Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Отрасль давления

2016

Автомобильное топливо продолжит дорожать, несмотря на предвыборную кампанию в Государственную Думу, предрекают эксперты. У независимых игроков рынка ГСМ остается все меньше возможностей удержать свой бизнес на уровне безубыточности

По данным Новосибирскстата, потребительские цены на автомобильное моторное топливо в Новосибирской области за год выросли на 8,3% (к марту 2015 года). Лидером по уровню цен на все марки моторного топлива остается Забайкальский край (см. таблицу 1). В Омской области — самые низкие цены на дизельное топливо, в Кузбассе — на бензин марки АИ-92, в Республике Хакасия — на АИ-95. В Новосибирске бензин марки АИ-80 можно купить по цене от 26,5 до 28,5 руб­лей за литр, марки АИ-92 — от 32,5 до 33,4 руб­лей, марки АИ-95 — от 35,6 до 36,3 руб­лей, дизельное топливо — от 35,3 до 36 руб­лей за литр (см. таблицу 2).

 22-02.jpg
 22-03.jpg

Повышение акцизов с 1 апреля еще не успело сказаться на розничном рынке ГСМ, но, несомненно, скажется, уверяют эксперты. Правда, из-за предстоящих федеральных выборов рост цен на автомобильное топливо будет плавным, без резких скачков. «Этот год особенный, грядут выборы в Госдуму и в регио­нальные органы власти. Поэтому власть не даст вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) свободно отвязать розничные цены на АЗС. По крайней мере, до конца III квартала ценообразование на автозаправках будет относительно стабильным. Повышение возможно, но не более чем на 50 копеек за месяц. Но, конечно, рыночная ситуация во многом будет зависеть от аппетита нефтяных компаний, которые и определяют правила игры на оптовом и регио­нальном топливных рынках», — комментирует председатель Алтайского топливного союза, депутат краевого Заксобрания Юрий Матвейко.

Давление акциза

С 1 апреля 2016 года акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо в России выросли на 2 руб­ля и 1 рубль соответственно. До конца года акциз на бензин 5-го класса составит 10,13 тыс. руб­лей за 1 тонну, ставка акциза на дизельное топливо повышена до 5,29 тыс. руб­лей за тонну. Ожидается, что эта мера пополнит консолидированный бюджет РФ на 89,3 млрд руб­лей.

Это уже второе повышение акцизов на топливо в 2016 году. С 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб­ля, до 7,53 руб­лей за литр, а на дизтопливо — на 20,3%, до 4,15 руб­лей за литр.

«Мы не увидим повышения цен, которое будет превышать существующую инфляцию. Повышение будет, но оно будет в пределах инфляции», — прокомментировал решение правительства повысить весной акцизы на топливо заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Сергей Пузыревский. По итогам I квартала 2016 года инфляция составила около 2,9%. За это время цены на бензин АИ-92 в Новосибирске выросли на 1,2%, на АИ-95 — на 1,4%. При этом в среднем по стране бензин подорожал на 0,3%.

«Как правило, среднегодовой рост цен на ГСМ держится в пределах инфляции. Как будет в этом году, сказать сложно», — отметила президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» (объединяет шесть компаний Новосибирска и Бердска) Юлия Золотовская.

 «Повышение акцизов на автомобильное топливо не успело сказаться на розничном рынке, — со своей стороны комментирует Юрий Матвейко. — Произведенный с новым акцизом продукт дойдет до АЗС примерно через месяц–два. Текущие же изменения цен связаны не с увеличением ставки налога, а с беспричинным ростом оптовой цены, которая с января увеличилась на 15–20% по отношению к началу года». На территории Алтайского края оптовая цена на дизельное топливо сегодня составляет 34,3 тыс. руб­лей за тонну, бензина АИ-92 — 40,2 тыс. руб­лей, АИ-95 — 42 тыс. руб­лей.

Трудности выживания

Увеличение акцизов и стремительный рост оптовых цен на автомобильное топливо сильнее всего бьет по бизнесу независимых игроков рынка ГСМ, которых на рынке остается все меньше и меньше. Они уходят с рынка, не выдерживая конкуренции с «Газпром нефтью» и «Роснефтью», в чьих руках вся производственная цепочка — от скважины до заправочного пистолета. По экспертным оценкам, «Газпром нефть» контролирует более 35% розничного рынка ГСМ в Новосибирске. «По ощущениям нашей ассоциации, она (доля рынка «Газпром нефти». — Ред.) больше и 50%. Думаю, в районе 55%», — замечает Юлия Золотовская.

Крупнейшим нефтяным госкомпаниям принадлежит и львиная доля оптового рынка нефтепродуктов в Сибири. Именно они определяют, сколько должен стоить бензин на сибирских нефтебазах. Теоретически независимые сибирские ритейлеры могут закупать автомобильное топливо на бирже, но на практике это крайне редко удается сделать. «В Сибири самая низкая стоимость бензина в стране, предложение на бирже с учетом затрат на логистику оказывается выше нашего рынка. Исключения бывают только зимой и весной, когда спрос на бензин снижается, и АЗС удается выходить в прибыль», — констатирует президент ассоциации «Сибирь-ГСМ».

Участники рынка ГСМ прогнозируют дальнейшую монополизацию рынка. «Это глобальная тенденция. Мелкие и средние регио­нальные игроки уходят. Уходят по-разному. Кто продает АЗС, если найдет покупателя. Кто-то перекрашивает свои станции под франшизу федеральных операторов — «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть». Кто-то сдает станции в аренду тем же ВИНК», — рассказывает Юлия Золотовская. «Каждый год на федеральных трассах и в городах Алтайского края закрываются десятки АЗС. Предложения банков о продаже АЗС, которые перешли к ним в результате неисполнения предпринимателями кредитных обязательств, исчисляются не десятками, а сотнями», — сетует Юрий Матвейко. По данным Алтайского топливного союза, за пять последних лет количество АЗС в крае уменьшилось с 549 до 510.

Не на пользу частному бизнесу и появившаяся в СМИ информация о том, что Правительство РФ рассматривает возможность наделения НК «Роснефть» статусом единственного поставщика нефтепродуктов для МВД. «Государство, декларирующее желание развить конкуренцию, предпринимает все шаги в совершенно обратном направлении. Предлагается отменить рыночные механизмы отбора поставщиков ГСМ для государственных нужд и волевым решением назначить одного — «Роснефть». При этом надо понимать, что есть такие регионы, как Новосибирская область, где «Роснефть» совсем мало представлена на розничном рынке, а это значит, компания вынуждена будет нанимать субпоставщиков, что приведет к значительному росту цен для госзаказчиков. Уже сегодня «Роснефть» «выигрывает» госзакупки по ценам на 20% выше, чем может предложить любой регио­нальный оператор», — в недоумении разводит руками Юлия Золотовская. «Роснефть» уже имеет статус единственного поставщика топлива МЧС (с июля 2014 года) и Следственного комитета РФ (с апреля 2015 года).

Шиномонтажка в помощь

Один из немногих способов повысить доходность бизнеса по продаже ГСМ — это развитие дополнительных сервисов, таких как шиномонтаж, автомойка, продажа сопутствующих товаров, организация кафе... Впрочем, этот тренд еще в конце двухтысячных заложили ВИНК, и прежде всего, компания «Газпром нефть». «Кафе для нас — это не только дополнительное предложение для клиентов, повышающее их лояльность к АЗС-сети, но и настоящий бизнес. Здесь мы ничем не отличаемся от стран Европы и Америки, где продажа сопутствующих товаров приносит владельцам АЗС доход больший, чем от продажи бензина. Поэтому мы в тренде», — комментировал летом прошлого года экс-глава сибирской сети АЗС «Газпром­нефть», а ныне спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив. Тогда же он заявил, что последние несколько лет реализация сети АЗС «Газпромнефть» в среднем росла на 7–10% в год, а наибольший прирост в выручке компании от продажи сопутствующих товаров и услуг зафиксирован в сегменте кафе.

«Крупные компании, не имеющие таких убытков, как небольшие операторы, в состоянии реконструировать и строить новые современные АЗС, но этой возможности практически лишены регио­нальные сети. Поэтому довольно сложно сказать, насколько им будет актуален данный сервис. Сеть АЗС «Газпром-нефть», например, декларирует, что выручка от продажи сопутствующих товаров колеблется в диапазоне 30–40%», — отмечает Юлия Золотовская.

И, тем не менее, частный бизнес вкладывает в дополнительные сервисы. «Это один из источников дохода независимых операторов, без развития дополнительных сервисов сегодня крайне сложно выжить на рынке. Шиномонтажки и небольшие магазины с сопутствующими товарами позволяют предпринимателю сократить убытки, ведь семь–восемь месяцев бизнес от продаж бензина в лучшем случае имеет нулевую рентабельность», — констатирует Юрий Матвейко. По его оценке, дополнительные сервисы позволяют владельцам частных АЗС компенсировать затраты и увеличить доходность бизнеса на 10–15%.

«Рентабельность бизнеса по продаже АЗС все время снижается. Назвать какую-то цифру довольно сложно, потому что, например, в январе–феврале маржа может быть от минус 50 копеек до руб­ля, а в мае вырасти до 2–2,5 руб­лей на литр. И каждый год соотношение этих периодов разное», — замечает Золотовская.

Перейти черту

Впрочем, чтобы выжить, мелкие игроки нередко прибегают к продаже контрафакт­ной продукции — печное, котельное, судовое топливо… Как показали лабораторные исследования, инициированные филиалом Федерации автовладельцев России и Авто-Мото Ассоциацией, доля контрафакта на сибирском рынке ГСМ близка к 50%. Общественники выяснили, что некачественное топливо поступает на АЗС западносибирских регионов главным образом с двух регио­нальных нефтеперерабатывающих предприятий — «Коченевского НПЗ» (Новосибирская область) и «Яйского НПЗ» (Кемеровская область).

«Появление на рынке контрафакта всегда вызвано двумя основными причинами: либо доминирующий в регионе ВИНК не может закрыть потребности всех операторов (такая ситуация была осенью 2013 и 2014 годов), либо оптовая цена легального топлива выше или равна розничной цене на АЗС ВИНК, в результате чего купить товар и продать его дешевле становится невыгодным, — объясняет Юлия Золотовская. — Никакой оператор в благоприятной рыночной обстановке, когда легальный товар есть в наличии и имеется хоть какая-то маржа, покупать контрафакт не будет, так как последствием его продаж станет резкое падение объемов реализации. Ведь за качество потребитель голосует рублем».

«Если бы государственные регуляторы следили за оптовым рынком и по наличию, и по цене, это могло бы практически исключить случаи реализации контрафакта. Но, как показывает практика, оптовый рынок органам малоинтересен, они больше привыкли бороться со следствием, а не с причинами проблем», — заключает эксперт.

«Эксперт Сибирь» №15 (474)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама