Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Реагенты вступают в реакцию

2008

Волгодонское малое предприятие НИИПАВ поставляет активные вещества для моющих средств таким мировым компаниям, как Procter&Gamble и Henkel. Сейчас компания ищет деньги на новый завод

Сегодня НИИПАВ — единственный в стране серьёзный производитель функциональных поверхностно-активных веществ (ПАВ) для химической промышленности — основных и вспомогательных компонентов моющих средств. Охватив более 60% российского рынка, предприятие вышло и на мировой. Сохранённый научный кадровый потенциал позволил выпускать ПАВы такого качества, что они стали востребованы не только крупнейшими российскими производителями моющих средств, но и такими ведущими мировыми компаниями, как Procter&Gamble, Reckitt Benkiser, Henkel.

Инновационный ресурс

Провозглашённый в последнее время в стране курс на возрождение и развитие науки для НИИПАВа не новость. Научная деятельность была в течение всего времени основой его существования. Лишь в годы перестройки здесь произошёл поворот к реальному производству. В советские времена НИИПАВ, будучи единственным филиалом отраслевого всесоюзного института, обслуживал 8 заводов и отвечал за сырьевое и технологическое их обеспечение. Именно это направление деятельности, а также хорошее знание рынка и позволило бывшему НИИ перестроиться в новых экономических условиях, занять свою нишу на рынке. «Мы точно уловили момент, поняли, что если сейчас мы займёмся производством, то наша продукция будет востребована», — говорит президент НПП НИИПАВ, кандидат химических наук, член-корреспондент Международной академии общественных наук Аркадий Чебаксаров.

А момент был довольно трудный — в 90-е НИИ оказался на грани банкротства. Тогда Чебаксарову нужно было решить две главные задачи — сохранить предприятие и кадровый научный потенциал, проведя реструктуризацию и запустив реальное производство. Для реализации этих целей он вложил в НИИ свои собственные средства. Это позволило предприятию удержаться на плаву и постепенно расширить производство. В 1996 году НИИПАВ выпустил 400 кг продукции. Сейчас ежемесячные объёмы производства на предприятии — 500 тонн.

 За 12 лет постепенно выкуплена часть обанкротившегося химзавода со всей инфраструктурой, восстанавливаются здания, устанавливается новое оборудование. Пришлось пережить Чебаксарову и рейдерские атаки, и покушения — очень уж привлекательны принадлежащие предприятию здания и прилегающая загородная территория. Но учёные сумели тогда отстоять свои цеха.

Повседневная задача коллектива — изучить все параметры нового химического процесса, чтобы заставить реакцию идти в нужном направлении — с помощью катализаторов, высоких температур, что требует достаточно дорогого и сложного оборудования. «Важно не только разработать новые технологии, но и усовершенствовать их, довести до почти стопроцентной чистоты продукта, оптимизации условий протекания реакции, — поясняет г-н Чебаксаров. — Например, при использовании прежнего катализатора реакция протекала 12 часов. Наши учёные изобрели новый катализатор, позволяющий сократить её время до трёх часов. Значит, уменьшились энерготрудозатраты, себестоимость продукции, а конкурентоспособность повысилась».

У каждого производителя есть свои технологические нюансы, даже если процесс со стороны кажется простым. Успешная деятельность НИИПАВа привела к тому, что конкуренты не раз пытались выведать его секреты. «За этим приезжают не только из разных регионов России, но и из других стран, — говорит Аркадий Чебаксаров. — Недавно были представители из Израиля, пытались нас подкупить, чтобы узнать точную производственную технологию. Мы достаточно прозрачны — производство показываем, цеха, но технологию, конечно, не раскрываем».

Формально НИИПАВ — малое предприятие. В научном и в производственном подразделениях трудится в общей сложности 97 человек. Несмотря на немалые объёмы работы, они вполне справляются — производство на предприятии максимально автоматизировано, введено компьютерное управление. Завод даже имеет резерв для увеличения объёмов. Чебаксаров приводит такой пример: в Нидерландах один сахарный завод, где 200 основных работников и 200 — сезонных, обеспечивает 30% потребностей в сахаре всей Европы. Так что величина предприятия ещё ничего не решает.

Президент НИИПАВа понимает: чтобы идти впереди других, нужно делать не один шаг, а два. Поэтому НПП не ограничивается поставкой востребованной продукции для фирм-покупателей, но и делает индивидуальные разработки для них и предлагает к внедрению. «Допустим, на рынке появилась потребность в новых видах продукции или в продукции с новыми качествами, — объясняет Аркадий Чебаксаров. — Мы это решаем оперативно — через три-шесть месяцев новый продукт поставляем на рынок. Для нас это дело престижа — каждый год выходить с каким-то новым продуктом. Например, в состав средства Fairy теперь входит новое вещество Oxi, улучшающее моющие свойства и в то же время защищающее и смягчающее кожу рук, — это разработка и продукция НИИПАВа. При этом то, что мы делаем для Fairy, отличается, например, от сырья для других продуктов — в любой композиции есть изюминка, которая решает свои задачи, и любому производителю конечной продукции нужны индивидуально подобранные компоненты».

Химическое производство на волгодонском предприятии основано на использовании тонких технологий, направленных на получение высококачественной продукции. «За счёт этого и выигрываем, — утверждает президент компании. — Получается, что цена нашей продукции — российская, а качество — на уровне мировых стандартов и даже выше. Не случайно мировые брендовые компании, проводящие маркетинговые исследования на международных рынках и имеющие возможность работать со всем миром, покупают сырьё именно у нас».

Дорогие разработки

Спрос на продукцию таков, что в 2006 году была принята стратегия развития предприятия, согласно которой будет построено два новых завода

Основную помощь в финансировании НИОКР предприятия оказывает Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (фонд Борт­ника). Недавно закончился трёхлетний срок финансирования этапа НИОКР, в ходе которого предприятие получило от Фонда на научные разработки 9 млн рублей. «Мы выиграли конкурс, так как сумели доказать, что сможем увеличить объёмы выпускаемой продукции на 30 миллионов рублей, — рассказывает глава волгодонского предприятия. — На деле получилось — на 70 миллионов. Вот такая отдача. Сейчас подаём очередную заявку на новую разработку, которая, по нашим подсчётам, увеличит за два года объёмы производства уже на 300 миллионов».

  Фото: Татьяна Черкезян
Фото: Татьяна Черкезян

Как участник проекта ТАСИС «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий» НИИПАВ получает консультационную помощь ведущих европейских специалистов в проведении аудита, сертификации.

«Мы сумели занять свою нишу на рынке, выпускать конкурентоспособную продукцию благодаря тому, что выбрали базовой именно инновационную модель развития, — считает президент компании. — У нас идёт реальная инновационная деятельность, результат которой — внедрение новых технологий на производственных мощностях нашего предприятия. И разрабатываются они также учёными НИИПАВа. Сейчас на предприятии действует научно-инженерный центр, включающий в себя научно-исследовательские лаборатории, технологический отдел, сектор компьютерных технологий, группу прикладных работ и конструкторское бюро. В основе нашей стратегии лежит взаимодействие всех трёх направлений производственно-экономической деятельности — науки, технологий и рынка. Как наращивание производственных мощностей, так и научная деятельность требуют значительных инвестиций. Мы могли бы обойтись и без кредитов, но мы берём их, чтобы выжить в условиях вхождения в ВТО, берём для развития инновационной деятельности».

Законодательство позволяет теперь оказывать поддержку инновационным предприятиям — выделять субсидии, погашать часть кредитов, частично оплачивать участие в выставках, работу НИОКР. Но, как считает Аркадий Чебаксаров, размеры финансовой помощи слишком малы для предприятий, при этом помощь сопровождается такой массой бюрократических проволочек, что порой просто опаздывает — выплата субсидий задерживается на год, а то и дольше. Для сравнения Чебаксаров вспоминает, как после переговоров с одной из фирм в Германии деньги на счёт НИИПАВа поступили прежде, чем он успел вернуться в Россию.

А деньги зачастую нужны именно сейчас и в немалых объёмах. Так, в прошедшем году на научную работу НИИПАВ потратил 12 млн рублей. Из них 4 млн компенсировал Фонд Бортника, 200 тысяч рублей выделила администрация Ростовской области в рамках Программы поддержки инновационных предприятий, 1,7 млн поступило из областного бюджета на погашение затрат на научные разработки и покупку нового оборудования, из них 700 тысяч рублей — это то, что НПП должно было получить в 2006 году как победитель конкурса НИОКР. «И всё же, — сетует президент компании, — в основном средства выделяются не реально работающим предприятиям, а вузам. Конечно, им нужна поддержка, но имеет ли их деятельность выход в реальную экономику? Я не могу вспомнить такого примера. Да, эти деньги пошли на хорошее дело, но не надо забывать о компаниях, которые на выделенные средства смогли бы дать многократную отдачу. Пока ещё наше государство не научилось считать. Нужно помогать тем предприятиям, которые динамично развиваются, продукция которых востребована рынком и даст отдачу, в том числе и отчисления
во все уровни бюджета».

Не раз уже Чебаксарова приглашали во Францию — наладить там производство по выпуску ПАВов, обещают финансирование, юридическую помощь. Но у него и в России планов громадьё.

Новый проект

В 2006 году была принята и уже реализуется стратегия инновационного развития НИИПАВ до 2015 года. Она предполагает создание двух новых заводов, которые будут включать 5 производств — сырьевых, промежуточных и готовой продукции. Это компактные производства, которые по объёмам выпуска могут перекрыть большой завод. Проект оценивается в 1,5 млрд рублей.

Завод по производству ПАВ уже действует, в стадии подготовки — три цеха: по производству жирных аминов, жирных кислот и готовой продукции, которую уже начали выпускать. Это концентраты автошампуней «Стриж», «Ласточка», «Мистер Мартин», технические моющие средства, стиральные и моющие средства специального назначения, бактерицидные препараты и т. д. «Мы планируем расширять выпуск этой готовой продукции, так как ниша на рынке свободна, — поясняет Аркадий Чебаксаров. — Но всё же основную часть продаж составляет сырьё, которое ведущие производители моющих средств берут у нас в таких объёмах, что наше производство требует расширения».

Первый свой кредит в 300 тысяч рублей НИИПАВ взял в 2001 году в Сбербанке — решение принималось в течение 6 месяцев. Сейчас предприятие может получить миллионы рублей за 3 дня. Постоянный кредитор НИИПАВа — волгодонский филиал банка «Возрождение». «У нас здесь уже положительная кредитная история, предприятие — растущее, стоимость наших основных фондов — 200 миллионов рублей, что является хорошим залогом для банка, размер активов — 150 миллионов. Однако кредитов банк может выдать малому предприятию только в пределах 80 миллионов рублей. А где взять те полтора миллиарда, которые нам нужны для развития? Будем обращаться не только в банки, — говорит г-н Чебаксаров, — но и в инвестиционные компании, возможно, в венчурный фонд. Правда, здесь ещё много неясностей. Показать бизнес-план, убедить инвестора мы сможем. Но я пока сам не знаю, какому частному инвестору смогу доверять. Впрочем, даже если он попытается всё взять в свои руки, ничего у него не выйдет — без нас, без наших голов предприятие не выживет». А недавно в рамках проекта ТАСИС компании нашли потенциального инвестора, сейчас обсуждаются стоимость и сроки реализации проекта.

Волгодонск

НИИПАВ был создан в 1960 году как филиал отраслевого всесоюзного института. С 1996 года НИИ, проведя реструктуризацию, стал научно-производственным предприятием. Основные виды деятельности НПП НИИПАВ — разработка и производство сырья и поверхностно-активных веществ (ПАВ) для химической промышленности, основных и вспомогательных компонентов моющих средств, разработка и производство ПАВ-содержащих композиций для нефте-, газо- и горнодобывающей промышленности, машиностроения, дорожного строительства.

«Эксперт Юг» №4 (10)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама