Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Как оживить динозавра

2018

 bez-imeni-2.jpg

Год назад актер новосибирского Театра Афанасьева Артем Чернов организовал арт-мастерскую ARTCHI, в которой создает скульптуры и механизированные куклы по индивидуальному заказу. Свои работы Артем называет аттракционами и планирует составить конкуренцию китайским производителям, обойдя их и по качеству работ, и по искренности эмоций зрителей и заказчиков.

Мастер-самоучка

Лепить из пластилина Артем Чернов любил с детства — по его словам, это была единственная игрушка, которую невозможно было сломать. «Что такое скульп­турный пластилин, тогда никто не знал, и купить его было практически невозможно. Профессиональной лепке или рисованию тоже не учился, иногда подсматривал и перенимал что-то у брата, который учился сначала в художественной школе, потом в НГАХА, вместе что-то придумывали, рисовали, и этим мое художественное образование ограничивается», — рассказывает Артем. Позже — уже в театральном институте — навыки понадобились для учебы: «В работе над этюдами всегда была необходимость в какой-то бутафории, которой не было в наличии: в институте достаточно скромный набор реквизита для студентов, поэтому выход был только один — мастерить что-то самостоятельно. Однажды мы делали этюд по картине Эгона Шиле — одного из самых ярких представителей экспрессионизма, и нам была нужна отрубленная рука, — вспоминает Артем. — Естественно, о работе с силиконом не было никакого представления, поэтому сделали из пластилина, чем-то ее замотали. Конечно, получилось ненатурально». После учебы Артем много работал на мероприятиях аниматором, и необходимость в реквизите стала еще острее: «Если раньше мы могли брать костюмы в костюмерном цехе, то после выпуска я понял, что выгоднее самому что-то сшить, чем взять в прокат. Так за годы работы пришлось научиться и шитью, и сварке, и лепке», — рассказывает актер.

Направления работы Артема Чернова — скульптура, бутафория и аниматроника. Для последнего Артем самостоятельно разрабатывает все механизмы, продумывает логику движения робота. «Просто физику в школе учил», — смеется Артем. Специальных знаний в механике и физике у Артема нет, и, как он считает, они необязательны. «Все мои механизмы где-то под рукой всегда можно найти, главное — понимать, как это работает. Все-таки это всегда эксперимент, в ходе которого конструкция может переделываться много раз», — признается основатель мастерской. По его словам, самое эффективное — учиться на собственном опыте, потому что даже в интернете найти какие-то уроки почти невозможно. Артем объясняет это тем, что все мастера хранят свои секреты при себе, и максимум — могут поделиться советом, но не реально работающей механикой. «Те, кто занимаются этим профессионально, стараются монетизировать это всеми способами. Если они наработали свои собственные техники, собрали набор универсальных механизмов, то скорее сделают образовательный курс за большие деньги, чем запишут обучающее видео и выложат на YouTube», — сетует мастер.

Сложносочиненные формы

Работа над заказом строится в несколько этапов. Первый — описание задачи от заказчика и разработка эскиза или модели и просчет стоимости изделия. «Если это подвижная фигура, то с клиентом обговаривается, как она должна двигаться, какие звуки издавать», — уточняет Артем. Второй этап — создается алюминиевый каркас, механика, третий — добавляются художественные элементы.

Артем Чернов, в свою очередь, открыто рассказывает про свой опыт, базы для закупки материалов, ошибки в производстве и найденные решения. «Есть несколько технологий, как снять слепок с модели, и в каждой технологии есть свои нюансы, о которых никто не предупреждает заранее, их приходится узнавать уже в процессе работы. Например, если с пластилиновой маски, то есть односложной формы, нужно снять гипсовый слепок, то макет сверху промазывается чем-то жирным — вазелином либо литолом, если нужен силиконовый слепок, то можно ничем не смазывать. Силикон — подвижный материал, поэтому он такой популярный, и из него просто извлечь даже сложносочиненную форму. Гипс я использую для черновой формы: сначала делаю изделие в пластилине, потом перевожу его в гипс, дорабатываю, шлифую, а уже с гипсовой модели снимаю форму, которая идет для создания итогового изделия. При этом, если необходимо сделать слепок руки, которая должна что-то держать, то надо понимать, как сделать перемычки между деталями, она может быть трех-, четырехсоставная», — делится Артем.

По его опыту, в Новосибирске можно найти очень разные материалы: «У меня был заказ на 25 статуэток размером 20 на 25 сантиметров. Их можно было сделать из гипса, из акрилового гипса, из пластика, из эпоксидной смолы, из полиэфирной смолы. И все это разные материалы с разными характеристиками. Выбрал пластик, а в Новосибирске есть три вида пластика: один заливается в полнотелую форму, во весь объем, и два, которые заливаются «в обкатку», чтобы можно было сделать тонкостенное изделие. При этом один вид пластика отверждается за две минуты, а другой — за четыре. Не зная всего этого, я купил бочку пластика и мучался целый месяц, только десятая отливка получилась приближенной к идеалу, — вздыхает Артем. — Казалось бы, все просто: смешал две жидкости, залил в форму, покатал — и все получилось. Нет, очень важна даже температура воздуха. У меня в мастерской было холодно — меньше 20 градусов, а при такой температуре слои пластика не склеиваются, это я понял уже во время работы. Потом появился заказ на фигуру из стеклопластика, тоже приходилось учиться в процессе работы».

По мнению мастера, самое сложное в работе — не разобраться, а запомнить все характеристики материалов: время отверж­дения (потери текучести), необходимые пропорции, требования по температуре и влажности воздуха и другое.

В Новосибирске есть два–три оптово-розничных склада, которые занимаются продажей различных композитных материалов и на которых мастер покупает материалы. «Я обычно использую материалы холодного отверждения, и специального оборудования для работы они не требуют. Например, для первого своего робота — трехметрового динозавра Рокки — все необходимое было куплено в «Леруа Мерлен»: обычные алюминиевые трубки и обычный поролон, силикон, ткань купил в обычном магазине тканей. Все делалось с помощью болгарки и шуруповерта. Зато тогда я понял, какое оборудование понадобится в будущем — тот же сверлильный станок пришлось приобрести уже позже. Есть еще технология вакуумной инфузии (формовки), которую очень хочу освоить, но она нужна для многосерийного производства, а таких заказов у меня пока не было, в основном заказывают уникальные изделия», — рассказывает Артем Чернов.

Обойти Китай

Отношения с заказчиками приходится строить на доверии: сейчас у Артема уже есть наработанное портфолио, которое помогает ему продвигать свои услуги, но он не скрывает, что каждый заказ заставляет его учиться новому. Находить заказы помогает «сарафанное радио», рекомендации знакомых, недавно у мастерской появились аккаунты в социальных сетях. Сейчас у ARTCHI два основных клиента — Новосибирский зоопарк, для которого мастер создал несколько механизированных кукол, и Центр финансовых технологий, также иногда поступают заказы на бутафорию из театров Новосибирска или небольшие частные заказы. «Многие начинают спрашивать, но все заканчивается на этапе выяснении стоимости: изделия стоят недешево — от 70 тысяч, а срок изготовления — минимум месяц, поэтому заказов немного», — комментирует Артем и добавляет, что основные конкуренты мастерской сейчас — производители оборудования для квестов. «Мы не прямые конкуренты, так как занимаемся смежными, но все же разными направлениями: я хочу развивать производство аттракционов, а они больше занимаются бутафорией. У нас разный уровень художественности», — поясняет мастер. Он считает, что его главная задача — составить конкуренцию китайским производителям, потому что сейчас все аттракционы покупаются там. «Да, в России есть производство батутов, игровых комнат, но механизированные куклы мало кто делает. И если раньше в Китае можно было купить дешево, то теперь у нас можно сделать дешевле с учетом доступности материалов, технологий и знаний», — рассказывает Чернов.

Калькулятор

Итоговая стоимость изделия складывается из основных статей затрат мастера и его гонорара. «В цену работы входит аренда мастерской — 9 тыс. рублей в месяц, материалы, которые берутся с 20-процентным запасом на случай переделок, расходные материалы: перчатки, полотенца, растворители, крепежные материалы. Сверху прибавляется равнозначная сумма в качестве моего гонорара, или что-то приблизительно равное месяцу моей работы в мастерской, если я понимаю, что по материалам это выходит недорого, но работы много», — рассказывает Чернов.

Самый дорогой заказ на нынешний день — статуэтки слонов для ЦФТ — Артем оценил в 170 тыс. рублей. «Около 30 процентов этой суммы — затраты на создание мастер-модели, по которой потом отливалась вся серия. Чем больше серия, тем дешевле выходит прототип. Есть совсем мелкие заказы, когда что-то нужно починить — самый дешевый заказ был на 2 тыс. и занял полдня. Иногда таких заказов в месяц бывает около десяти, и они могут быть выгоднее, чем большие заказы, но не так интересны», — признается основатель ARTCHI. Артем говорит, что работать «в минус» и даже «в ноль» не приходится, но заработанное постоянно вкладывается в развитие, покупку и тестирование новых материалов.

 24-04.jpg

Планы

«В мечтах хочется сделать что-то очень большое, масштабное. Много направлений деятельности, и выбрать основное очень сложно: это и бутафория, и аниматроника, и скульптура, и пошив. Они все тесно связаны, но очень разные, и под каждое — свой заказчик. Мне сейчас нравится сам процесс, когда ты что-то задумал на бумаге, а оно потом появилось в объеме», — делится Артем. В планах — в течение года найти помощника в мастерскую, так как сейчас Чернов работает один. По его словам, рынок аттракционов в России развит слабо, а спрос начинает расти, поэтому заказов точно хватит на несколько лет вперед.

«Эксперт Сибирь» №41-42 (522)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама