Николай Зенин: «Взаимодействие и способность к интеграции — основа цифровой экономики»

Экономика и финансы
Москва, 12.03.2018
«Эксперт Сибирь» №11-12 (510)
Курс на цифровизацию экономики в России взят совсем недавно, однако скорость интеграции цифровых технологий в бизнессреду уже впечатляет. Цифровые преобразования охватывают не только отдельные компании, но и целые отрасли, перестраивая их, меняя расстановку сил, создавая новые бизнес-модели

ВЕРА САЛЬНИЦКАЯ

Наиболее последовательно по пути цифровой трансформации идет «Ростелеком», одним из основных драйверов развития которого становится предоставление комплексных сервисов на стыке телекома и IT. О том, что на самом деле является двигателем «цифровой экономики», насколько современная телеком-индустрия связана с IT и почему цифровые решения и высокотехнологичные сервисы становятся для бизнеса вопросом выживания, в интервью «Эксперту-Сибирь» рассказал вице-президент, директор макрорегио­нального филиала  «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Николай Зенин.

 — Николай Сергеевич, компания «Ростелеком» является активным участником и «локомотивом» государственной программы «Цифровая экономика», горизонтом которой обозначен 2024 год. Вам должно быть виднее, чем многим: на каком этапе пути к цифровому будущему мы находимся?

 — «Ростелеком», если говорить точнее, не локомотив, а фундамент, каркас, на котором строится «цифровая экономика». Программа принята в июле 2017 года, и мы как крупнейший по инфраструктуре оператор страны принимали участие в разработке всех пяти ее ключевых направлений.

«Цифровая экономика», или четвертая технологическая революция — это общемировой тренд. Цифровизация началась не вчера и даже не позавчера. «Умные» решения давно стали частью нашей повседневной жизни: безналичный расчет в магазинах, онлайн-покупки, охранные сигнализации и так далее. Но, конечно, о переходе к цифровой экономике можно говорить только тогда, когда все отрасли производства, соцсфера и население будут интегрированы в одну общую цифровую экосистему.

— В каких отраслях российской экономики сегодня наиболее активно применяются цифровые решения?

 — На первом месте, бесспорно, медиа и все отрасли, связанные с хранением, передачей и продвижением информации. Семимильными шагами в этом направлении движутся банки, страхование, розница — большинство уже давно начало сворачивать свое физическое присутствие и уходить в виртуальное пространство, оптимизируя расходы и увеличивая капитализацию с помощью новых инструментов. На подходе к внедрению «цифры» — логистика, транспорт в части навигации: беспилотники и убер-грузоперевозки могут появиться раньше, чем мы думаем. В начале пути промышленность — просто потому, что трансформировать производство сложнее, чем сервис. «Оцифровываются» и образование, здравоохранение, другие социальные сферы, государственные услуги давно стало проще получить в электронном виде.

 — Это гигантский объем данных. Насколько базовая инфраструктура в стране и Новосибирской области в частности способна обеспечить текущие и перспективные потребности в передаче, хранении и обработке данных? И как мы выглядим на фоне остального «цифрового» мира?

 — Сегодня количество подключенных к ШПД пользователей в нашей стране — порядка 70 процентов домохозяйств. Вычислительные мощности, объемы ЦОДов (центров обработки данных), размер и возможности «облаков» также позволяют говорить о том, что да, мы имеем инфраструктуру и все необходимое для развития «цифровой экономики». На нынешний день у одного только «Ростелекома» в стране сотни тысяч километров оптоволокна, 22 крупнейших ЦОДа — огромное количество площадок, стоек и серверов. Инфраструктура и вычислительные мощности — это и есть хребет цифровой экономики.

По количеству подключенных домохозяйств, скоростям доступа и качеству сетей мы находимся в десятке, если не в тройке стран-лидеров в мире. Если брать охват городов по всей России и Сибири в частности, у нас огромный процент подключений по «оптике», в то время как в той же Европе еще больше половины «медных» абонентов. Только в Сибири у «Ростелекома» около 900 тыс. физических абонентов, подключенных к Интернету по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), и больше 100 тыс. подключенных по «оптике» корпоративных клиентов. Последние три года сибирский филиал показывает прирост по абонентской базе примерно на 10 процентов в год, и, думаю, мы сохраним этот темп, несмотря на то, что рынок близок к насыщению и конечен по количеству абонентской базы — мелкие игроки уходят, крупные консолидируют рынок.

 — Чем еще, кроме стандартного подключения к Интернету и предоставления ТВ, в новой цифровой реальности конкурируют провайдеры? Какие направления необходимо развивать компаниям, чтобы оставаться на рынке?

— Современный телеком-оператор — это целая экосистема, которая предполагает базис — стандартные услуги по подключению к сетям — и то, что нанизывается сверху. У «Ростелекома» это направления инновационного характера, которые мы развиваем, разработка собственных IT-платформ. В арсенале нашей компании сегодня решения по кибербезопасности, биометрическая платформа и РусГИС, интеллектуальный анализ данных, распределенный реестр — так называемый блокчейн, элементы промышленного индустриального Интернета, электронное правительство и так далее. И это именно то, что позволяет нам говорить: да, мы трансформируемся в цифровую компанию.

Это одна тенденция. Другая — интеграция. Естественно, мы привлекаем партнеров из разных областей — «цифровая экономика» без взаимодействия в принципе невозможна. Интеграционные межот­раслевые решения и взаимодействие разных сфер — один из ее столпов. Ведь в чем суть самых передовых достижений «цифровой экономики»? Простой пример — Uber. У главного таксопарка мира нет ни одной машины! У крупнейшей по капитализации компании есть цифровая платформа, и все. Новая реальность такова, что есть клиент, есть поставщик товара или услуг и есть тот, кто создает платформу, которая всех объединяет — он и является, по сути, двигателем «цифровой экономики».

— Массовый потребитель сейчас ждет «умных» сервисов? Он готов к этому? Что сдерживает рост?

— По тому, насколько быстро растет популярность опции «Интерактивное ТВ» (прирост по абонентской базе за последние два года составил 48 процентов), становится понятен основной тренд — курс на комфорт, который обеспечивают «цифровые» услуги. То же касается и технологий «умный дом». Все базовые решения на рынке в этом направлении мы предлагаем, число пользователей-новаторов — около 15 процентов.

Если говорить про бизнес-клиентов, активно пользующихся новыми услугами, то среди наших абонентов таких от 5 до 10 процентов в зависимости от региона, в Новосибирской области — около 7 процентов. Но мы видим, что потребитель зреет, меняется его ментальность.

Если раньше предпринимателю сложно было даже представить, что вся его информация, включая почту, бухгалтерию и клиентскую базу, будет храниться где-то там, в «облаке», — это было равносильно явке с повинной, то сегодня наши клиенты все активнее оптимизируют бизнес-процессы, внедряя инновации с помощью «облачных» решений. Услуги «Виртуальный ЦОД», «Видеонаблюдение», «Виртуальная АТС», «Wi-Fi-Hotspot» делают возможными удаленную работу сотрудников, создание общих центров пользования, проектных офисов и многое другое.

Темп развития и зрелость рынка сегодня таковы, что предприниматель вынужден делать этот выбор: либо самому содержать «железо», специалистов, обновление ПО и качественное сопровож­дение, либо довериться профессионалам и приобрести услугу надежного оператора. Этот выбор делает непростым иллюзия того, что если сервер стоит у вас под столом, а «железная» АТС висит на стене — это надежнее и безопаснее. Но практика показывает, что на деле все происходит ровно наоборот. И зачастую только после столкновения с кибератаками, поломками сервера и «утеканием» финансов бизнес убеждается в эффективности цифровых сервисов.

— То есть, цифровизация для бизнеса — это вопрос выживания?

— Безусловно. Бизнесом всегда движет экономическая эффективность, а внедрение цифровых технологий — это прямой путь к экономии издержек.

 20-02.jpg

— У разного бизнеса разные потребности. Вы предлагаете индивидуальные решения для крупных промышленных предприятий или малого бизнеса?

— Любой бизнес-клиент — это всегда индивидуальное решение. Нет одинаковых решений для той же отрасли энергетики. Например, просто потому, что энергосбытовые организации интересует взаимодействие с массовым рынком, производителя энергии — совершенно другие вещи. Если в случае с «умным домом» для домохозяйств продукт можно поставить на поток и предлагать «коробочку» (коробочный продукт прост в использовании, легко устанавливается, имеет дружественный интерфейс), то в случае с бизнесом это всегда личный подход и индивидуальное решение.

— Какие «умные» проекты сибирский филиал «Ростелекома» планирует реализовать в 2018 году?

— Буквально на днях мы объявили о завершении большого проекта по строительству волоконно-оптических линий связи для предприятий рудника «Хиагда» в Бурятии. Общая протяженность новой ВОЛС составила 218 километров. Но кроме базовых услуг в виде Wi-Fi, VPN-канала, конференцсвязи между объектами и видеомониторинга производственных площадок, мы разрабатываем для Хиагды проект создания «Умного рудника», основанный на системе интеллектуального сбора и анализа данных с разных участков производства. В частности, в концепции есть опция, контролирующая безопасность труда — «Умная каска». Она предполагает оборудование касок рабочих видеоустройствами и датчиками контроля падения, распознавания алкоголя, геопозиционирования. И надо отметить, что проект уже заинтересовал руководство компании.

В настоящее время на предприятии холдинга «Сухой» тестируется пропускная система распознавания лиц на основе биометрической платформы. В активной фазе взаимодействие с МРСК Сибири по индивидуальным проектам в области энергетики, касающимся интеллектуального анализа тепловых сетей, построения учета электроэнергии с целью минимизации коммерческих потерь. Есть крупные проекты с банками по подключению «Wi-Fi-Hotspot» — Сбербанком, ВТБ. В прошлом году мы завершили работы по созданию информационной транспортной системы для XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. Функционал программного продукта включает в себя онлайн-мониторинг и управление всем транспортом, обслуживающим Универсиаду (от легковых машин и пассажирских автобусов до автомобилей скорой медицинской помощи). Также система позволит информировать гостей, участников и горожан по вопросам транспортного обеспечения.

— Все проекты и разработки, которые вы описали, требуют серьезного подхода к обеспечению безопасности. Насколько активно ваши клиенты пользуются услугами по защите данных?

— К сожалению, пока в нашей стране отношение к кибербезопасности в массе своей остается легкомысленным. Тем временем Россия входит в число стран, которые наиболее подвержены кибератакам — наш центр мониторинга фиксирует атаки на российские сети каждые 8 секунд. Сегодня у «Ростелекома» крупнейший в стране центр кибербезопасности, работающий 24 часа в сутки. В компании реализуется комплекс защиты от DDos-атак — самой распространенной в мире проблемы в области кибербе­зопасности. Услуга защиты позволяет отражать атаки мощностью около 200 Гбит/сек. При этом стоимость услуги для юридических лиц пока весьма символическая — 10 руб­лей в час. Кроме того, мы предлагаем услугу тестирования сетей на киберугрозу — выявляем потенциально «слабые» места в сети клиента и формируем отчет для дальнейшего анализа и работы.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Реклама