Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Маловато будет

2016

Дорожный фонд Новосибирска в лучшем случае аккумулирует лишь треть от возможных поступлений. Проблему решит включение всех дорог города в реестр муниципальной собственности

15 января на расширенном аппаратном совещании мэрии Новосибирска с не­ожиданно жесткой критикой городских властей выступил глава региона Владимир Городецкий. Среди прочего губернатор указал на огрехи в финансировании содержания городских дорог из-за крайне низкого наполнения муниципального дорожного фонда, по сути обвинив мэрских чиновников, ответственных за постановку на кадастровый учет автомобильных дорог, в нерасторопности. «Нет более перспективного для нас направления, чем развитие дорожно-транспортной отрасли. Здесь есть стабильность финансирования — дорожный фонд, который в целом по Новосибирской области составляет порядка 7,5–8 миллиардов рублей. Это наш потенциал. Сегодня в муниципальном реестре Новосибирска числятся 628 километров муниципальных дорог, при этом в качестве муниципальной собственности зарегистрированы не более 23 процентов из них. В соответствии с этим Новосибирск только на 23 процента получает средства в дорожный фонд, притом что имеет право получить на все 628 километров. И получить не по воле губернатора: хочу — дам, хочу — не дам, а в законном порядке. Вы же, содержа огромную дорожную сеть, получаете только 69 миллионов рублей. Кто-нибудь это понимает? Поэтому разберитесь и получите совершенно другой уровень поддержки», — осудил власти города Владимир Городецкий.

Выступивший перед этим мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал дорожно-транспортную отрасль «одной из определяющих в развитии города», определил первоочередные задачи («продолжить реконструкцию Мочищенского шоссе, строительство автомобильных дорог по улице Георгия Колонды и по улице Мясниковой, закончить строительство трамвайной линии по улице Титова до микрорайона «Чистая слобода») и озвучил стоящие перед дорожниками проблемы («нужно изыскивать возможности увеличивать объемы капитального ремонта дорог»), но умолчал о низком уровне сборов в дорожный фонд из-за недостаточной активности подчиненных. Локоть лишь обмолвился, что для решения стоящих перед дорожно-транспортной отраслью задач «средств городского бюджета недостаточно» и вопрос финансирования запланированных работ «необходимо прорабатывать с правительством Новосибирской области».

Начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска Георгий Жигульский уверен, что при должном финансировании все новосибирские дороги можно поставить на кадастровый учет всего за год.

Не все учли

Муниципальный дорожный фонд Новосибирска появился по решению Совета депутатов города 1 января 2014 года. Источниками финансирования определены доходы бюджета от акцизов на бензин и дизельное топливо; аренды земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог; госпошлины за право проезда большегрузного транспорта по городским дорогам; штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам муниципалитета; субсидии из федерального и регионального бюджетов…

Собранные в дорожный фонд средства мэрия направляет на инвентаризацию и паспортизацию автомобильных дорог, их проектирование, строительство и реконструкцию, а также содержание, текущий и капитальный ремонт. Также из средств дорожного фонда финансируется ремонт дворовых территорий и проезды к ним. В муниципалитете ожидают, что дорожный фонд позволит эффективнее и предметнее планировать ремонтно-строительные работы, установит их четкую приоритетность.

Как ни удивительно, но Владимир Городецкий, который без малого 14 лет (до января 2014 года) занимал должность мэра Новосибирска, ошибся в протяженности автомобильных дорог муниципалитета. Причем в разы. Как пояснил «Эксперту-Сибирь» председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин, озвученная губернатором цифра в 628 км — это как раз протяженность внесенных в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог. Общая же длина улично-дорожной сети Новосибирска по данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии составляет 1 629,5 км. Из этого выходит, что доля неучтенного имущества составляет 61,4% и дорожный фонд может претендовать на дополнительные сборы примерно в 200 млн рублей. Только в виде доходов от аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог, в прошлом году дорожный фонд получил 19 млн рублей. В 2016 году эта сумма вырастет до 21 млн рублей. В основном в муниципальном реестре не учтены улицы частного сектора, а также участки, содержание которых возложено на администрации районов.

Впрочем, цифра 1 629,5 км муниципальных дорог — также весьма спорна. «Приходится слышать совершенно разные данные о протяженности новосибирских дорог. Называются цифры и в 2,5 тысячи и в три тысячи километров. Но департамент транспорта заверил комиссию по городскому хозяйству, что в ближайшее время представит четко выверенную картину по этому вопросу», — говорит Игорь Кудин.

«То, что на балансе департамента земельных и имущественных отношений муниципалитета не стоит большая часть автомобильных дорог, означает то, что на их содержание городской бюджет тратит только собственные средства, не получая законно причитающиеся ему средства федерального дорожного фонда, сформированного в том числе за счет акцизов от автомобильного топлива. Задача мэрии — поставить их на баланс, чтобы получать дополнительные денежные средства, которых не хватает в нынешнем дефицитном бюджете на строительство и ремонт дорог. Немаловажно, что деньги от акцизов поступают напрямую в муниципальные образования, а не через Минтранс», — констатирует ответственный секретарь новосибирской Авто-мото Ассоциации Алексей Носов.

Притом, что Новосибирск — крупнейших муниципалитет региона, похоже, именно здесь дела с постановкой дорог на кадастровый учет обстоят хуже всего. «Все районы, все сельсоветы Новосибирской области уже давно, лет 10 назад, создали дорожные фонды и по определенному коэффициенту получают финансирование на строительство и ремонт дорог», — подчеркивает заместитель председателя комитет по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков.

Например, Тогучинский район с населением 58,5 тыс. человек, где в реестр муниципального имущества включена большая часть дорог, получает из дорожного фонда 56 млн рублей, то есть немногим меньше, чем полуторамиллионный Новосибирск.

Найти деньги

По мнению Алексея Носова, критика Владимиром Городецким в адрес команды Анатолия Локтя не вполне справедлива. «Вина не только на мэре, хотя он, бе­зусловно, виноват, и я, конечно же, согласен с замечанием губернатора, что за полтора года работы в качестве градоначальника действительно много чего можно сделать. Но в то же время законодательные нововведения, предполагающие создание муниципальных дорожных фондов, появились в те годы, когда Городецкий был мэром и ему ничего не мешало форсировать эту работу. Более того, мы неоднократно обращались к нему с таким предложением. Казалось бы, решение напрашивается само собой: больше муниципальных дорог на балансе — больше денег в дорожном фонде. Но нет», — разводит руками общественник.

Постановкой автомобильных дорог на кадастровый учет с дальнейшей регистрацией права муниципальной собственности мэрия начала заниматься только с 2014 года, хотя техническую инвентаризацию объектов улично-дорожной сети чиновники ведут с 2012 года.

Как пояснил «Эксперту-Сибирь» Георгий Жигульский, основным препятствием для оперативного включения автомобильных дорог в муниципальный реестр всегда было недостаточное финансирование этих работ.

Расходы на внесение в муниципальный реестр оставшихся неучтенными дорог глава департамента земельных и имущественных отношений оценил в десятки миллионов рублей. «Одна из первоочередных задач, которую мэр поставил перед нашим департаментом в текущем году — это инвентаризация всего муниципального имущества. Эта работа позволит нам выявить белые пятна, в том числе и под дорогами, но уже ставить их на кадастровый учет — задача департамента транспорта», — подчеркнул Георгий Жигульский.

Простая логика

Первоначально мэрия рассчитывала зарегистрировать права собственности на автомобильные дороги в 2018 году, но теперь, после выступления губернатора, сроки неизбежно скорректируют. Игорь Кудин рассчитывает, что мэрия включит автомобильные дороги в муниципальный реестр до конца 2016 года: «Данияр Эльгизарович (Сафиуллин — вице-мэр. — Ред.) заверил нас, что регистрация городских дорожных объектов — приоритет на этот год. Он поставил задачу департаменту транспорта заниматься этой работой плотно и без раскачки. Ведь всем понятно: каждый вложенный в регистрацию дорог бюджетный рубль сторицей вернется через трансферты из федерального и областного бюджетов».

Впрочем, постановка на кадастровый учет автомобильных дорог — это только один из шагов по наполнению новосибирского дорожного фонда. Во всяком случае, на это надеются депутаты горсовета. «Мы изучаем все возможные источники финансирования городского дорожного фонда. Например, есть транспортный налог, который поступает в областной бюджет. Часть его средств регион передает городу на ремонт дорог. Мы считаем, что Новосибирск должен получать больше денег с транспортного налога, — говорит Игорь Кудин. — И логика здесь проста. Во всей новосибирской области нет автомобильных дорог с такой же нагрузкой, как в Новосибирске. Содержание муниципальных дорог требует гораздо больше вложений, чем сельских, областных. Эти темы мы всесторонне обсуждаем с коллегами из Заксобрания». 

А Авто-мото Ассоциация считает не­справедливой утвержденную региональным Заксобранием формулу расчета поступлений в бюджет Новосибирска средств от акцизов на нефтепродукты. «Притом, что в границах Новосибирска сосредоточена пятая часть всех дорог Новосибирской области, норматив отчислений от общей суммы акцизов, собираемых в регионе, составляет для мегаполиса всего один процент. Это, по меньшей мере, странно», — удивляется Алексей Носов. Меж тем в Новосибирске зарегистрированы более 600 тысяч автомобилей.

«Эксперт Сибирь» №4-6 (469)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама