ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Реставрационные работы

2007

Страница перевёрнута: время, когда гуманитарные науки развивались себе стихийно, без государственного присмотра, завершилось. Их роль в формировании общественного сознания учтена и поставлена под контроль. Власть не пошутила, а взяла и собрала учёных и учителей в Ново-Огарево (июнь 2007 года), где и были посеяны зёрна новой концепции преподавания истории. А уже в сентябре начался сбор урожая.

Из скромного первоначального методического пособия с опечатками родился комплект из двух тяжёлых томов. Авторский коллектив, возглавленный Леонидом Поляковым и Александром Филипповым, создал два программных текста — книги для учителей «Новейшая история России. 1945–2006 гг.» и «Обществознание». Актуальности ради авторы пообещали выпустить дополнительный модуль книги после выборов нового президента РФ. Такая ретивость в исполнении «домашнего задания» не позволяет усомниться, что к следующему учебному году все дети страны будут учить историю Отечества именно по той программе, которую предлагают Поляков и Филиппов. Другой просто никто не видел...

Книги, написанные на государственный грант, совершили путешествие по семи федеральным округам. Цель, афишируемая авторами и сопровождающей их группой учёных, — обсудить с общественностью и учителями содержание новой концепции истории и обществознания. Однако впечатление от прошедшей в Ростове региональной конференции ЮФО оказалось двусмысленным.

Когда такое было, чтобы члены-корреспонденты РАН, профессора столичных вузов и высокопоставленные чиновники от образования объезжали регионы, чтобы обсудить свежевыпеченные пособия и даже внести поправки? И поправки прозвучали. Из зала заговорили о некорректности понятия «чеченская война»: предложили более аккуратное «террористический конфликт» в Чечне. Понятию «угрозы» порекомендовали предпочесть «вызовы» — термин историка Тойнби. Не обошли стороной и антизападнический настрой новой идеологии, прописываемой в книгах. Ростовские учителя отметили нелогичность создания и обсуждения текста для 11-го класса в отсутствии такового для десятого — его лишь обещают написать.

Вызвал вопросы и термин «суверенная демократия» — априори утверждаемая авторами стратегия нашего государства. Леонид Поляков лично разъяснял, как свести «демократию» с «суверенностью» её воплощения российским народом, без вмешательства «полумифического клуба демократов». Этот полумифический клуб относится, видимо, к разряду «угроз», нависших над Россией со стороны лидеров глобального сообщества. Чему и посвящён отдельный параграф «Обществознания». Преподаватель истории одного из ростовских лицеев Наталья Вурста спросила в записке: «Стоит ли вводить в обиход преподавания ещё не устоявшийся термин “суверенная демократия”?» На что Леонид Поляков, поиграв словами, ответил: мол, «отстоявшиеся» термины пусть выбирают те, кто хочет сам пребывать в «отстойнике» истории. Такая вот аргументация. Хотя, как заметила Наталья Вурста
в интервью, известно, что сам автор в своих публикациях неоднократно показывал множественность значений понятия. Например, в статье «Пути суверенной демократии», где прослежен путь термина — а вовсе не феномена — от «суверенной республики» Канта, через словоупотребление Романо Проди, председателя Европейского Союза, к политической формуле Владислава Суркова, замглавы администрации президента РФ.

В целом мнение 300 ангажированных для мероприятия сеятелей доброго и вечного было радужно-положительное. Стало ясно, что большинству удобнее взять один-единственный катехизис и не ломать голову над авторскими программами. Что до «общественности», то журналистов на брифинге оказалось почему-то всего пятеро, причём ни одного — приглашённого от научно-аналитических или педагогических изданий. В конференц-зале присутствовали сотрудники областного института повышения квалификации (РО ИПКиПРО), но не было представителей регионального академического сообщества — например, Южного федерального университета или Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Странно, что проекты, призванные снабдить идеологией целое поколение, внедряются без участия независимой научной экспертизы. И потом, на конференции никому не удалось получить внятного ответа на вопрос: почему именно эта программа истории выбрана как новый стандарт? А как же предварительное обсуждение концепций?

Мероприятие напоминало местами корпоративный тренинг по сбыту нового продукта, местами — заседание по построению светлого будущего. Из старого платья добрый новодел вышел, а дух реставрации царит и в самих книгах. Революционный кошмар 1990-х объявлен разгулом либерализма, а в 2000-е мы искусственно перепрыгнули как бы крепкой волей администрации президента. А в будущем, цитирую Александра Филиппова, «инициативы, исходящие не от президента или не поддерживаемые им, имеют крайне мало шансов быть воплощёнными в жизнь».

Под занавес мероприятия прозвучал вопрос, который, видно, настырно зрел в умах учителей и руководителей школ, и этот-то вопрос обозначил всю безысходность ситуации: «А обязаны ли будут школы закупать эти учебники?» Нет, ответили им — получите бесплатно! Вот и всё. Никто ещё не приказал, а исполнитель уже готов.

Внуки нынешних учителей будут другими, судя по тому, что главной ценностью новые «книги для учителя» объявили «конкурентоспособность». С оговоркой — «в рамках толерантности». Логично. Если глобальный мир XXI века объявлен авторами полем всеобщей конкурентной борьбы, то и личность предстаёт как эдакий микрокосм, борющийся с другими микрокосмами за успех, но по букве закона. Ещё авторы напоминают, что борьба эта должна быть освящена любовью и уважением к родине, к приоритетам родного государства. Удастся ли учителям учесть эту нравственную тонкость — сделать конкурентоспособного индивида ещё и ответственным гражданином?

Итак, реставрационные работы коснулись самого главного — юных, становящихся умов. И хотя потребность в современном понимании истории России назрела, похоже, борьбу за право получить статус «современного» от экспертного сообщества авторы учебников вести не собираются. А значит и задача — историческая, а не политическая — по большому счёту, останется невыполненной.

«Эксперт Юг» №5 (5)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама