Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Голодные до красоты

2017

Охарактеризовать бизнес новосибирского декоратора-флориста Анны Порох можно всего несколькими словами: красиво, вкусно и практично и, конечно, свежо. Она первой принесла в Сибирь моду на съедобные букеты, может оформить в этой концепции набор для борща или глинтвейна или представить в виде охапки продуктов стихи Блока.

 28-01.jpg

Третья в России

Основатель проекта «Свежо!» Анна Порох — в прошлом свадебный флорист. «К необычному я тяготела всегда, и, к счастью, попадались креативные клиенты, которые соглашались на что-то необычное — были и невесты-ведьмы, и пары, готовые в свадебных костюмах искупаться в море, — смеется Анна. — Два года назад наша творческая группа распалась, одновременно с этим я ушла в декрет. Как раз на закате нашей работы мы наткнулись на фотографии американской свадьбы, полностью декорированной овощами, и невеста написала в соцсетях, что свой декор они поедали две недели после торжества. Идея показалась очень интересной, но мы засомневались, что в России будет спрос на подобные эксперименты. И пока я плавала по волнам декрета, узнала о мастерских в Москве и Санкт-Петербурге, которые сделали на съедобных декоре и букетах вполне успешно работающий бизнес. Я поняла — мы ошиблись, все-таки это кому-то надо. И почувствовала, что нужно вцепиться в эту идею и не отпускать, пока не получится».

Так появился проект — «Свежо!».

 28-02.jpg ФОТО: ТАТЬЯНА ЕЛИСТРАТОВА
ФОТО: ТАТЬЯНА ЕЛИСТРАТОВА

Дальше, по словам Порох, все было «смешно и наивно»: буквально на следующий день после рождения идеи Анна закупила 7–10 килограммов овощей и фруктов, собрала первые десять букетов и раздала их прохожим в центре Новосибирска. «Очень много времени провела на рынках и в магазинах, чтобы набрать максимально разных продуктов, и из этого собрала первые букеты. Когда пересматриваю фотографии, понимаю, что сейчас работаю по-другому — сначала, например, в букете не было двух яблок, все по одному. Сейчас мой стиль поменялся. С техникой сборки у меня не было проблем — помог четырехлетний опыт во флористике, а еду в своих букетах я начала видеть только последние полгода, — улыбается Анна. — Но все овощи, фрукты, сладости в букетах съедобны!» На вопросы о съедобности букетов Анне в первое время приходилось отвечать очень часто — люди очень удивлялись, что это настоящие, не искусственные продукты.

Первая сложность, с которой столкнулась Анна на старте бизнеса, — продвижение. «Я никогда не была человеком, который напрямую взаимодействует с клиентами. Люди, как правило, видели мою работу, но не видели меня. В сборке букетов у меня никогда не было проблем, зато ступор случился на этапе маркетинга и продаж. Я поняла, что надо найти приятную мне маркетинговую стезю, иначе ничего не будет продаваться, как бы классно я это ни делала», — признается автор проекта. 80% заработанного после праздника 8 Марта 2015 года Анна вложила в пиар проекта в Instagram и материалы для акционных букетов.

Летом 2016 года о «Свежо!» написали на новостном городком портале, после этого Анна поняла, что раньше о ее проекте просто не знали. «После публикации заказы посыпались через полчаса. Для меня было неожиданно — новость вышла в день, когда у меня взяли интервью. После этого понеслось. И так я познакомилась с положительными эффектами маркетинга и поняла, что спрос действительно есть», — смеется предприниматель.

На момент старта конкурентов в Новосибирске у «Свежо!» не было — Анна запустила третий в России бизнес на производстве съедобных букетов. Сейчас в городе работает около пяти подобных мастерских, но долгое время на рынке Новосибирска «Свежо!» оставалось единственным в своем роде — быстрее аналогичные проекты запустили в Кемерове.

Деревянные стебли

Самый необычный заказ, по признанию Анны, когда попросили сделать букет, ассоциирующийся с «сексом в космосе»: «Еще просили букет «по стихам Блока». Я сама очень люблю такие художественные соответствия, меня вдохновляют подобные заказы. Еще один из запомнившихся — когда в первый раз делала букет с горизонтально лежащей бутылкой вина, ее нужно было очень сильно закрепить, чтобы не вывалилась».

Набор продуктов для букета ограничивается только фантазией заказчика и флориста и сезонностью. Собрать композицию, по опыту Анны, можно из чего угодно. При том, что овощи и фрукты — тоже флора, выглядят они довольно абстрактно и не кажутся «призывно съестной тарелкой», подмечает основатель «Свежо!».

Заказы Анна принимает за сутки до доставки, чтобы на следующее утро купить свежие продукты. Закупки она делает на рынках, у уличных торговцев, бабушек, продающих садовые овощи, в супермаркетах. «Пути распределения овощей и фруктов в нашем городе неисповедимы — однажды я нашла личи в «Магните» в Верх-Туле и, кажется, скупила все, что было. Я стараюсь обсуждать составы букета с заказчиками, предлагать свои идеи, иначе будет только копирование старого. Я придумала акцию «Свежо на улицах» — оставляю в красивых местах города букеты, собранные именно на мой вкус — так я пытаюсь показать людям все возможности, что с чем лучше сочетается, потому что далеко не каждый может себе представить, как, например, фиолетовая капуста смотрится с гранатом. Поиск и закуп продуктов — самое тяжелое, и только в мастерской Анна наконец превращается из закупщика и водителя во флориста: моет продукты, нанизывает их на деревянные шпажки и приступает к сборке букета. В основании — обрезок пластиковой трубки, который имитирует портбукетницу, вокруг него скотчем фиксируются шпажки, выступающие в роли стеб­лей. Цветы, если они есть в букете, крепятся в специальных флористических колбах, из которой цветок может «пить». Травы, в свою очередь, тейпируются. Срок хранения букета в прохладе — 2–5 дней, в тепле — 1–3 дня.

На создание простого букета, который Анна делала много раз, может уйти 20–30 минут, большой букет — 30–35 сантиметров в диаметре и весом 4–5 килограммов — потребует около трех часов работы, свадебный — около пяти часов. Основная причина, почему букеты недешевые, — много ручного труда, иногда — практически ювелирная работа.

По опыту Анны, самая большая разница между сборкой букетов из цветов и букетов из продуктов — то, что выполняются не все правила классической флористики, например, мастер может закреплять шпажки и другой декор скотчем, хотя во флористике это моветон.

«Бывают случаи, когда я отказываюсь от заказа, например, если просят сделать в тот же день. Крайне редко бывает, что отказываюсь из-за экономической неудобности, когда ингредиенты очень дорогие. Заказами приходится жертвовать ради отпуска», — комментирует Порох.

 28-03.jpg

Калькулятор

Для того, чтобы начать бизнес, Анна Порох потратила четыре тысячи руб­лей: три из них потребовалось на закуп продуктов, одна тысяча — на услуги фотографа. «Если бы я начинала работать сейчас, то нормальным стартовым капиталом было бы 50 тысяч руб­лей», — подсчитывает Анна. В начале проекта Анна собирала букеты дома, сейчас арендует площадь под мастерскую — на это требуется около 10 тысяч руб­лей в месяц. Стоимость букета складывается из стоимости продуктов, транспортных затрат (бензин или услуги курьера), расходных материалов. Определенный процент закладывается на бракованные овощи — такими часто бывают гранаты, обрезки. Стоимость букета зависит от его размера в диаметре: размер S (15 см) — 1 300 руб­лей, M (20 см) — 1 900 руб­лей, L (25 см) — 2 500 руб­лей, XL (30 см) — 3 500 руб­лей. В постоянной линейке внесезонных букетов Анна предлагает 25 вариантов, также клиенты могут сделать уникальный букет на свой вкус или положиться на вкус флориста, обговорив только основные характеристики, в таких случаях цены могут варьироваться. «Самый дорогой букет, который я делала, стоил восемь тысяч руб­лей — это был подарок для директора салона красоты. На каких-то этапах приходилось поднимать цены: когда поняли, что при низкой стоимости не добиться высокого качества. Но эти действия оправданы — мы проводим акции, в ходе которых можно получить совершенно разные букеты бесплатно — хоть большой, хоть маленький. Это тот вид рекламы, когда можно передать личное видение своей работы другим людям, который мне действительно близок. Доход от каждого букета я оцениваю «на глаз» и подсчитываю в конце месяца», — рассказывает Анна Порох.

За два года спрос на букеты «Свежо!» увеличился в 20–30 раз: начинала предприниматель с четырех заказов в месяц, сейчас их около 70–120. Пиковые моменты есть почти в каждом месяце — букеты заказывают на праздники и дни рождения. По наблюдениям основателя проекта, «сложный» для ее бизнеса день — понедельник, так как заказывают букеты коллегам, дни рождения которых выпали на выходные. Перед праздниками Анна закупает продукты «по максимуму», еще до поступающих заказов.

«Мои клиенты — очень разные и очень интересные. Я доставляла букеты в Институт ядерной физики, в отделение акушерства горбольницы, Росавтодор, отель Hilton... Среди получателей много мам, бабушек, мужчин», — описывает основательница бренда «Свежо!». Средний возраст заказчиков съедобных букетов — 25–40 лет, как правило, это обеспеченные, состоявшиеся люди.

В качестве каналов рекламы Анна выбрала блогеров в Instagram и Яндекс.Директ. В 2016 году она вложила в рекламу около 120 тысяч. Порох отмечает, что за последний год сильно выросла конкуренция ва этой сфере бизнеса — сейчас в Новосибирске пять проектов аналогичной тематики, но в Москве, например, их около 50.

Планы

В ближайшее время главная цель Анны Порох — совершенствование своего стиля и продвижение бизнеса. «Хочу воспитать жителей Новосибирска выбирать больше овощных букетов, а не фруктовых. Мне очень нравится работать именно с овощами — они дают больше простора для фантазии. Иногда просят фруктовый букет черного цвета — получается, только из сливы и винограда. А овощные букеты — очень стильные, эпатажные, абстрактные», — делится идеями Анна. Помимо прочего, в планах предпринимателя — расширение бизнеса и привлечение в проект еще одного флориста.

«Эксперт Сибирь» №7-10 (489)



    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама