ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Над поверхностью воды

2008

Один из самых перспективных экспортёров Ростовской области, ТАНТК имени Бериева, начал завершающий этап представления документации для Европейского авиарегистра. Это позволит таганрогскому предприятию через каналы «Рособоронэкспорта» начать поставки своих самолётов-амфибий на зарубежный рынок

Ожидается, что все необходимые сертификаты будут получены предприятием к началу 2009 года. В настоящий момент у ТАНТК уже есть конкретные наработки для рынка своих самых больших в мире пожарных, спасателей и разведчиков — машин класса Бе-200ЧС и А-42, А-50Э.

Очистительный огонь

На сегодняшний день без сертифицирования амфибий ТАНТК по Европейскому авиарегистру (JAA) и Федеральному авиарегистру США (FAA) оценить экспортные перспективы предприятия можно лишь теоретически. Процедура эта длительная, а при острейшей конкуренции в отрасли, а также общей «любви» на Западе к продукции двойного назначения из России ещё и весьма волокитная. По крайней мере, основная надежда ТАНТК — амфибия Бе-200 после своего первого взлёта ровно 10 лет назад до сих пор не прошла всех разрешительных процедур, позволяющих начать экспортные продажи. Хотя из всей линейки продукции таганрогского КБ именно у этого самолёта самые большие перспективы на мировом рынке. В частности, владельцем контрольного пакета акций ТАНТК корпорацией НПК «Иркут» совместно с EADS, Rolls-Royce Deutschland, ЗАО «Бета Ир», ГосНИИ ГА проводились исследования рынка Бе-200, которые показали общую его ёмкость (с учётом всех модификаций этого типа самолёта) до 311 единиц на период до 2025 года. По данным компании Canair (эксплуатирует амфибии в Канаде), только в «стране кленового листа» объём рынка Бе-200 составляет 25 единиц, ещё на 4 машины претендует Греция.

Экспортные перспективы Бе-200 на пря мую увязаны с пе реносом сборочного производства машины с иркутского авиазавода в Таганрог

По данным маркетингового исследования, проведённого компаниями JANE’S INFORMATION GROUP (Великобритания), ALENIA (Италия), ILTA Trade Finance (Швейцария), наибольшие экспортные возможности у Бе-200 — в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Ёмкость этого рынка на 2003–2010 годы оценивается в 300 амфибий, рынка же Европы — 50–70.

По утверждению генерального директора ТАНТК Виктора Кобзева, из зарубежных стран на самолёты Бе-200 уже поступило 36 заявок, из которых 18 считаются «реальными».

Как сообщил «Эксперту ЮГ» директор по особым поручениям ФГУП «Рособорон­экспорт» Михаил Завалий, в экспортном варианте Бе-200 вполне может быть использован не только как спасатель, но и в качестве «пограничника», самолёта дальнего радиолокационного обнаружения, а также способен выполнять многоцелевые функции в ВМФ.

Как это ни печально, но на экспортный потенциал таганрожцев в первую очередь влияют трагедии — летние пожары, особенно в Средиземноморье, где ежегодно пылают сотни гектаров в Греции, Италии, Франции, Испании, Португалии, на Балканах, заставили страны ЕС обращаться к российскому МЧС с просьбой сдать в аренду купленные у «Иркута» противопожарные модификации Бе-200ЧС. Эффективность их деятельности оценил главный спасатель России Сергей Шойгу, отрапортовавший о том, что «Болгарию наша авиа­ция потушила за полтора дня, Сербию за два дня, Черногорию за сутки». Именно после этого встал вопрос о создании в Европе международного противопожарного центра (так называемая «Евроэскадрилья»), в котором постоянно будут работать пять–семь Бе-200, вылетая по необходимости на пожары. Технические детали его создания в настоящий момент обсуждаются на правительственном уровне. Это ещё один экспортный резерв ТАНТК. Учитывая стоимость серийного Бе-200 (порядка 25 млн долларов), потенциал машины для таганрожских авиастроителей вполне ощутим.

Свой огород

Однако экспортные перспективы Бе-200 напрямую увязаны с проблемой переноса сборочного производства машины с иркутского авиазавода в Таганрог, где его могли бы собирать на площадях местного ОАО «Тавиа». Как пояснил «Эксперту ЮГ» Виктор Кобзев, уже в 2009 году, когда будут готовы основные юридические документы, вполне реальным станет объединение «Тавиа» и ТАНТК в рамках «Объединённой авиастроительной корпорации» и начало сборки амфибий уже в Таганроге. Обязательное условие — глубокая кооперация с Иркутским авиазаводом, у которого останется сборка самой технологически сложной части — крыла и некоторого другого оборудования.

Вся программа перевода производства из Иркутска и сборка пяти амфибий Бе-200 в Таганроге оценивается в 4,8 млрд рублей (1,8 и 3 млрд соответственно). Финансировать программу собирается Внеш­экономбанк (который давно кредитует авиастроение и является генеральным спонсором Гидроавиасалона); с ним ещё весной было подписано соглашение о выделении кредитной линии в размере 25 млрд рублей. Ещё пять самолётов будут собраны на предоплату заказчиков. Основным заказчиком является отечественное МЧС, которое уже в этом году приняло решение дополнительно к семи ранее купленным амфибиям приобрести ещё восемь Бе-200ЧС. Контракт об этом ожидается к подписанию в ноябре.

В настоящий момент в ТАНТК рассматривают вопрос и выполнения Бе-200 в пассажирском варианте на 68 мест (пассажирский на 43 места уже сертифицирован и производит коммерческие рейсы).

Впрочем, по мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, полтора десятка Бе-200ЧС для России — практически «потолок» потребности при условии их оперативного перемещения. Он полагает, что даже для крупных лесных пожаров вполне достаточно будет сконцентрировать не более пяти машин в одном месте. Г-н Пантелеев полагает, что в случае, если МЧС будут переданы функции авиалесохраны, таганрогские авиастроители тоже смогут рассчитывать на какую-то часть заказов в модификации поисково-спасательных и транспортных машин.

Поальбатросили и бросили

На сентябрьском Гидроавиасалоне в Геленджике было объявлено о том, что руководство ТАНТК готово воскресить свой давно забытый проект выпуска самой большой в мире турбореактивной многоцелевой амфибии А-42ПЭ (создана на базе А-40 «Альбатрос»), на которой установлено 144 мировых рекорда и аналогов которой до сих пор не существует.

  Фото: beriev.com
Фото: beriev.com

Профессор Даниэль Савицкий, мировой авторитет в гидродинамике, называл «Альбатрос» «гидродинамическим совершенством». Считалось, что лучшего «охотника за подлодками» в мире не существует, ибо он способен легко садиться на воду при двухметровых волнах и «прослушивать» обширный район мирового океана площадью в несколько десятков квадратных километров. При этом может нести на борту и глубинные бомбы. В советские времена в руководстве НАТО всерьёз задумывались над приобретением для Великобритании «Альбатроса» вместо устаревшего противолодочного «Нимрода».

Однако в 1990 году командование советских ВВС приняло совершенно непонятное решение: вместо уже готового и зарекомендовавшего себя «Альбатроса» создавать на базе Ту-204 противолодочный самолёт. Проект А-40 был забыт, средства на создание «Ту» потрачены, но «разведчик» так и не появился. С крушением Союза об этом забыли надолго.

В начале 2002 года в ходе визита в Ростов делегации ВМФ тогдашний главком Владимир Куроедов заявил, что флот намерен-таки принять на вооружение А-40. Намерение осталось на словах, и в Таганроге противолодочный А-40 поневоле начали модифицировать под поисково-спасательный А-42.

На этот раз военные моряки вновь заявили о желании заполучить амфибию, но уже не только поисково-спасательную, а ещё и разведывательную и целеуказательную А-42-ПЭ. По утверждению заместителя командующего морской авиацией ВМФ РФ генерал-майора Николая Куклева, до 2013 года в состав морской авиации должны войти четыре А-42, первый из которых будет принят на вооружение в 2010 году. Самолёт планируется оснастить поисково-прицельной системой «Морской змей» и пилотажно-навигационным комплексом АРИА-В.

НАТО вновь предстоит задуматься.

Заливные «потроха»

Ещё одной экспортной «картой в рукаве» таганрожцев является амфибия дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО, советский АВАКС) А-50Э. В 70-80-е годы на вооружение отечественных ВВС было принято более десятка самолётов ДРЛО А-50, оснащённых радиолокационными комплексами «Шмель» (производитель — НИИ приборостроения).

С развалом социалистической сверхдержавы таганрожский «летающий радар» растерял свою главную привлекательность — начинку. Под давлением «наших партнёров по НАТО» иностранные заказчики перестали покупать А-50 с российской электроникой, предпочтя ей израильскую. В частности, в 90-х годах Китай подписывал соглашение о закупках за 600 млн долларов четырёх А-50Э, оснащённых радарами Falcon израильской компании ELTA (отделение IAI — Israel Aircraft Industry). Однако сделка была торпедирована США, пригрозившими Израилю отменой военной помощи (на сумму в три млрд долларов), если те оснастят таганрожских «разведчиков» своими радарами. Поэтому китайцы вынуждены были покупать амфибии с российскими «потрохами» системы «Шмель», имеющими показатели похуже (стоимость машины — 180–200 млн долларов).

В 2003 году контракт на закупку на «израильских» условиях трёх А-50Э за 300 млн долларов подписала Индия. Первый самолёт уже передан Израилю. Ожидается, что в начале следующего года он будет поставлен ВВС Индии. Каждый последующий самолёт будет передаваться с интервалом в один год.

Как признался «Эксперту ЮГ» Михаил Завалий, «нам не удалось убедить индийскую сторону оснастить А-50Э нашей начинкой, составляющей основную прибыль в сделке. Индусы поставили под сомнение надёжность российской электроники и основного авиационного оборудования. Российская часть — это интеграция всего борта самолёта и предоставление аппаратуры комплекса связи, наведения, которая делается нашей стороной».

Впрочем, ТАНТК сможет заработать на послепродажном обслуживании. Как сообщил «Эксперту ЮГ» начальник управления интегрированной логистической поддержки ТАНТК Валерий Стрекоз, на Гидроавиасалоне было подписано соглашение между таганрогским предприятием, «Рособоронэкспортом», ОАО «Пермские моторы» и ОАО «Концерн “Вега”» о начале работ по организации системы послепродажного обслуживания самолётов ДРЛО А-50ЭИ ВВС Индии. Сколько именно сможет выручить от этого будущее СП двух таганрогских авиапредприятий, пока неизвестно, однако, по утверждению Михаила Завалия, общий объём продаж через «Рособоронэкспорт» в 2008 году ожидается на уровне 7 млрд долларов.

Если до конца года необходимые сертификаты ТАНТК будут получены, то таганрожцы уже в ближайшие два года отхватят изрядную часть экспортного пирога, большая часть которого приходится именно на авиационные поставки.

«Эксперт Юг» №22 (28)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама