Свои в доску

Русский бизнес
Москва, 30.05.2016
«Эксперт Сибирь» №22-23 (476)

 20-01.jpg

Первые лонгборды появились еще в середине XX века и были очень популярны в Калифорнии до семидесятых, пока «длинные доски» (от 55 см до трех метров) не были потеснены скейтбордами, дающими возможность выполнять прыжки и трюки. Но, как и в одежде, спираль моды вновь вернула на улицы лонгборды, рассчитанные исключительно на катание — как экстремальное (способны развивать скорость до 100 км в час), так и прогулочное. Если на Западе этот вид спорта получил второе рождение 10–15 лет назад, то в России это произошло только пять лет назад. На волне интереса красноярцы Сергей Бастрыкин и Илья Гурьянов открыли BASIC Longboards — производство лонгбордов в Сибири. «На хипстерской волне все вспомнили про «лонги» и такие дисциплины, как круизинг — передвижение по городу, на длительные дистанции, и даунхилл — скоростной спуск с гор. И мы поняли, что это перспективный бизнес», — рассказывают предприниматели.

Бизнес для себя

Компания BASIC Longboards существует три года. До открытия бизнеса Сергей Бастрыкин сам очень много катался на скейте, потому прекрасно понимал, что будет интересно райдерам. «У Сергея было желание делать скейтборды, но, посчитав, он решил, что это нерентабельно. Как раз начиналась мода на лонгборды, это показалось интересным. Начали экспериментировать, сначала в гараже, делали буквально на коленке», — вспоминает Илья Гурьянов. Информацию о производстве профессио­нальных лонгбордов молодые предприниматели черпали в Интернете. «Мы учились методом проб и ошибок, совершенствовались», — комментирует Сергей Бастрыкин.

По наблюдениям бизнес-партнеров, из-за того, что лонгборды в России только набирают популярность, конкуренция в этой сфере еще небольшая, в России есть всего несколько производств — в основном они сконцентрированы в Москве. «Насколько мы знаем, в Красноярске мы единственные производители, только в этом году в городе начали появляться предложения от федеральных розничных сетей. «Если говорить про конкурентные преимущества, то мы готовы поручиться за качество. К тому же, у нас довольно лояльная ценовая политика, потому что хочется развивать и популяризировать этот спорт», — заявляет Илья Гурьянов. Рекламировать свою продукцию предприниматели предпочитают через соцсети — две группы работают в социальной сети «ВКонтакте» и попадают в топ поисковика Google. «Иногда мы используем партизанские приемы — маркетинг без вложений, например: я катаюсь на доске по набережной, а прохожий интересуется, что это. Так люди превращаются в клиентов, — улыбается Сергей. — Кроме того, мы участвуем в ярмарках, фестивалях. Еще у нас есть коман­да райдеров, они тоже делают неплохой промоушен, потому что это авторитетные спортсмены».

Первое лето Илья и Сергей работали с индивидуальными заказами, год назад сформировали модельную линейку и завезли необходимое количество комплектующих. «В этом году у нас появился полноценный шоу-рум с регулярным режимом работы. Розничная продажа у нас в основном сосредоточена в Красноярске, на нее приходится около 90 процентов. Оптовые продажи идут на всю страну — от Минеральных Вод до Владивостока. Шоу-рум пока открыт только в Красноярске, но все же только 40% приходится на онлайн-заказы через соцсети и сайт», — рассказывает Гурьянов.

Всего в ассортименте представлены восемь моделей лонгбордов, по словам Сергея и Ильи, самая популярная — TAMER. «С прошлого года она заняла уверенные позиции лидера продаж. Это универсальная заниженная доска, которая позволяет кататься в разных стилях. На ней спортсмен может развиваться в любое направление и только за пару сезонов можно раскрыть потенциал этой доски», — заявляет Сергей Бастрыкин.

«Воспринимают как диковинку»

Описать портрет среднестатистического клиента предприниматели затруднились — это могут быть и 15-летние девушки, и мужчины за 40 — те, кто раньше занимался подобным спортом. «Катание на лонгборде достаточно безопасно и помогает поддерживать форму. Есть стиль катания — «пампинг», когда скорость удается сохранять за счет движений тела и колебания доски, без отталкивания ногой, он дает достаточно сильную физическую нагрузку. Кстати, одной из проблем при начале бизнеса было то, что люди воспринимали лонгборды как диковинку», — говорит Илья Гурьянов. Но, признаются предприниматели, как правило, лонгборды выбирают молодые люди, которые уже сами зарабатывают. Мест для катания в Красноярске немного, однако, опять же в отличие от скейтборда, «лонг» не требует специально оборудованных площадок, для прогулочного катания райдеры выбирают набережную Енисея или велодорожки на острове Татышев.

Производство лонгборда состоит из трех основных этапов: прессование, столярные и малярные работы. «На первом участке у нас стоят прессы для разного вида досок, там происходит процесс склеивания шпона, ему придается форма — получается «фигурный сэндвич», который в столярной мастерской вырезают по лекалу, потом фрезеруют, шлифуют, сверлят отверстия и отдают в «малярку». Там наносят морилку и покрывают лаком в три слоя, — объясняет Илья Гурьянов. — В столярном цеху мы используем стационарный фрезер, ленточно-пильный станок, вертикально-сверлильный станок. Есть еще шлифмашинки, шуруповерты… Производство одной доски, если считать только ручной и машинный труд, а не время, требующееся на высыхание клея, лака и краски, занимает несколько часов». По его словам, полтора часа требуется на прессование, потом в течение четырех дней в малярном цеху на доску слой за слоем наносится морилка и лак. В производстве задействованы четыре–шесть человек. От индивидуальных заказов BASIC Longboards перешел на серийное производство — так называемые «сэндвичи» заготавливаются сразу партиями, чтобы они просыхали и обрабатывались одно­временно. За шесть месяцев 2015 года компания произвела 560 лонгбордов. Раньше основатели бизнеса и сами работали в мастерской, но сейчас Илья занимается маркетингом и интернет-продажами, Сергей — оптовыми заказами.

Купил и поехал

Несмотря на то, что компания выпускает утвержденные модели, клиенты могут заказать окраску или уникальную форму. «Мы следим, чтобы ассортимент был широким, чтобы было из чего выбрать и по цветам, и по характеристикам. Есть базовая комплектация, но клиенты могут и самостоятельно выбирать, как укомплектовать модель, мы тут же, при клиенте, наклеим «наждачку», прикрутим нужную подвеску и колеса, чтобы можно было сразу купить и поехать кататься», — объясняет Илья Гурьянов. Березовый шпон компания закупает у российских поставщиков, подвески, колеса, клей и лаки — на заводах-производителях в Китае и Европе. «Мы делаем доски из березового шпона, потому что кленовый в России найти практически невозможно. Конечно, можно привезти контейнер из Канады, но это получится дороже», — вздыхает Илья.

Сезонность бизнеса переживается спокойно, признаются предприниматели, но «на полгода приходится затягивать ремни». В Минеральных водах, например, сезон длится 11 месяцев, и оттуда заказы могут идти круглый год. «Это направление очень перспективно, потенциал рынка до сих пор не раскрыт. Мода на лонгборды в Европе продержится еще лет 10–15, в России — еще дольше, потому что пика мы пока и не достигли. По словам московских производителей и продавцов лонгбордов, в этом году продажи должны были вырасти в четыре раза, но из-за экономической ситуации рост был не настолько существенным, но заметным. Кризисы мы почувствовали на себе — на клей, лак и прочую химию, комплектующие цена пропорциональна курсу валют. Как только мы видели, что стоимость валюты начинает падать, закупали необходимые вещи», — рассказывает Гурьянов. Подорожание комплектующих сказалось и на цене лонгбордов BASIC Longboards — она выросла примерно в полтора раза по сравнению с прошлым сезоном. Тем не менее, за три года продажи в компании выросли в пять–шесть раз: в 2013 году красноярцы продавали четыре–пять досок в месяц, сейчас — около 30.

Калькулятор

Стартовые вложения владельцы компании делят на два этапа: около 160 тысяч потребовал запуск бизнеса, средства были потрачены на закупку первого оборудования и сырье, на втором этапе потребовался еще миллион руб­лей — на апгрейд производства и усовершенствование технологической базы. Все инвестиции — заемные средства. Окупаемость вложений — пять лет.

Производство размещено в помещении площадью 45 кв. м по арендной ставке 350 руб­лей за квадрат. «Ставка такая низкая, потому что производство находится в культурном пространстве «Каменка», мы были одними из первых резидентов», — рассказывает Илья Гурьянов.

Минимальная цена за доску для лонгборда BASIC Longboards — 3 400 руб­лей, лонгборд в сборе (дека, наждачка, подвеска, колеса) можно приобрести минимум за 8 700 руб­лей. Маржинальность бизнеса — 40%.

Планы

В будущем сезоне предприниматели планируют увеличить объемы и продавать до тысячи досок в год. «Мы проапгрейдили производство, сделали своеобразный «конвейер» и понимаем, что сможем работать на таких мощностях, к тому же оптовый спрос мы пока не покрываем», — заключает Илья Гурьянов.

У партнеров

    Реклама