ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Наследие, которое мы теряем

2008

Без кардинальной реконструкции, или редевелопмента, санатории, пансионаты и дома отдыха советской волны рискуют стать неконкурентоспособными на бурно развивающемся туристическом рынке. Однако большинству их нынешних собственников эту задачу не решить без привлечения весомых сторонних инвестиций

В центральном Сочи в одном из самых живописных мест города расположены два санатория советского периода: самый большой, красивый и престижный некогда санаторий «Сочи» и поскромнее, но тоже из «первых» — бывший санаторий «Родина». «Родина» уже второй сезон работает в новом формате — бутик-отеля Grand Hotel & SPA Rodina. Его полный редевелопмент провела, начав в 2005 году, компания Олега Дерипаски «Базовый Элемент», сохранив историко-архитектурный облик главного корпуса в стиле сталинского неоклассицизма, но превратив его в отель категории люкс. Этим летом к нему добавился крупнейший в России SPA-комплекс на 4,5 тысячи кв. м.

Санаторий «Сочи», принадлежащий медицинскому центру управления делами президента РФ и вставший на реконструкцию в 2006 году, до сих пор практически бездействует и, по словам наблюдателей и участников курортного рынка города, конца и края этой реконструкции нет. Аналитики уверены: только крупному частному капиталу по силам не просто сохранить, но и вписать в современную туристическую индустрию колоссальное наследие, доставшееся нам от СССР.

Инерция на исходе

Многие приезжают в санатории по генетической памяти, но с каждым годом она ослабевает. Новое поколение туристов вообще может не рассматривать эти курорты в качестве приоритетных

Сегодня курортный комплекс России насчитывает свыше 2,4 тысячи санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тысячи мест и более тысячи пансионатов и баз отдыха, количество мест в которых не под силу более или менее точно подсчитать даже Счётной палате. Государственный сектор составлял на 2001 г. почти половину (47,8%), из них в государственной собственности находилось 35,5%, в муниципальной — 12,3%. Остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью или являются дочерними предприятиями крупных финансовых и промышленных структур.

Наибольшее число санаторно-курортных организаций находится в Южном федеральном округе — 28,8% от общего количества. Два крупнейших кластера этой отрасли — здравницы на территории Краснодарского края (около 1200 санаториев, домов отдыха, пансионатов и туристических баз, где одновременно могут разместиться свыше 220 тысяч человек) и Кавказских Минеральных Вод (116 санаториев и пансионатов, способных одновременно принять около 40 тысяч отдыхающих).

За долгие постсоветские годы все эти санаторно-курортные учреждения стали основными массовыми местами размещения отдыхающих.

К сожалению, по современным меркам, даже самые лучшие из них, например, «Олимпийский-Дагомыс» или санаторий имени Фрунзе, пользующиеся до сих пор неизменным и очень большим спросом у отдыхающих, могут рассчитывать по стандартам классификации максимум на две звезды. Кое-кому удалось подняться выше — например, пансионату «Бургас» (три звезды), санаторию «Заполярье VIP» (четыре звезды). В Кабардинке есть даже бывший санаторий «Надежда» — ныне «Надежда. SPA & Морской рай» — один из двух пятизвёздочников на всём побережье. Но все эти объекты были кардинально реконструированы или даже полностью перестроены уже в 2000-е годы: первый — группой «Синара», второй — Норильским горнообогатительным комбинатом, третий — «Газпромом».

Кроме того, на побережье стали появляться современные гостиницы, народ поездил по заграницам и увидел, как могут выглядеть курорты и какое там может быть обслуживание. С другой стороны этот сегмент начали поджимать малые гостиницы и частный сектор, которые более оперативно реагируют на рынок и приспосабливаются к современному уровню требований туристов. Так что лоск и слава бывших советских здравниц стали меркнуть. А после того как, согласно масштабным планам по развитию города, к Олимпиаде номерной фонд сочинских отелей увеличится на 25 тысяч номеров, разумеется, самого современного уровня, конкурентная среда станет для «старичков» весьма недружелюбной.

«Разумеется, санатории советской поры требуют осовременивания, — говорит Александра Астафьева, руководитель отдела маркетинга фирмы “Сочинские санатории”. — Уже сегодня мы сталкиваемся с тем, что о полной заполняемости в течение всего сезона могут говорить только санатории со сложившейся репутацией, имеющие хорошие рекомендации и более или менее приличные модернизированные условия размещения. Санатории же, сохранившие советский уровень сервиса и комфортности номеров, уже испытывают проблемы с заселением, так как турист предпочитает переплачивать за удобства в условно трёх- и четырёхзвездных санаториях или выбирает частный малый отель, жертвуя отдельным санаторным пляжем ради того, чтобы жить в просторном номере с кондиционером и всеми удобствами, а не в бараке с коридорной системой. Не говоря уже о том, что до сих пор сохранились такие анахронизмы, как многоместные номера и удобства на улице. А ведь в таком состоянии половина санаториев и пансионатов на побережье Большого Сочи».

Илья Володько, партнёр компании «Макон Консалтинг», добавляет, что очень много туристов, посещающих курорты Краснодарского края, приезжают сюда по генетической памяти, заложенной в советские времена, но с каждым годом эта память всё ослабевает. Поэтому новое поколение туристов вообще может даже не рассматривать эти курорты в качестве приоритетных, а места для отдыха будет выбирать только по соотношению «цена-качество» сервиса и комфорта.

«Мы думаем, что этим озабочены все учреждения, — уверена Александра Астафьева, — но не все имеют финансовые возможности и управленческие ресурсы».

Трудные деньги

Эксперты считают, что когда разрыв между состоянием объекта и современными требованиями слишком велик, реконструкция не поможет: наиболее эффективный способ — редевелопмент

Большинство санаториев давно уже перестали быть учреждениями чисто медико-оздоровительной направленности, продавая путёвки с чётко установленными сроками, датами, с набором услуг оздоровительного характера и начали использовать свои базы размещения по гостиничному типу. Сначала осторожно, а потом уже и массово, даже с привлечением туристических агентств и продаже им квот. Для большинства это была вынужденная тактика, ибо после развала централизованной системы распределения путёвок только так можно было заманить обнищавшее и лишённое профсоюзных льгот население хоть на несколько дней и заработать денег.

Кстати, именно сочинцы первыми решились на этот в определённом смысле революционный шаг и опередили время, вписав санаторно-курортные организации в общую структуру туристического комплекса города. Ведь вплоть до 2004 года большинство аналитиков и экспертов от государства вообще не рассматривали санаторно-курортное дело как часть туристско-рекреационной отрасли, относя его чаще всего к отрасли медицинской и социальной.

Причём в силу специфики местоположения сочинский комплекс, не уступая по количеству и лечебной ценности своих бальнеологических ресурсов Кавказским Минеральным Водам, умело использовал дополнительный привлекательный фактор для отдыхающих — Чёрное море. До сих пор, по данным Ростуризма, именно пляжный туризм является самым популярным видом отдыха у россиян: его предпочитают 38% российских туристов. Mоре помогло приморским здравницам более безболезненно пережить период упадка и перехода к рыночным отношениям. По мнению некоторых аналитиков, за счёт этого же фактора они обладали большей инвестиционной привлекательностью, и многим наиболее дальновидным собственникам удалось уже на ранних этапах привлечь частных инвесторов через участие в акционерном капитале.

Попытка классификации

По способу зарабатывания денег среди санаториев постепенно выделились три большие группы, которые описывает в своём исследовании современных проблем санаторно-курортного комплекса начальник санатория «Победа» ФТС России, профессор Сочинского государственного университета туризма и курортного дела Александр Ветитнёв. Санатории некоторых, преимущественно силовых ведомств (в их ведении находится около 15% здравниц), отстаивают — и пока успешно — классическую советскую форму курортного обеспечения своих сотрудников, встраивая санатории в комплексную этапную систему ведомственной реабилитации. А, например, в военный санаторий имени Фабрициуса в центре Сочи вообще не пускают чины ниже полковника. Развиваются эти санатории за счёт бюджетов, выделенных на социальную и реабилитационную части своих ведомств.

По мнению Александры Астафьевой, сюда же можно отнести и санатории некоторых богатых министерств и ведомств, таких, как «имени Дзержинского» ФСБ РФ, «имени Орджоникидзе» (Минэнерго РФ), санатории управления делами президента России (УДП РФ). Они достаточно активно работают на открытом рынке, поэтому и зарабатывают, скорее всего, неплохо. «И, по нашим наблюдениям, — делится г-жа Астафьева, — среди них больше всего таких, у которых есть ведомственные финансовые ресурсы и грамотный управленческий аппарат. Многие из них уже приведены в порядок или находятся в активной стадии реконструкции и санаторно-лечебного и номерного фонда, и питания, и досуга, и рекреационно-пляжных территорий. Например, в санатории «Беларусь» (принадлежит министерству здравоохранения Республики Беларусь), идёт снос бараков 50–60-летней давности, которые тут стояли ещё с послевоенных времён, и на их месте возводятся новые современные коттеджи. Здесь очень активно идёт стройка — даже по ночам». 

Санатории «Сочи» и «Русь» УДП РФ тоже начало-таки модернизировать. Планирует в скором времени капитальным образом реконструировать оздоровительный комплекс «Дагомыс», в котором будет, скорее всего, построен звукоизолирующий «колпак» над железной дорогой. В интервью «Российской газете» глава президентской администрации Владимир Кожин заявил: «Государственные чиновники — тоже люди, их основная масса не может себе позволить поездку куда-нибудь на Канары. Для того чтобы они смогли нормально отдохнуть, мы сейчас одновременно начали реконструкцию всех здравниц, которыми располагаем».

Вторая заметная группа — ряд здравниц сравнительно нового поколения (таковых около 5%), которые структурно относятся к крупным промышленно-финансовым группам («Газпром», «Норильский никель» и пр.). В некоторые из них были вложены госсредства (РЖД, «Центробанк» и т. д.). Эти структуры, как правило, отказываются от советской «госпитальной» формы организации и формируются как объекты размещения по типу гостиниц с мощной лечебно-диагностической базой, нередко внедряя последние достижения восстановительной медицины и курортологии. Хорошо здесь развита и система предоставления других услуг (развлекательных, бытовых, питания). Коммерческий компонент приветствуется, но не является главным в деятельности таких здравниц, поскольку финансирование оздоровления работников данных отраслей входит в их социальные программы. Эти же финансовые группы осуществляют вложение средств в расширенное воспроизводство своих оздоровительных организаций. Здесь, как правило, есть и несколько номеров или, например, один корпус, который вполне соответствует самым современным стандартам на уровне четырёх-пяти звёзд.

Самая большая группа, по наблюдениям Александра Ветитнёва, — коммерческие здравницы (их около 57%) разных организационно-правовых форм и разной формы собственности. И они находятся в сложном и неопределённом положении. Часть из них продолжает выстраивать свою деятельность по прежней схеме как медицинские учреждения. Другая часть проводит постепенную реорганизацию своей структуры, значительно урезая собственную медицинскую базу и оставляя только пользующиеся спросом лечебно-диагностические услуги (массаж, гидропатия, иглорефлексотерапия, косметология и пр.) и пытаясь развить дополнительные услуги. Большинство из них, в общем, неплохо зарабатывает, чтобы поддерживать в достойном виде свои объекты и огромные территории, проводить ремонты и даже постепенно или поэтапно реконструировать и обновлять свои фонды, платить зарплаты сотрудникам и пр. Однако этих средств, конечно же, не хватает на то, чтобы полностью, кардинально реконструировать или даже перестроить свой объект так, чтобы он стал соответствовать современным туристическим стандартам и не уступал по комфорту хотя бы трёхзвёздочным отелям. И это та самая группа, которая с нетерпением ждёт стратегических инвесторов.

К сожалению, при всём своём колоссальном потенциале Кавминводы существенно отстают от приморских здравниц и по развитию, и по состоянию, а так как все они находятся в государственной собственности, у них практически нет шансов привлечь сторонние инвестиции. Только с 2006 года государство начало обсуждать и разрабатывать механизмы по смене неэффективного собственника, акционированию и коммерциализации сектора и привлечению инвестиций.

Как подойти к наследию?

И история развития в условиях рынка, и мнения большинства современных экспертов и аналитиков убеждают, что наиболее целесообразным и эффективным с точки зрения получения коммерческой выгоды способом «спасения» санаториев становится их постепенное включение в общую гостинично-курортную инфраструктуру регионов. Лечебно-оздоровительный компонент должен становиться дополнительным и весомым конкурентным преимуществом для туристов, приезжающих не на лечение, а на отдых.

Надо признать, что администрации курортных регионов пытались содействовать этим процессам. Так, вплоть до 2006 года основной акцент в стратегии повышения конкурентоспособности курортов Краснодарского края делался на модернизации и реконструкции имеющейся санаторно-курортной базы за счёт как собственных средств курортных предприятий, так и бюджетного финансирования. Однако объём капитальных вложений в обновление курортной инфраструктуры был крайне низок. Улучшить положение попытались с помощью профессионального управления. Управляющим отельным компаниям обещали существенные преференции при вхождении в бизнес уже действующих здравниц. Этот ход подвергается категорической критике экспертов из отельного бизнеса. Они считают совершенно невероятным, чтобы какая-то УК согласилась взять под управление санатории и пансионаты в их нынешнем состоянии. Для этого последним необходимы глобальные и кардинальные перемены, реконструкция, перестройки с учётом стандартов конкретной УК.

Стало совершенно ясно, что без частного капитала, причём весьма крупного, не обойтись. Разумеется, все знаменитые краевые льготы и инвестиционный климат распространяются и на этот сегмент. Однако администрация региона, может быть, разочарованная неудачами предыдущих попыток, «неожиданно» поменяла векторы. И в начале 2007 года глава администрации Краснодарского края Александр Ткачёв сообщил, что теперь приоритет будет отдаваться инвесторам, ориентированным на строительство отельных комплексов высокого уровня сервиса, причём тем, кто будет строить с «чистого листа». «В Сочи должно быть наибольшее количество пятизвёздочных отелей, рассчитанных на туристов с доходами выше среднего, — до 50 процентов от общего количества», — заявил г-н Ткачёв. На других курортах, по мнению губернатора, соотношение между дорогими отелями и отелями для среднего класса может быть «30 на 70».

Но вот «чистый лист» с подходящими параметрами для высококлассного туробъекта в Сочи сегодня найти практически невозможно, а все самые козырные места заняты как раз санаториями, пансионатами и домами отдыха советской поры. Учитывая другие факторы — постоянный рост турпотоков, неудовлетворённый спрос, самые низкие в стране сроки окупаемости в гостиничном сегменте, опять же скорую Олимпиаду, совершенно предсказуемым казался всплеск интереса крупных инвесторов к этим активам.

Но мы насчитали всего ничего — четыре проекта. Уже упоминавшийся бутик-отель Grand Hotel & SPA Rodina на месте бывшего санатория «Родина», который купила компания «Базовый Элемент». «Система Галс», девелоперская «дочка» АФК «Система», уже строит курортный комплекс и 100-метровую башню с апартаментами на месте бывшего сочинского пансионата «Камелия», в котором она выкупила в 2006–2007 году 95,58% акций (51% из них принадлежал муниципалитету). Компания MR Group начала осуществлять проект «Актёр Гэлакси» на месте бывшего сочинского санатория «Актёр», когда-то принадлежавшего Союзу театральных деятелей РФ, а потом ставшему ЗАО «Санаторий “Актёр”». Инвестор построит вместо санатория курортный комплекс площадью 21,7 тысячи кв. м и элитные апартаменты общей площадью 117,4 тысячи кв. м. Многофункциональный комплекс, в который войдут пятизвёздочная курортная гостиница и элитный дом с апартаментами общей площадью около 200 тысяч кв. м, планирует построить компания «Открытые инвестиции» на берегу Чёрного моря на месте бывшего пансионата имени Мориса Тореза.

Нетрудно заметить нечто общее в этих проектах. Во-первых, во всех них речь идёт не о реконструкции, а о полном редевелопменте. Во-вторых, сходны и объёмы инвестиций: все инвесторы, как сговорившись, объявляют о сумме в 300 млн долларов (кроме «Базового Элемента», который обошёлся смешными 40 млн долларов). И, в-третьих, во всех проектах (кроме опять-таки «Родины») присутствуют внушительные — куда внушительнее, чем курортная часть — апартаментные комплексы. Есть правда, ещё одно сходство, на которое указывают эксперты: все купленные активы принадлежали акционерным обществом с существенной долей в них муниципалитета. «А значит, — комментирует Роман Домащенко, партнёр адвокатского бюро “ЮГ” (Сочи), — приобретены муниципальные доли могли быть только с торгов, хотя, скорее всего, закрытых. Как решались вопросы с остальными собственниками, если таковые имелись, — личное и, как правило, конфиденциальное дело приобретателя».

Почему редевелопмент, а не реконструкция, объясняет Эвелина Ишметова, руководитель отдела консалтинга компании GVA Sawyer: «Редевелопмент в современном мире понимается как один из наиболее эффективных способов “оживления” пришедших в упадок объектов или целых районов. Это некое возрождение, преобразование объекта недвижимости или территории, их вторичное развитие». Эксперты считают, что когда разрыв между состоянием объекта и современными требованиями слишком велик, реконструкция не поможет, а лишь отсрочит полное умирание объекта как коммерческого предприятия. В пример можно привести те случаи приобретения инвесторами и последующей реконструкции, которые имели место в начале — середине двухтысячных: Уральская горнометаллургическая компания и санаторий «Золотой берег» в Анапе, объединение заводов «Финпромко» и санаторий «С.С.С.Р.» (бывший «Аэрофлот»), Группа «Синара» и пансионат «Бургас». Безусловно, новые владельцы превратили существенно устаревшие объекты во вполне современные и подняли их уровень на пару звёзд. Но один из экспертов на правах анонимности «отмерил» им ещё лет пять — десять на то, чтобы они полностью отстали от рынка.

Надо отдать должное перечисленным проектам: цены в них весьма вписываются в средний массовый сегмент, тогда как все новые объявлены в высшем ценовом и категорийном сегменте. Это тревожит многих аналитиков.

От массовости к элитарности

Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, предупреждает: «Совершенно очевидно, что лет через шесть — семь мы получим очень серьёзный отрицательный эффект, нас может ждать обвал массового сектора такого важного бизнеса, как туризм». Дмитрий Степаненко, вице-президент компании Heliopark Group, напротив, считает, что позиционирование в элитарном сегменте — это не личная прихоть, а вынужденная стратегия инвесторов: «Основная проблема — это либо очень дорогие площадки, либо вообще их отсутствие, сложность ведения проектов, сложность и продолжительность их согласования, отсутствие административной поддержки на этапе согласования. Всё это приводит к тому, что себестоимость строительства возрастает настолько, что девелоперам выгодно создавать объекты либо в высоком сегменте (четыре — пять звёзд), чтобы как можно быстрее их окупить, либо искать более длинные деньги, которые в России найти непросто, либо создавать многофункциональные комплексы, что, в общем-то, сложнее и труднее, позволяет диверсифицировать риски и сокращать сроки окупаемости, но приводит к уходу от создания правильного уникального гостиничного объекта».

Константин Ковалёв, управляющий партнёр компании Blackwood, добавляет: «Массовый сегмент, то есть сегмент трёх и даже четырёх звёзд, как правило, даёт более или менее интересную финансовую отдачу только при наличии сети, а не единичных отелей. Сеть обеспечивает более стабильный и массовый поток клиентов, более дешёвую стоимость обслуживания, брендовость и узнаваемость и т. д. Обеспечить всё это на одном объекте практически невозможно, следовательно, компенсировать это можно, предоставляя более дорогие, эксклюзивные услуги. Поэтому то финансирование, которое необходимо для строительства сетей, — это финансирование международного уровня. Построить один пятизвёздочный объект в настоящее время может себе позволить очень успешный российский инвестор, но строить сеть трёхзвёздочных — это сегодня никому не под силу».

На вопрос, можно ли на базе тех же нескольких санаториев построить хотя бы небольшую сеть в массовом сегменте, эксперты отвечают единодушно: нет, нельзя. Даже если у кого-то и найдутся деньги на приобретение нескольких санаториев, сеть подразумевает общие стандарты и однотипность, а старые объекты слишком разноплановы и индивидуальны.

Сочи: «головокружение от успехов»

Сами инвесторы в один голос подчёркивают, что купили активы до того, как Сочи был объявлен олимпийской столицей. Разу­меется, город, по их признанию, кажется привлекательным регионом для развития коммерческой гостиничной недвижимости и без фактора Олимпиады. Однако после этого знаменательного и поворотного во всех отношениях события цены в Сочи выросли настолько, что даже этим богатейшим компаниям было бы куда накладнее купить такие участки.

«Эта ситуация описывается в статье Сталина “Головокружение от успехов”, — иронизирует Константин Ковалев. — К сожалению, разум на рынке недвижимости в Сочи не восторжествовал. Из-за неадекватной гонки цен Сочи, по признанию очень многих потенциальных инвесторов любого уровня, потерял инвестиционную привлекательность и для физических, и для юридических лиц, от отельеров до крупных инвестиционных фондов».

Таким образом, по мнению многих наблюдателей и аналитиков, реконструкция санаторно-курортных объектов с привлечением средств частного капитала оказалась замороженной до того момента, пока ситуация с ростом цен и вообще олимпийским строительством не «устаканится». Возможен и второй сценарий: интересы инвесторов переключатся на более дешёвые курортные территории: Анапу, Геленд­жик, Туапсе и т. д. Прецеденты уже есть. Экс-глава департамента по развитию курортов и туризма Краснодарского края, а ныне директор и совладелец одного из крупнейших туроператоров России «РВБ-Алеан» Андрей Уманский рассказал, что компания планирует создание мини-сети на базе приобретённых в Анапе здравниц советского образца — пансионатов «Ривьера» и «Виктория»; ещё с одним пансионатом ведутся переговоры.

Возможно, инвесторы обратят более пристальное внимание и на объекты в Кавминводах, которые до сих пор не могли сравниться по инвестиционной привлекательности с побережьем.

Впрочем, по словам Сергея Гринёва, заместителя руководителя администрации Кавминвод, здесь уже есть единичные примеры частных российских и иностранных инвестиций в комплекс, правда, касаются они заброшенных или бездействующих объектов. По словам г-на Гринёва, в 2005–2006 годах «одна санкт-петербургская фирма» провела реконструкцию, а если быть точным — возрождение санатория «Солнечный» и сдала его в эксплуатацию в августе 2007 года. В Железноводске инвесторы из Словении построили два SPA-отеля по 150 мест. На частные инвестиции израильской компании Africa Israel Inc в 2005 году была проведена реконструкция находящегося на консервации корпуса на 600 мест санатория имени Димитрова в Кисловодске и открыт санаторий «Плаза» («четыре звезды») на 311 номеров. И, по словам представителей фирмы, этот санаторий из всего их обширного бизнеса с пансионатами и гостиницами в Израиле и в других странах приносит им наибольшую прибыль. Воодушевлённая успехом Africa Israel Hotels приобрела уже в 2007 году в Кисловодске ещё один участок площадью более 5 га под строительство SPA-отеля на 350 номеров. На этой территории находится практически заброшенный и бездействующий санаторий «Туркмения» (25 000 кв. м).

Сергей Гринёв считает, что у региона есть все основания надеяться и на приход инвесторов из Азербайджана. «В некоторых городах — в Ессентуках, например, — количество отдыхающих в отдельных здравницах из этой страны достигает 60 процентов, — поясняет г-н Гринёв. — Тем более что наш регион с инвестиционной разведкой посетил шейх Бато из Баку. В этом есть логика — когда-то Ниццу и Баден-Баден “создали” русские туристы, а из новой истории наиболее известен Куршевель».

Так что если властям и Минэкономразвития удастся завершить работу над действенной программой по развитию санаторно-курортного сектора, находящегося нынче в госсобственности, и если Минводы смогут извлечь уроки из сочинского опыта, то не исключено, что именно они станут тем местом, которому через 10–15 лет позавидуют не только Сочи, но и Карловы Вары с Баден-Баденом.

«Эксперт Юг» №17-18 (23)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама