного в прошлом году на Яйском НПЗ, 40% поступило на рынок Кемеровской области, остальное — на экспорт в страны СНГ, Монголию и КНР. В 2015 году началось строительство второй очереди, а потом — третьей. С их запуском объем производства НПЗ вырастет до 6,5 млн тонн нефти в год при глубине переработки 93%.

«Эксперт Сибирь» №41-42 (463)

Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте




    Реклама

    AdRiver

    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика

    ИТАР-ТАСС/Дмитрий Рогулин

    Ближний Восток

    Иран защитит свои ядерные объекты российскими ракетами С-300

    Стражи иранской революции развернули на заводе по обогащению урана «Фордо», расположенном в 150 км к югу от Тегерана, российские зенитно-ракетные комплексы С-300. Такую же защиту получат скоро и остальные ядерные объекты ИРИ

    ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

    В трех бритвах заблудились

    Более 80% мирового рынка бритвенных принадлежностей приходится на бренды Gillette и Wilkinson Sword, принадлежащих компаниям Procter&Gambel и Edgewell Personal Care соответственно. Unilever решил присоединиться к компании лидеров и они занервничали

    DPA/TASS

    Тучные годы немецкой провинции закончились

    Проблемы автоконцерна Volkswagen резко обозначили зависимость некоторых немецких регионов от состояния автомобильной отрасли Германии. Наибольший урон несут те регионы, где расположены крупные производства Volkswagen, так как налоговые отчисления автоконцерна являлись одной из основных статей их дохода

    ТАСС

    Национальная безопасность

    Банки проверят на боевую готовность

    Военные выясняют готовность федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центробанка, и предприятий ОПК к работе в условиях военного времени. Аналитики отмечают новизну для нашего времени этого способа проверять готовность страны к войне, а также сложность и необычность для современной России задачи перевода экономики - рыночной - на военные рельсы