ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Упрощённый экспорт

2008

Наращивая объёмы экспорта, ЮФО фокусируется на сырье и товарах с низким уровнем добавленной стоимости, выполняя функции поставщика сырья для развитых стран. Конечно, на этом фронте многое отвоёвано лишь недавно, но уже завтра нынешняя структура экспорта будет свидетельствовать об отсталости экономики Юга

Развитие международной торговли традиционно рассматривается как эффективный способ развития территории, интеграции стран и регионов в мировое бизнес-сообщество, как возможность пополнения бюджетов, повышения конкурентоспособности предприятий и т. д. В то же время само по себе наличие значительных объёмов внешнеторгового оборота — ещё не свидетельство успешной внешнеэкономической деятельности. Что же считать критериями её эффективности? Вариантов несколько. Первое — соотношение экспорта и импорта в стоимостном и физическом выражении. Второе — характеристика товаро­оборота, уровень «передела» ввозимой и вывозимой продукции. Третье — география поставок, количество контрагентов и т. п. С объёмом у Юга заметные успехи. Так, экспорт продтоваров и сырья ЮФО в 2007 году по сравнению с 2000 годом вырос в стоимостном выражении более чем в 10 раз. Рекордсменом стала химическая продукция, экспорт которой за 7 лет вырос более чем в 3 раза. Вывоз текстиля увеличился в 2,2 раза, минеральных продуктов — в 2 раза. Но на следующем этапе уже жизненно необходимым станет заметное увеличение в структуре южного экспорта доли наукоёмких товаров.

Южная специализация

В ЮФО в прошлом году стоимость одной тонны импорта в среднем составила 907 долларов, а экспорта — 221 доллар

Южный регион, хотя и играет далеко не главную роль во внешней торговле России, опережая по стоимостным показателям только Дальневосточный федеральный округ, всё же имеет значительный потенциал для улучшения своей позиции (см. график 1). Последние семь лет ЮФО активно наращивает показатели внешнеторговой деятельности (см. график 2). По данным Южного таможенного управления (ЮТУ), внешнеторговый оборот округа только в 2007 году вырос на 37% и составил 20,7 млрд долларов. Такой рост обеспечен в большей степени увеличением импорта, чем экспорта (см. график 3график 4). Так, за прошедший год экспорт в стоимостном выражении вырос на 27,3% и достиг уровня 11,7 млрд долларов, а импорт увеличился более чем на 50%  — до 9 млрд долларов. В результате активное сальдо снизилось почти на 17% и отмечено на уровне 2,7 млрд долларов. Основные объёмы экспорта в стоимостном выражении в прошедшем году пришлись на Турцию, Италию и Украину (см. таблицу 1). В физическом выражении первенство принадлежит Казахстану, за которым следуют страны-лидеры стоимостных объёмов.

Для Юга характерны стабильные и высокие темпы роста импорта, что связано со спросом со стороны бурно развивающихся компаний аграрной сферы и промышленности, а также с падением курса доллара по отношению к российской валюте. Последнее способствовало росту привлекательности импортной техники и оборудования, с одновременным снижением конкурентоспособности отечественных аналогов на внутреннем рынке. Укрепление национальной валюты традиционно создаёт подобный эффект. Именно поэтому правительство Японии, например, уже многие годы реализует политику поддержки низкого уровня йены по отношению к мировым валютам.

Более половины окружного импорта ввозит Ростовская область со стоимостным показателем на уровне 4,6 млрд долларов. Значительные объёмы импорта здесь обусловлены в том числе и поставками крупным игрокам местного бизнеса. Например, это комплектующие для ОАО «ТагАЗ» или табачное сырьё для ОАО «Донтабак».

Свыше 30% экспорта в ЮФО отгружено в Краснодарском крае. Лидирующая позиция этого субъекта обусловлена выгодным территориально-географическим положением. На Кубани достаточно развита инфраструктура морских портов и нефтегазовых терминалов, связывающих Россию с Турцией и другими странами Средиземноморья. В структуре экспорта ЮФО, как, впрочем, и в целом по РФ, доминируют страны дальнего зарубежья. Их доля на Юге составила 77,2%.

Структура экспорта

По данным ЮТУ, на долю готовой продукции в экспорте 2006–2007 годов приходится 31%. Но и эта цифра требует дополнительного анализа. Вспомним, что такое «готовая» продукция. К этой категории можно отнести, например, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, шерсть, сахар тростниковый или свекловичный, ткани и т.д. Всё это товары с низким уровнем добавленной стоимости и к группе высокотехнологичных или наукоёмких отношения не имеют.

Так что для достижения целей внешне­экономической стратегии России до 2025 года (а именно, войти в семерку лидеров мировой торговли и в десятку крупнейших экспортёров и импортёров капитала, а долю наукоёмких товаров и услуг в экспорте повысить до 25%) потребуется изменение не только законодательства, действующих процедур таможенного оформления и регулирования, но и самой структуры экономики. Так, по данным ВТО, РФ занимает седьмое место в мире среди наиболее дискриминируемых торговыми партнёрами государств. Против российских товаров введено более 100 ограничительных мер и проводится порядка двух десятков расследований, различного рода пошлины и квоты применяют по отношению к России около 20 стран и Евросоюз. Из-за дискриминации наших товаропроизводителей на рынках зарубежных государств отечественная экономика ежегодно теряет миллиарды долларов, а доля России в мировой торговле составляет менее 2%. Достижение поставленных целей существенно осложняется наличием целого комплекса внутренних проблем национальной и региональной экономики. Для того чтобы экспортировать столь существенную долю конкурентоспособной наукоёмкой продукции, её как минимум необходимо производить. В отношении традиционно аграрного Юга эта цель выглядит непомерно амбициозной, по сравнению, скажем, с промышленно развитой уральской экономикой.

Пока доминирующими экспортными позициями ЮФО, допустим, в металлургии, выступают лом чёрных металлов и полуфабрикаты. Товарная структура экспорта продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности тоже характеризуется низким уровнем передела. Здесь особо нагляден сырьевой характер экспортной продукции: среди вывозимых товаров преобладают необработанные и обработанные лесоматериалы.

Цена тонны

Предметом дальнейшего наблюдения мы выбрали среднюю стоимость тонны экспортной и импортной продукции, так как именно этот показатель даёт возможность увидеть уровень технологичности и наукоёмкости провозимой в оба направления через границу продукции. В южном регионе в 2007 году стоимость одной тонны импорта в среднем составила 907 долларов, а экспорта — 221 доллар (см. график 5). Разница впечатляет: тонна импорта дороже тонны экспорта более чем вчетверо! За этими цифрами стоит одна из наиболее существенных характеристик сложившейся внешнеторговой деятельности. А именно — преобладание сырья, продуктов первичной обработки и низкого уровня передела с невысокой добавленной стоимостью. С импортом же всё наоборот. Округ ввозит высокотехнологичную продукцию с более высокой долей добавленной стоимости, за которой стоит устойчивое развитие промышленности стран-импортёров.

Более того, за последние четыре года наблюдался резкий скачок роста средней стоимости тонны импорта. Экспорт тоже дорожал, но в абсолютном выражении разрыв увеличился. Если в 2003 году тонна импорта стоила дороже тонны экспорта на 334,8 доллара, то в 2007 году — на 686,5 долларов. Тонна импорта, начиная с 2003 года, подорожала в 1,96 раза, экспорта — в 1,73 раза. А для того, чтобы говорить о существенном улучшении качественных характеристик вывозимой продукции по сравнению с импортируемой, необходимо в качестве индикатора видеть устойчивые опережающие темпы роста стоимости средней тонны экспорта над импортом. Сложившаяся ситуация свидетельствует о преобладании тенденции увеличения ввоза продукции с высокой добавленной стоимостью, в то время как в экспорте сохраняется господство сырьевых позиций. К сожалению, пока улучшения качественной характеристики этого показателя внешнеэкономической деятельности ЮФО не видно.

В связи с этим интересна ситуация на уровне отдельных территорий (см. график 6, график 7). Здесь особо выделяются Адыгея и Кабардино-Балкария. Стоимость тонны экспорта в этих республиках составляет рекордные 1204 и 3330 долларов. В то же время на Кубани, например, этот показатель зафиксирован на уровне 346 долларов, а в Волгоградской области он составляет всего 124 доллара. Объяснение кроется в самом характере вывозимой продукции. Основными экспортёрами произведённых в Кабардино-Балкарии товаров являются ОАО «Кавказкабель», «Гидрометаллург» и «Терекалмаз». При отрицательном торговом балансе (доля экспорта составила 28,0%, импорта — 72,0%) на экспорт машиностроительной продукции Адыгеи приходится 38,0% стоимостных объёмов, доля продовольствия и сельхозпродукции составляет 35%. Экспорт древесины и изделий из республики составляет 24%. Такое положение дел в очередной раз демонстрирует неоднородность и разнонаправленность развития и потенциалов отдельных территорий Южного округа.

Роль крупнейших

Вклад 200 крупнейших экспортёров в общий объём экспорта Юга оценивается на уровне свыше 55%

В 2007 году объём экспорта ЮФО составил 11,7 млрд долларов. Вклад 200 крупнейших экспортёров, зафиксированный на отметке 6,6 млрд долларов, оценивается на уровне свыше 55%. Эта доля впечатляет. Особенно если учесть, что в прошедшем году в округе осуществляли внешнеэкономическую деятельность 8890 хозяйствующих субъектов. Более того, лидер этого рейтинга обеспечивает почти 11% экспорта всего округа! Это существенно повлияло на децильное распределение показателей крупнейших экспортёров и на саму расстановку сил (см. график 8). Отчасти именно благодаря такому разбросу показателей первая двадцатка тянет на себе более 50% объёма экспорта двухсот крупнейших экспортёров Юга.

Почти 84% экспорта двухсот крупнейших экспортёров приходится на три субъекта ЮФО: Ростовскую область, Кубань и Ставрополье (см. график 9). Если к ним добавить  Волгоградскую область, то доля этих четырёх территорий составит 93,7%. В итоге на остальные 9 субъектов Южного округа приходится чуть более 6%. Впрочем, такой вклад субъектов округа в показатели крупнейших на уровне четырёх субъектов не очень-то отличается от общей картины всего экспорта ЮФО. На долю указанных территорий Юга приходится 90,9% всех вывозимых из округа товаров в стоимостном выражении (Кубань — 30,5%, Ростовская область — 26,1%, Ставрополье — 7,9%, Волгоградская область — 26,4%).

В отраслевой структуре двухсот крупнейших экспортёров лидирует продукция сельского хозяйства (см. график 10). В этой отрасли значительный объём вывоза составляют зерновые, кукуруза, а также семена подсолнечника и др. Второе место занимает химическая и нефтехимическая промышленность — 23,8%. За ней следует металлургия с показателем 16,5%. Четвёртую позицию занимает пищевая промышленность, в которой велика доля подсолнечного масла и сахара. За ней следует машиностроение — 3,3%.

Анализируя структуру крупнейших экспортёров юга России, можно говорить о том, что за последние 10 лет именно в сфере экспорта сформировались крупные региональные агрохолдинги. Так что если суммировать показатели экспортной деятельности всех предприятий, входящих в агрохолдинги, десятка лидеров приобрела бы несколько иной вид. И здесь отчётливо прослеживается аграрная специализация южных экспортёров. Так, суммарный показатель стоимостных объёмов компаний холдинга АПГ «Юг Руси» (вошедших в рейтинг) составляет 409,8 млн долларов. Структуры Югтранзитсервиса вывезли продукции на сумму свыше 262 млн долларов, АСТОНа — на 237 млн долларов. Четвёртый, свежеиспечённый холдинг «Валары», экспортировал продукцию на сумму 112,5 млн долларов. Вместе эти четыре холдинга формируют 15,5% экспорта в рамках списка «Топ-200» Южного округа.

Хотя, конечно, на Юге не только холдинговые структуры и крупные предприятия занимаются экспортной деятельностью. Есть и исключения. Совсем немного не дотянули до «Топ-200» крупнейших экспортёров два весьма удачливых, судя по всему, индивидуальных предпринимателя из Ставропольского края и Астраханской области. Объёмы их экспорта составили свыше 3 и 4 млн долларов соответственно.

Карта экспорта

Лидером крупнейших экспортёров по географическому охвату в 2007 году стало ООО ПКФ «Атлантис-Пак», поставляющее свою продукцию в 54 страны мира. На втором месте — абсолютный лидер основного рейтинга ОАО «Минерально-химическая компания “Еврохим”», организовавший экспортные поставки в 47 стран. Третье место принадлежит ОАО «Каустик» — 36 стран, за ним следуют волгоградское ОАО «Химпром» (28 стран) и ООО «Торговый дом “Волшебный Край”» (27 стран). Широкий размах внешнеэкономических связей характерен только для очень крупных игроков рынка, имеющих вес на международном рынке. В целом у более 85% предприятий, вошедших в рейтинг, география поставок не превышает 10 государств. Отдельно следует отметить, что у 11% компаний география экспортной деятельности ограничена одной страной.

По количеству получателей лидер тот же: ОАО «Минерально-химическая компания “Еврохим”» (490 контрагентов-импортёров). Второе место занимает уже упомянутое ОАО «Каустик» (280 контрагентов-импортёров), третье у ЗАО «ВМЗ “Красный Октябрь”» (257 контрагентов-импортёров). Столь высокий показатель — опять-таки — не всеобщая характеристика. Почти 40% участников рейтинга работают не более чем с десятью получателями экспортируемой продукции.

Динамике экспорта крупнейших экспортёров Юга могут позавидовать многие отрасли (см. таблицу 2). За год суммарный прирост экспорта у 200 компаний составил 67%. Конечно, среди лидеров есть такие предприятия, которые в 2006 году экспортом вообще не занимались, а в 2007 году только начали активно осваивать этот вид деятельности или вообще были созданы лишь в прошедшем году и прекрасно стартовали.

В то же время у 30 компаний-участников рейтинга (15% от общего количества крупнейших экспортёров) в 2007 году зафиксировано снижение объёмов экспортных поставок. Существенное падение этого показателя, больше чем на 10%, отмечено у 26 компаний (13% от общего количества). Отчасти это может быть объяснено переориентацией поставок на внутренний рынок.

Существующая структура внешнеэкономического оборота, в том числе и экспортной составляющей южного региона, сложилась не за один год. По большому счёту, соотношение и характеристики экспорта и импорта лишь отражают развитость экономики региона, её сильные и слабые позиции, выступая следствием развития, а не его причиной. Увеличение экспорта наукоёмкой продукции возможно только в результате роста её эффективного производства. Пока мы не сможем говорить о бурно развивающихся наукоёмких отраслях, экспорт ЮФО будет характеризоваться сохранением преобладания вывоза сырьевых товаров и полуфабрикатов в страны дальнего зарубежья.

200 крупнейших экспортёров ЮФО
20 наиболее динамичных компаний
Топ-20 стран-экспортёров в 2007 году по объёму экспорта

По данным Южного таможенного управления в первом полугодии 2008 года объём экспорта оценивается в 5,4 млрд долларов, увеличившись относительно соответствующего периода 2007 года на 11,9%. Объём импорта за этот же период вырос на 38 %, до 5,8 млрд долларов.

Поэтому сальдо внешней торговли стало отрицательным (минус 400 млн долларов).

«Эксперт Юг» №22 (28)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама