Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Убрать посредника

2015

Снижение потребительского спроса из-за ослабления руб­ля и инфляции почти не сказалось на темпах роста онлайн-торговли. За девять месяцев 2015 года продажи на Яндекс.Маркете выросли почти на четверть

Согласно совместному исследованию онлайн-сервиса Яндекс.Маркет и российского отделения немецкой компании Gesellschaft fr Konsumforschung (GfK) за прошедший год интернет-торговля в России выросла на 30% и достигла 713 млрд руб­лей. Эта динамика почти пропорциональна падению объемов офлайн-торговли. Наибольшее количество онлайн-покупок приходится на одежду и обувь (19%), товары для детей (11%), косметику и парфюмерию (10%), а также смартфоны, планшеты (9%) и мелкую бытовую технику (9%). «Если в текущем году офлайн-продажи бытовой техники и электроники упали более чем на 12,8%, то онлайн-продажи выросли на 3,3%. Еще ярче динамика в сегменте FMCG (товары повседневного спроса. — Ред.). В оффлайн-торговле FMCG-товары показали рост на 14,3%, онлайн-продажи увеличились на 54,5%. Стремительный рост рынка во многом объясняется повышением цен из-за падения курса руб­ля», — рассказывает генеральный директор GfK Rus Александр Демидов.

Еще одна тенденция последних лет — растущий интерес россиян к зарубежным, прежде всего, китайским онлайн-магазинам (см. график 1). Если в 2013 году лишь 25% российских покупателей, совершивших покупку в глобальной сети, приобрели товар в китайских интернет-магазинах, то в 2015 году это уже 51%. В Новосибирске покупки на китайских сайтах хотя бы раз за последние 12 месяцев совершили 48% опрошенных.

При этом два последних года наблюдается снижение доли покупок в российских онлайн-магазинах: с 95% до 93%. Исследование показало, что 81% новосибирцев хотя бы раз за год делали покупки в интернет-магазинах своего города, 61% — в магазинах других российских регионов. «Есть категории товаров, в которых конкуренции между российскими и китайскими магазинами прак­тически нет. Если посмотреть на средний чек из Китая, то мы увидим, что он очень небольшой. Из Китая едут дешевая электроника и недорогая одеж­да. А когда мы говорим про технику, которую тяжело доставлять, — холодильники и прочую технику для кухни — то уже сразу возникает вопрос: а готовы ли наши люди покупать ее в Китае? Нет, пока не готовы. Как не готовы покупать в Китае и товары известных брендов. Есть проблемы и с качеством продаж. Если вы приходите на китайский маркетплейс, а там вместо «женский пиджак» написано «рука девушка пиджак лицо», то вряд ли вы захотите там что-то купить», — заключает руководитель Яндекс.Маркета Павел Алешин.

А вот средняя стоимость онлайн-покупки на протяжении последних двух лет остается стабильной. В российских онлайн-магазинах — это 6,5 тыс. руб­лей, в китайских — 2,5 тыс. руб­лей. В 2015 году средний чек вырос только на покупки, совершенные на англоязычных сайтах, — с 5,1 до 6,1 тыс. руб­лей, что объясняется девальвацией денежной единицы РФ. Именно ценовой фактор стал причиной снижения интереса россиян к англоязычным интернет-магазинам. Хотя бы раз за последний год в них совершили покупку только 23% респондентов (в 2014 году — 26%).

Наиболее популярным способом расчета за покупки в российских интернет-магазинах остается оплата наличными в момент доставки: в 2015 году так платили 71% опрошенных (в 2014 году — 73%). Но стремительно растет доля покупок совершаемых банковской картой, как в виде предоплаты (54%), так и при доставке товара (34%).

По мнению экспертов, у российской онлайн-торговли большой потенциал для развития. Это показывает и мировой опыт. Если в России доля e-commerce — 3,5%, то в США — 9%, в Великобритании — 11%. Еще нагляднее картина в количестве приобретаемых через Интернет товаров. В России по итогам года — это 1,6 товаров на душу населения, в Польше — 11, в США — 37, в Великобритании — 43.

О высокой динамике роста онлайн-торговли в России говорит и практика работы онлайн-сервиса Яндекс.Маркет, которому в декабре исполнилось 15 лет. Сегодня это 20 млн посетителей в месяц (в четыре раза больше, чем у самого посещаемого торгового центра в Москве), 18 тыс. российских и зарубежных магазинов и 2 тыс. товарных категорий. По данным исследования Яндекса и GfK Rus, при выборе товаров более 70% россиян пользуются сервисом Яндекс.Маркет.

В регионы!

«Каковы мотивы совершения покупок через Интернет? Они очевидны. Во-первых, это дешевле, чем в обычном магазине. Во-вторых, позволяет экономить время. В-третьих, это ассортимент. В онлайн-торговле можно найти товары, которые вы не найдете в оффлайн-торговле. Ну и, конечно, выбор», — перечисляет плюсы покупки через Интернет Александр Демидов. «В интернет-магазины люди приходят прежде всего за низкой ценой. В кризис, когда происходит снижение реальных доходов, низкая цена вдвойне актуальна. И люди хотят сравнивать, чтобы купить дешевле. Сравнивать в оффлайне — очень неудобно. Тогда люди идут в Интернет, где удобно и сравнивать цены, и выбирать товар. Соответственно, даже в самые суровые периоды, когда ритейл проваливается вниз, онлайн-торговля продолжает расти, хотя и не так быстро, конечно. К примеру, если продажи одежды упали сегодня практически на 40%, то крупные онлайновые ритейлеры рапортуют о росте на 30% год к году», — соглашается с коллегой Павел Алешин.

По оценкам аналитиков Яндекса, валовый объем продаж товаров, представленных в Яндекс.Маркете, за десять месяцев 2015 года превысил 72,5 млрд руб­лей, что на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Даже в условиях кризиса значительная часть покупок в Интернете носит спонтанный, незапланированный характер, констатируют эксперты. Таковых по итогам 2015 года — порядка 22%. Этот феномен объясняется многочисленными скидками и акциями, практикуемыми на просторах Интернета, бесплатной доставкой товара, положительными отзывами о нем покупателей, программами лояльности.

Но есть и сдерживающие развитие онлайн-торговли факторы. Это безопасность личных данных, стоимость доставки, сложности возврата товара и, наконец, невозможность видеть товар вживую. «Я всегда привожу в пример так называемое маленькое черное платье, которое должно быть у каждой девушки. Хоть какое его описание сделайте — хоть в стихах. Все равно каждая девушка захочет его пощупать и померить. Именно поэтому торговать одеждой в Интернете тяжело. И поэтому, собственно, существуют и пользуются спросом оффлайновые магазины. Что могут противопоставить онлайновые магазины, торгующие одеждой? Только бесплатную доставку и примерку в пунктах самовывоза», — констатирует Павел Алешин.

Но несмотря на то, что российская онлайн-торговля — рынок растущий, его участникам приходится прилагать все больше усилий, чтобы сохранять на нем свои позиции. И Яндекс.Маркет здесь не исключение. «Еще в 2013 году наступил некоторый перелом, и наша аудитория перестала расти так быстро, как хотелось бы, но это связано с тем, что перестала расти и российская аудитория Интернета. Есть в стране 80 млн человек, которые ходят в Интернет, и прирост теперь происходит на единицы процентов», — отмечает глава Яндекс.Маркета.

Причину снижения темпов развития бизнеса в Яндекс.Маркете видят в недостаточной представленности в российских регионах. На Москву и Московскую область приходится 55% всех продаж компании, еще 24% — это Санкт-Петербург и Ленинградская область (см. график 2). «Если в общем объеме розничной торговли России на регионы приходится 48%, то у Яндекс.Маркета доля в регионах намного ниже — 21%. Такая ситуация связана с тем, что многие магазины, торгующие онлайн, не хотят отправлять товары в регионы из-за сложной и дорогой логистики. В результате в регионах узкий ассортимент, люди не могут выбрать нужный им товар и заказать доставку. Именно поэтому в июле 2015 года мы открыли новый сервис — Яндекс.Доставка», — рассказывает Павел Алешин.

Нет, компания не закупает грузовики и не открывает по всей стране новые склады. Необходимая логистическая инфраструктура в стране уже есть. Это множество логистических предприятий, имеющих в собственности большие складские мощности, и налаженная и эффективная коммуникация между регионами и городами. Беда лишь в том, что нет надстройки выше, поэтому логистическая инфраструктура получается «заплаточной». «Представьте, что вы торгуете в Москве и у вас маленький магазинчик по продаже телефонов. По Москве у вас проблем нет, товары покупателям развозит ваш курьер. А как только вы выходите на другие регионы, вам нужно будет работать сразу с несколькими перевозчиками, платить каждому за отгрузку товара, вести с ними документооборот и расчеты. Это сложно и хлопотно. И нужно еще нанимать отдельных людей — логистов, — говорит Павел Алешин. — Так вот мы берем все эти хлопоты на себя. Яндекс.Доставка — это агрегатор логистических компаний, позволяющий магазинам доставлять товары из Москвы и Подмосковья в любые регионы России и работающий по принципу одного окна. Магазину достаточно подключиться к сервису, чтобы сотрудничать с разными перевозчиками». Со своей стороны Яндекс предлагает единую отгрузку товара, единый документооборот и систему расчетов, что позволит продавцам сократить затраты на логистику и расширить географию продаж. Причем магазины платят только за доставку товаров по тарифам операторов и дополнительные услуги — например, за сортировку товара или прием денег у покупателя, а если с товаром что-то происходит в пути, за это уже несет ответственность Яндекс.

«Что интересно, в отдаленных регионах, где практически нет альтернатив «Почте России», люди готовы ждать заказанный через Интернет товар. Мы проводили исследования по времени терпеливого ожидания товара, и если медиана по крупным городам, таким как Екатеринбург и Новосибирск, — два–три дня, а дальше идет резкий спад, то в среднем по России время ожидания существенно больше — пять–семь дней», — отмечает Павел Алешин.

Но помимо упрощения логистики регио­нальное развитие онлайн-сервиса невозможно без привлечения на Яндекс.Маркет локальных магазинов. «Мы не ставим себе задачу, чтобы просто нагнать в магазин побольше людей, которые ничего не будут покупать. Все очень просто: если мы обеспечиваем магазин заказами — он с нами, не обеспечиваем — он пожимает плечами и уходит», — объясняет руководитель Яндекс.Маркета.

Оригинальная вещь

Для покупателя покупка товара через такого игрока, как Яндекс.Маркет, — это уверенность в том, что он купит оригинальную вещь, а не подделку. Ведь у большого федерального продавца скидки обоснованнее, чем у маленького магазинчика, да и юристы сильнее. «К магазинам у нас требования достаточно жесткие. Но одинаковые для всех, и мы их точно не ужесточаем для регионалов. Примерно треть заявок от магазинов на подключение мы не удовлетворяем. Причина в том, что либо магазины не на 100% удовлетворяют требованиям к дистанционной торговле, либо они впрямую торгуют подделками», — подчеркивает Павел Алешин.

Тем не менее, пусть и единичные случаи, но подделку можно купить и на таком солидном ресурсе, как Яндекс.Маркет. «Продажа подделок — это действительно проблема. Глобально эта проблема пока не решаемая, поскольку даже официальные представители производителя не всегда могут отличить подделку от легальной продукции. У нас были примеры, когда мы, разбирая конкретные случаи с конкретным товаром, доходили до официального сервисного центра и не могли добиться никакого ответа. А бывают, естественно, очевидные подделки. Когда к нам обращается покупатель и рассказывает, что ему продали iPhone c двумя sim-картами на Android, да еще и с телевизором — тут не о чем задумываться. И это явно не ошибка магазина. В данном случае курьер не потерял заказ, никто не перепутал адрес доставки, это такая бизнес-модель — торговля подделками, а магазины с такими бизнес-моделями нам не интересны, мы их сразу отключаем от Яндекс.Маркета», — подчеркнул Павел Алешин.

Но бывает, что с жалобой на продавца контрафактной продукцией в Яндекс.Маркет обращается сам производитель. «Впрочем, историй с подделками все же не очень много. Чаще конфликты возникают в «серой» зоне. К нам нередко приходят крупные ритейлеры с обвинениями, что мы торгуем «серым» товаром. И всем приходится напоминать, что мы не торгуем, а рекламируем товарные позиции. И низкая цена, кстати, — это не всегда «серый» товар. Возможен вариант, когда часть ритейла просто завышает цену на популярные позиции, а кто-то закупал товар при другом курсе доллара или распродает запасы по акции. Мы этого знать не можем», — разводит руками топ-менеджер Яндекс.Маркета.

Все в одном месте

Эксперты онлайн-торговли убеждены, что в ближайшие годы на рынке интернет-продаж сократится число посредников, и покупатель будет приобретать товар непосредственно у производителя. Естественно, при такой схеме цена на товар снизится. «Устранение посредников — одна из главных тенденций рынка онлайн-торговли. Есть производитель и покупатель, который приобретает товар по оптовой цене, — говорит президент Нацио­нальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. — Цепочка посредников уменьшается уже сегодня, что приводит к снижению цены. Эта тенденция поменяет наш мир. Думаю, уже через пять лет не будет ни оптовых, ни мелкорозничных поставщиков».

По этому пути идет и Яндекс.Маркет. «Мы размещаем на своем ресурсе товары из магазинов и берем деньги с наших партнеров за переход в их магазины. Но сейчас это уже не актуально. Мы хотим сделать так, чтобы все заказы осуществлялись непосредственно на Яндекс.Маркете, чтобы договор между продавцом и покупателем заключался на нашей площадке. Такая схема должна быть удобна покупателям и выгодна продавцам. Уже сегодня в шесть раз дешевле проводить заказ на Яндекс.Маркете, чем платить за переход в интернет-магазин. Наша задача сделать так, чтобы когда покупатель пришел к нам и нажал кнопку «заказать», в 100% случаев товар приехал бы к нему, и в срок. Когда же мы отправляем потенциального покупателя в партнерский онлайн-магазин, мы теряем информацию о том, что происходит дальше: купил он товар или нет, доставили ему покупку или нет... Мы же хотим это знать и тем самым улучшить качество онлайн-торговли», — подчеркивает Павел Алешин.

Желание крупного российского онлайн-сервиса контролировать все этапы работы с покупателем экономически объяснимо и репутационно оправдано. Согласно данным исследования Яндекс.Маркета и GfK в 2015 году заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемой при доставке товара. Среди тех, кто делал покупки за границей, 26% получили некачественный товар (21% в 2014 году), 12% — не то, что заказывали (9% в 2014 году), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014 году).

«Эксперт Сибирь» №1-3 (468)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама